Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Неумение распределить речевой выдох отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, при  повышенной нагрузке на речевую систему и при неправильном  речевом дыхании может возникнуть заикание. Развитие правильного речевого дыхания лежит в основе  лечения и профилактики  заболеваний верхних дыхательных путей, астмы, неврозов. Воспитание у ребенка правильного речевого дыхания  имеет большое значение при произнесении различных звуков речи,  отражается на качестве звукопроизношения в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

муниципального образования    город  Краснодар   

 «Детский сад комбинированного  вида " Сказка",  структурное подразделение №156

350072 Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар , ул. им. 40- летия Победы , 29/2 тел/факс (861) 257-10-89

e-mail: KRSSkazka156@mail.ru

Использование дидактических упражнений, направленных  для развития правильного дыхания,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: учитель-логопед МБДОУ  

                                                                                  «Детский сад комбинированного 

                                                                            вида " Сказка", структурное

                                                                                      подразделение №156 г. Краснодара

                                                                  Климова Светлана Ивановна

Упражнения на развитие правильного дыхания

Упражнение№1  «Осенние  листочки»

 Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Упражнение выполняем стоя. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы дети не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не надувая щек. Повторяем 3-5 раз.

Упражнение № 2 «Качаем куклу»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Дети стоят, спины прямые, на руках держат кукол.

Педагог показывает, как нужно укачивать кукол. Повторяем 3-5 раз.

Упражнение  № 3 «Понюхай цветок»

Цель: развитие длительного, глубокого выдоха. Упражнение выполняем стоя. Медленно набираем воздух через нос.

Предварительно педагог показывает,  как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

Когда упражнение отработано, на выдохе можно произносить фразу:  «Ах, как пахнет  цветок » Повторяем 3-5 раз.

Упражнение № 4 «Поезд»

Цель: развитие глубокого вдоха. Упражнение выполняем стоя или сидя.

Воспитатель показывает картинку с изображением поезда  и объясняет, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-У-У». Повторяем 3-5 раз.

Упражнение № 5  «Часики».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед-назад произносить «тик – так».

Повторить 10-12 раз.

Упражнение № 6 «Трубач»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

Упражнение  №7 «Помаши крыльями».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Как «петух» встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Упражнение № 8  «Каша кипит».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь (выдыхая воздух втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При вдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 9 «Паровозик».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух –чух чух».

Повторить в течении 20 – 30 сек.

Упражнение  № 10 «На турнике».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 11  «Партизаны»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага – вдох, на 6-8 шагов выдох с произнесением слова

«ти-ш-ш-ше». Повторить 1,5 мин.

 Упражнение №12 «Насос».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссссс!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 13  «Регулировщик»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.

Упражнение № 14 «Летят мячи».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Упражнение № 15  «Вырасти большой».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-у-х-х». Повторить 4-5 раз.

Упражнение№ 16  «Лыжники»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». Повторять 1,5-2 мин.

Упражнение № 17 «Маятник»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-у-х-х-х» Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

Упражнение №18  «Гуси летят».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Медленная ходьба по комнате. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опуститься вниз с произнесением «г-у-у-у». Повторять 1-2 мин.

Упражнение №19 «Семафор».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с».Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 20 «Гуси»

и.п.-о.с .Наклон вперед, руки

назад-медленно выдох: ш-ш-ш-ш-ш.

Упражнение № 21 «Ежик»

Наклон вперед, согнуться. Медленный выдох: Ф-ф-ф-ф-ф—ф.

Упражнение № 22 «Цыпленок»

и.п.- о.с. Подняться на носки голову вверх.На выдохе : пи-пи-пи-пи-пи.

Упражнение № 23 «Филин»

И.п – о.с. Руки в стороны, махи руками вверх вниз (крылья )

На выдохе у-у-у-у-у- (филин летит )

Упражнение № 24 «Сова»

а) Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад . через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, с силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.

б) Опустить руки, уронить голову на грудь.

в) Повторить, держа рукой правое плечо.

Упражнение № 23 «Горячая монетка»

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. (4-6 сек) Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине  ладоней – ощущение «горячей монетки в центре ладоней. (2-3 сек.) Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой одновременно квадраты с разных точек.

Упражнение № 25 «Поезд» Поезд отправляется: «Ту-ту-у!», «Ту-ту-у!» (Вдох - продолжительный выдох.)

Движенье ускоряется: «Чух-чух-чух…» (Короткий шумный вдох носом – выдох.)

Остановка – расслабляется: «С-с-с… (Вдох – продолжительный выдох.)

Упражнение № 26 «Мя-у! – Фр-р-рр!»

Взрослый читает стихотворение, а дети выразительно произносят звукоподражания на выдохе.

Кошка, как тебя зовут? – Мя-у (мя-у, мя-у…).

Стережёшь ты мышку тут? –Мя-у (мя-у, мя-у)

Дети поглаживают по коленям ладошками на протяжно-мелодичное «Мя-у».

Кошка, хочешь молока? – Мр-р-рр! Мр-р-рр!

А в товарищи щенка? – Фр-р-рр! Фр-р-рр!

Со звукоподражанием «фр-р-рр!» дети делают глубокий выдох и «выпускают когти».

Упражнение № 27«Корова» (регулировка процесса дыхания,

развитие дыхательных мышц)

Вот мы слышим -  на лугу

Зазвучало: «Му-му-му!»

Будем тоже мы мычать и дыханье проверять.

 (Дети делают глубокий спокойный вдох и продолжительный выдох – «му-у-у…»)  

Упражнение № 28 «Волк» (нормализация тонуса дыхательных мышц)

Волк зимой холодной

В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)

«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)

Упражнение № 29 «Сердитый ёжик» (отработка правильного дыхания)

Потерял сегодня ёжик пару новеньких сапожек.

Он расстроился, присел и сердито запыхтел:«Пф – пф -  пф»… «Ф-ф-ф-ф…»

 (Короткий вдох через нос – пауза – несколько редких выдохов или продолжительный выдох.)

Упражнение № 30  «Слоник» (регулировка процесса правильного дыхания)

Я – весёлый слоник Бой,

Я люблю играть с водой.

Воду хоботом беру, (При вдохе дети имитируют всасывание воды хоботом.)

А потом, как лейка, лью. (При выдохе – имитируют разбрызгивание воды; воздух выдыхается через сжатые зубы.)

Упражнение № 31 «Чья птичка дальше улетит?»

На столах у края столешницы, вырезанные из тонкой бумаги птички. Педагог показывает, как нужно подуть на одном выдохе через рот, чтобы птичка полетела вперед. Участвуют 2-3 ребенка,  остальные наблюдают,  чья птичка дальше улетит.

Упражнение № 32 «Сдуй снежинку с рукавички»

Для игры понадобится вырезанная из  тонкой бумаги снежинка.

Педагог показывает ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с ладошки. Затем вновь размещает снежинку на ладошке, подносит ее к губам малыша,  просит  ребенка подуть на снежинку.

Упражнение № 33   «Скажи и покажи» (отработка правильного дыхания)

Те,  кого охватывает страх,  произносят слово «Ах!» Ребенок  повторяет на выдохе: «Ах»

Кто встречается с бедой,  произносят слово «ОЙ!» Ребенок  повторяет на выдохе: «Ой»

Кто отстанет от друзей, произносит слово «ЭЙ!» Ребенок  повторяет на выдохе: «Эй»

У кого захватит дух, произносит слово «УХ!» Ребенок  повторяет на выдохе: «Ух»

Упражнение № 34   «Гуси» (нормализация дыхательной функции)

Жили у бабуси (Стоя, руки назад книзу; поднять голову.)

Два сердитых гуся. (Наклониться вперёд, прогнувшись, вытянуть шею – глубокий вдох.)

«Ш – ш – ш…» (Продолжительный выдох.)

Упражнение № 35   «Ворона» (активизация дыхательной функции)

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица, охрипла и потом

Стала петь беззвучно и с закрытым ртом. (На выдохе дети поизносят звуки)

Упражнение № 36 «Птичка-невеличка» (отработка правильного дыхания)

Вот так птичка, собой невеличка!

Станешь дуть, а она: «Фьють! Фьють!» (Стоя, руки за спиной, сделать спокойный вдох и несколько энергичных выдохов, работая мышцами живота и произнося: «Фьють!»)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федоренко Л.П.,  Фомичева Г.А.,  Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1984 г.
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.– М. Просвещение, 1979 г.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. Просвещение , 1971 г .
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей., - М, Просвещение, 1981 г.
  5. Ушакова,  А.Г. Арушанова О.И. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.,  - М. Просвещение. 1996 г.
  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи..,  - М. Просвещение. 1988 г.
  7. Козырева Л.М Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков звукопроизношения.. – М. Издат-Школа .2000 г.

     8.   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:  

            Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по    

            спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989.

  1. Новиковская О.А. «1000 игр и упражнений для развития речи»,   Астрель,  2010 г.

10. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи  дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008.

11. Новомлынская Т.А. «Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Армавир, 2010. –  44 с.

12. Куликовская Т.А.  100 упражнений для формирования словаря дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставл...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫв старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...