Игровые упражнения направленные на дифференциацию звуков С-Ш
методическая разработка (старшая группа)

Яковлева Ирина Сергеевна

Игровые упражнения направленные на дифференциацию звуков С-Ш 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения, направленные на дифференциацию

звуков С – Ш на слух и в собственной речи

Упражнение «Спой песенку»

На стадии постановки звука С (Ш) ребенка знакомят с графическим изображением положения органов артикуляции. На рисунке показано положение языка, зубов, губ в произнесении данного звука. Ребенка просят «спеть песенку водички». Для этого, надо положить язык за нижние зубки, зубки поставить «заборчиком», губы    - в «улыбку», горлышко «молчит». Для «песенки змеи» - поставить язык в виде «чашечки» за верхние зубы, зубы поставить «заборчиком, губы – «колечком», горлышко «молчит».

Для закрепления изолированного звука можно выполнить упражнение на последовательное проговаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой.

Когда ребенок самостоятельно научиться «петь песенку змеи» и «песенку водички» с целью различения этих звуков, можно предложить следующее: поднимая картинки «водички» или «змеи», попросить ребенка спеть соответствующую песенку. Постепенно опора на наглядные схемы минимизируется.

Упражнение «Какую песенку поем?»

На листе бумаги нарисованы два или более героев, например, попугай Кеша и бурундук Чип. Просим ребенка узнать, какую песенку поѐт попугай Кеша. Для этого ребенок глазами должен проследить по линии - «дорожке». В конце «дорожки» нарисованы картинки змеи и водички. Ребенок произносит соответствующие звуки – Ш или С. На первых этапах можно рисовать «дорожки», которые отличаются друг от друга полутоном одного цвета: темно и светло синий и т.п. В дальнейшем линии могут быть одного цвета.

Упражнение «Узор»

Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать смешиваемые звуки на слух, но и развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Просим ребенка внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш их графическое изображение. Таким образом, должен получиться узор, образец которого нужно подготовить заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявить ребенку для сравнения.

Например: С, С, Ш, Ш, С, Ш и т.д. Выкладка ребенка:

Упражнение «Шнурки»

Данное упражнение ориентировано не только на формирование умения дифференцировать смешиваемые в произношении звуки, но и на развитие мелкой моторики пальцев рук, на формирование зрительно-пространственных представлений и бытовых навыков – шнуровка. Последовательное чередование действий способствует формированию программы действий.

Оборудование: макет для шнуровки с прозрачными кармашками. Макет можно сделать из обычного плотного картона, сложив по 1/5 с обеих сторон.

Далее сверху приклеить изображение мультипликационного героя и сделать отверстия для шнурка с помощью дырокола. Прозрачные карманы позволяют быть макету более функциональным: можно изменять содержимое кармашков, вставляя или буквы, или графические изображения        автоматизируемых или дифференцируемых   звуков.   Цвет   шнурков   также можно менять. Например, красный и синий шнурки помогут ребенку различать цветовое обозначение гласных и согласных звуков.

Пример выполнения задания на дифференциацию звуков С и Ш:

Взрослый разыгрывает ситуацию: «Кот Леопольд решил пойти на прогулку, а в пасмурную погоду обязательно надо тепло одеться и застегнуть крутку. Кот просит тебя помочь ему и застегнуть его куртку. Чтобы это было сделать легко, надо запомнить простую песенку: С– Ш – С – Ш – С и т.д.». далее  просим ребенка взять в левую руку шнурок и продеть его через отверстие («домик») звука С; взять в правую руку другой шнурок и продеть в отверстие звука Ш. При этом надо произносить по порядку звуки С и Ш.

Упражнение «Редактор»

Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать в собственной речи смешиваемые звуки (с – ш), но и развивает зрительное внимание и память.

Инструкция: «Когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачеркивай те, название которых начинается на звук с (ш)». Таким образом, данная форма упражнения может быть использована неоднократно.

Усложненные вариант: «Зачеркивай картинки, которые начинаются на звук С и обводи в кружок те, которые начинаются на звук Ш».

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Необходимо внимательно слушать и закончить фразу нужным рисунком.

 

Дидактическое упражнение «Повтори чистоговорки»

Это упражнение позволяет в игровой форме закреплять умение четко произносить звуки С и Ш во фразовой речи. Необходимо попросить ребенка по картинке повторить чистоговорки с опорой на графемы (замена слова картинкой).

Например:

Мышки мишке вымоют миску.

Кошка спит, а мышку видит.

кот

cat1

!

06_05_2005_18_22_50_0

Шесть тараканов с ложкой, нашли одну крошку.

6

ложка

!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...

Игровые упражнения, направленные на развитие правильного звукопроизношения

Работа над закреплением правильного звукопроизношения в игровой форме с детьми 5-7 лет.Игровые упражнения позволяют ребенку относиться к занятиям с большим интересом и хорошим настроением, что по...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...

Дидактическое упражнение, направленное на автоматизацию звука «Рисунки Микки Мауса (недостающие детали)»

Игра п Для  упражнения необходимо разрезать стимкльный материал.  При произнесении фразы достигается максимальная концентрация звуков  в словосочетании, во фразе Ребёнок, выбрав и...

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Игровые ситуации по развитию речи, направленная на дифференциацию звука «Ф»

Игровые ситуации   по развитию речи, направленная на дифференциацию звука «Ф»[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"20131290","attributes":{"alt":"","class":"media-...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ и игрового модуля Фребеля по дифференциации звуков [Ж] и [Ш] «Змейка и Жук»

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ и игрового модуля Фребеля по дифференциации звуков  [Ж]  и  [Ш] «Змейка и Жук»...