"Виды труда дошкольников" консультация для родителей и педагогов
консультация

Доронина Светлана Владимировна

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида деиского труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vidy_truda_doshkolnikov.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей «Виды труда дошкольников»

Самообслуживание

        Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, дежурства, труд в природе и ручной труд.  

       Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

        Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение  самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

         В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.

          В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд  становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей  взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.

         В старшей группе  приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются  знания  поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.

           В подготовительной группе закрепляются умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

        Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет статус ребенка в группе сверстников. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует проводить  беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование  и  планомерная систематическая работа воспитателя. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на  поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание  помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.

В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается  участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.

Примерное содержание труда:

  • расставлять игрушки, расставлять книжки;
  • расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;
  • раскладывать в коробки отточенные карандаши;
  • убирать и протирать влажной губкой  строительный материал;
  • переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;
  • мыть игрушки;
  • собирать игрушки перед уходом с прогулки;
  • поливать песок из леек;
  • подметать в домиках и прочих постройках;
  • протирать на веранде скамейки, полки;
  • собирать мусор;
  • сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;
  • расчищать дорожки от снега и т.д.

В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей  прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

Примерное содержание труда:

  • убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;
  • поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);
  • стирать кукольное белье;
  • протирать, мыть легко моющие игрушки;
  • отбирать подлежащие ремонту книжки,  коробки, игрушки;
  • подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;
  • расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;
  • готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.

В старшей группе  труд обогащается по содержанию, становится  систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут  самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.

Примерное содержание труда в старшей группе:

  • содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
  • протирать мебель;
  • стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;
  • мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;
  • подметать пол, дорожку во дворе;
  • помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;
  • оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести  вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;
  • проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку,  поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);
  • оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.

         Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями. Мимика,  интонация, взгляд,  жест, слово,   выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство – действенные средства  в  воспитании ребенка младшего  дошкольного возраста.  Получая положительные эмоции,  ребенок старается справиться с трудностями. Педагогу  важно  поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.

Труд в природе

Труд в природе – участие в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, цветнике. Труд в природе важен для  развития навыков,  воспитания нравственных чувств, экологического образования.

В младшей группе  Воспитатель привлекает внимание детей, поддерживает  их интерес,  организует наблюдения, организует труд с участием детей. Называет части растений, трудовые действия; расширяет  и активизирует словарь детей. Объясняет необходимость ухода за растениями и животными.

Примерное содержание труда детей под руководством воспитателя:

  • поливать растения; протирать крупные листья;
  • сажать лук, крупные семена овощей; сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;
  • кормить рыбок;
  • собирать урожай лука, редиса, фасоли;
  • убирать с клумбы или грядки высохшие растения;
  • подкармливать птиц;
  • собирать природный материал и т.д.

В средней группе – труд усложняется. Дети сами   под контролем взрослого выполняют  работу:  поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др.  Дети осознают  зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.

Примерное содержание труда детей:

  • поливать растения, протирать крупные листья, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора;
  • рыхлить землю в вазонах специальными палочками;
  • кормить рыб, подкармливать птиц, других животных;
  • мыть кормушки, ракушки, камушки из аквариума;
  • высаживать лук в ящики;
  • поливать грядку, клумбу;
  • сеять крупные семена растений;
  • собирать природный материал;
  • собирать семена дикорастущих трав, ягоды;
  • убирать высохшие листья растений с грядки;
  • собирать урожай лука, редиса, моркови, фасоли, огурцов и т.д.

В старшей группе  появляются объекты с более сложным уходом. Труд  становится систематический, увеличен его объем. Дети опрыскивают комнатные растения, сметают пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, подкармливают; высаживают рассаду; перезаряжают аквариум и др. Наблюдают, отмечают происходящие изменения, различают по характерным признакам, обнаруживают закономерности и связи между отдельными явлениями.

Примерное содержание труда детей:

  • посев зерна на зеленый корм птицам;
  • высадка лука, корнеплодов, петрушки, укропа  в ящики;
  • черенкование растений;
  • высевание семян огурцов, помидоров, перца на рассаду;
  • высевание  семян цветов  на рассаду;
  • поливка грядок,  саженцев;
  • обкапывать кусты, деревья, перекапывать землю под посадки и посевы;
  • мытье комнатных растений;
  • подготовка  корма птицам;
  • мытье аквариума (стенки, камешки, ракушки, кормушки);
  • сбор урожая;
  • укрывание кустов многолетников листвой;
  • уборка сухой ботвы  с грядок;
  • прополка, полив посевов;
  • окучивание растений на огороде и т.д.

           Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

          Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.  

       Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды труда. Труд в природе

СодержаниеВведение1. Виды труда дошкольников 2. Труд в природе Заключение Список литературы Приложение...

Виды труда:Хозяйственно-бытовой труд дошкольников

СодержаниеВведение1. Виды труда дошкольников 2. Хозяйственно-бытовой труд  дошкольниковЗаключение Список литературыПриложение...

«Развитие личности в трудовой деятельности» (виды труда и их освоение детьми, оборудование; руководство трудом).

Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у детей нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда....

Семинар для педагогов «Виды труда и формы его организации в детском саду и семье»

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современны...

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...