Игровые упражнения, направленные на развитие правильного звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Работа над закреплением правильного звукопроизношения в игровой форме с детьми 5-7 лет.

Игровые упражнения позволяют ребенку относиться к занятиям с большим интересом и хорошим настроением, что положительно влияет на результат 

и облегчает процесс закрепления правильных звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения, направленные 

на развитие правильного звукопроизношения

  •   «Сирена». Дети становятся друг за другом и поднимают руки в стороны — вверх до встречи их ладонями. Одновременно с движением рук произносят любой гласный звук или длительный согласный сначала тихо, постепенно усиливая звук, и, когда ладони встречаются, совсем громко. Затем ребенок, стоящий в шеренге первым, уходит на последнее место. Следующий за ним, став первым, произносит другой звук.
  • «Поезд». Дети становятся друг за другом в шеренгу. Услышав  гудок (стоящий первым произносит: «У-у-у»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Все произносят звук чччч-чччч-чччч в определенном ритме. Когда поезд убыстряет ход, этот звук сливается и превращается в звук щ, когда замедляет — вновь слышится чччч-чччч-чччч, и поезд останавливается. Можно создавать варианты этой игры для упражнения в произнесении различных звуков. Так, колеса товарного состава говорят: «Та-та-та-та, та-та-та-та, тата-тата'», пассажирский поезд идет скорее: «Та-та, та-та та-та, та-та», электричка дает сигнал: «Фи...» и т. д.
  •  «Кто кого». Дети (6—10 человек) становятся в два ряда напротив друг друга, и поочередно каждая пара тянет громким голосом один из гласных звуков (а, о, у, э, ы,а). Кто из детей дольше протянет свой звук, становится судьей. Таким образом, судьи постоянно меняются. Игра проводится с детьми 5—7 лет. и т.д.
  •  Игры на закрепление правильного звука можно проводить только с теми детьми, которые уже правильно произносят этот звук, но еще не всегда употребляют его в словах.
  • Дети, не умеющие произнести этот звук, в игре не участвуют. Они усаживаются на стульчики и становятся слушателями. Это полезно для развития их слухового восприятия.
  • Нельзя давать ребенку для заучивания слова и стихи, где есть звуки, которые он произносит неправильно. Это будет лишь закреплять плохое произношение.
  • Очень полезно упражнять в играх сначала те звуки, которые дети обычно правильно произносят, — м, п, ф, н, т и другие. Это закрепляет у них умение четко произносить звуки и различать их между собою.

Примеры игровых упражнений.

  • «Найди пару» (для закрепления звука м). Дети  сидят за столом. Логопед раздает им картинки, названия которых начинаются со звука м, например: мяч, мак, машина, матрешка, морковь и другие. На столе лежат такие же картинки. По вызову ведущего каждый ребенок по очереди встает, громко и четко называет свою картинку, покрывая ею парную, которая лежит на столе.
  • «Магазин» (для закрепления звука п). На столе расставляют игрушки и предметы, в названиях которых есть звук п, например: птичка, прыгалки, полка, петух" и т. д. Предметов берут столько, сколько играющих. Дети приходят в магазин. Выбранную игрушку каждый ребенок громко и четко называет и берет себе. Когда все игрушки раскуплены, ведущим становится тот, кто лучше всех произнес название своей игрушки. Он открывает магазин, громко называя все предметы, которые можно купить. Игра повторяется.
  • «Чего не хватает?» (для закрепления звука ф). Логопед размещает на столе предметы, в названиях которых есть звук ф, например; флажок, фартук, кофта, формочки, фуражка. Логопед вызывает ребенка. Тот подходит к столу и, осмотрев все предметы, называет их. Затем поворачивается спиной к столу, а воспитатель в это время убирает один из предметов. Ребенок должен посмотреть и сказать, чего не хватает. Эта игра одновременно развивает внимание и память.
  • «Дождик» (для закрепления звука к). Заранее разучивается текст стихотворения «Дождик»:

«Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва —

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять — Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

 От дождя себя укроем».

  Логопед читает стихотворение и показывает, что должны делать дети.   Сначала они свободно гуляют по комнате. Со словами: «кап, кап, кап, кап» — хлопают в ладоши, идут медленно, говоря: «кап, кап, кап, кап». Произнося слова: «Стали капли поспевать...», —г повторяют то же, но быстрее. Когда скажут слова: «Зонтик поскорей раскроем...», показывают, как открывают зонтик и прячутся под ним.  повторении игры стихотворение постепенно заучивается наизусть всеми детьми. Во время игры они произносят его все вместе.

  •  «Насос» (для закрепления звука с). Дети сидят на стульях. Логопед говорит: «Собирайтесь на прогулку. Поедем на велосипедах. Надо накачать шины. Возьмем насосы и будем накачивать шины». Дети - за логопедом, по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с-с-с-с, подражая работе насоса.
  • «Лото» (для закрепления звука с в словах).  Логопед    раздает   детям    большие    карточки    с     картинками,    названия   которых   начинаются    с . На столе стопкой, изображением вниз лежат маленькие карточки,  «покрывашки», с такими же картинками. Дети по     очереди берут из стопки карточку и громко спрашивают: «У кого скамейка?»  и т.  д. Имеющий на большой   карточке названную картинку отвечает:  «У меня скамейка, дай мне скамейку». Выигрывает тот, у  кого  все картинки окажутся покрытыми.   Логопед   внимательно   следит, чтобы звук с произносился   четко.
  • «Соня   и  3ина» (для закрепления  и   различения звуков с,  с', з, з'). Логопед показывает детям две красивые новые куклы. «Ребята, эта кукла —Соня, а эта — Зина. Их купили в магазине. Соня — резиновая, а Зина — из пластмассы.  Их можно купать, одевать и раздевать. Теперь вы скажите, как зовут кукол и из чего они сделаны». Дети повторяют.«Дети, скажем все вместе: «Здравствуйте, Соня и Зина!(Дети говорят.) Соня, сядь на стул, вот сюда. Зина, и ты сядь на стул, сюда. Теперь будем угощать наших кукол.  Поставим на стол вазу с изюмом и пастилой. Соня, возьми изюм. Зина, возьми пастилу, пастила сладкая, изюм вкусный! Соня съела изюм и сказала: «Спасибо». Зина съела

пастилу  и тоже сказала:   «Спасибо». Давайте, дети, выучим  стишок:.

«Приходите, Соня,   Зина,

Приходите все сюда,

Будем петь и веселиться,

Будем веселы всегда!»

В игре чередуется индивидуальная речь и коллективная. Логопед по очереди говорит с каждым ребенком. Сначала он предлагает повторить нужные слова, а затем дети самостоятельно говорят, обращаясь к куклам.

Игры следует выбирать, учитывая индивидуальные особенности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе логопункта упражнений, направленных на закрепление правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики рук

Участие в республиканском конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа учителя-логопеда 2012 года"...

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Картотека подвижных игр, игровых упражнений, направленных на формирование правильной осанки.

Подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки....