Консультация для родителей ТЕМПЕРАМЕНТ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Наша задача – раскрыть родителям важнейшие стороны психического развития ребенка и рекомендовать соответствующие приемы воспитания, подчеркнув, что надо знать и уметь видеть то, что характерно для каждого ребенка, и то, что можно наблюдать только у своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_chto_eto_takoe_.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМПЕРАМЕНТ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Наша задача – раскрыть родителям важнейшие стороны психического развития ребенка и рекомендовать соответствующие приемы воспитания, подчеркнув, что надо знать и уметь видеть то, что характерно для каждого ребенка, и то, что можно наблюдать только у своего ребенка.
Наряду с возрастными и психологическими закономерностями развития, характерными для дошкольного возраста, каждый ребенок обладает еще и индивидуальными, присущими ему одному особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подвижен и уравновешен, четвертый пассивен и чувствителен к воздействиям.
Чем это объяснить?
С рождения каждый ребенок обладает определенным типом высшей нервной деятельности. От типологических особенностей нервной системы зависят сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности проявляется в общей подвижности, в быстроте реакций, в темпе речи, в том, как скоро и легко возникают чувства, и в силе их выражения.
В воспитании детей психологи рекомендуют опираться на традиционное представление о четырех типах темперамента: с преобладанием черт сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика. В «чистом виде» любой тип темперамента встречается редко, хотя у детей он проявляется ярче, чем у взрослых (так как под влиянием воспитания у взрослого человека выработаны соответствующие качества – сдержанность, уравновешенность, быстрота реакций, воля, самоконтроль, общественный долг и др.). Поведение детей в большей степени, чем у взрослых, зависит от того, каким темпераментом они наделены.
Что же приходится иметь в виду в подходе к детям, если учитывать их индивидуальные особенности?
Ребенок, обладающий САНГВИНИЧЕСКИМ темпераментом, эмоционален, впечатлителен, весел и жизнерадостен, активен.
При правильном воспитании он не склонен к капризам, коммуникабелен, быстро находит место в обществе сверстников. Такие дети с одинаковым интересом могут играть и в подвижные и в спокойные игры, сосредоточенно заниматься, тщательно выполнять поручения.
Ребенок с ХОЛЕРИЧЕСКИМ темпераментом безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Он чрезмерно подвижен, энергичен, стремителен, импульсивен (в большей степени, нежели его сверстники, обладающие иным темпераментом). Шумные игры, возня для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Он контактен, бойко отвечает на вопросы взрослых.
В воспитании таких детей на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки, сдержанности, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания.
ДЕТЕЙ-ХОЛЕРИКОВ полезно переключать от подвижных, шумных игр на спокойные игры. Следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях: от подвижности они утомляются и допускают срыв в поведении.
ДЕТИ - ФЛЕГМАТИКИ спокойные, медлительные, обычно они не доставляют хлопот родителям. В противовес холерику они заторможены, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но и в моторике. Такой ребенок нетороплив, все делает медленно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, что нередко становится причиной их недовольства. («Разве не слышал, что тебе сказано!») В воспитании таких детей следует взять за правило: не раздражаться на медлительность; не делать за ребенка того, что он в силах сделать сам (что, кстати, относится ко всем детям без исключения!) Привлекать к играм и гимнастическим упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве; давать трудовые поручения.
Особое внимание следует уделять воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, ибо его активность невысока, и он склонен делать то, что ему велят.
Ребенок с МЕЛАНХОЛИЧЕСКИМ темпераментом эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, к обостренному восприятию даже самой маленькой обиды. Чувства свои он не выражает бурно, чутко реагирует и на тон, и на настроение взрослого. Такие дети трудно адаптируются к условиям дошкольного учреждения, долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу. Они особенно нуждаются в подбадривании и ласке, а строгий тон допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако в подходе к ним недопустима и другая крайность – излишняя опека. Это может изнежить, сделать их эмоционально незакаленными, легкоранимыми. Зато при правильном воспитании характерная для таких детей повышенная чувствительность к педагогическим воздействиям вырабатывает у них такие ценные качества, как деликатность, чуткость, отзывчивость, такт, скромность. Часто можно слышать: «весь в отца», или «весь в мать». Но дело здесь не в наследственности, а в том, что, постоянно находясь, бок о бок с взрослыми членами семьи, ребенок, так или иначе, подражает им. Отсюда и создается видимость, что дочь общительна, как мама; сын упрям, как старший брат или нерасторопен, как отец. Черты характера не врожденны, они приобретаются.
У любого ребенка можно сформировать лучшие черты характера. Успехи в труде, учебе, добрые отношения с людьми доступны всем детям. А это зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребенку с учетом всех его особенностей и возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Темперамент Вашего ребенка"
Темперамент ребенка - неотьемлемая часть его личности. Знание особенностей каждого типа темперамента позволит найти родителям общий язык со своим ребенком....
Консультация для родителей "Темперамент"
Темперамент вашего ребенка...
Консультация для родителей " Темперамент - основа поведения ребенка"
Дать здания родителям по психологии и повысить их компетентность в понимании поведения ребенка, его причин....
Консультация для родителей "Темперамент и характер ребёнка"
Материал консультации содержит сведения о типах темперамента и их основных чертах. Даны рекомендации по воспитанию характера....
Консультация для родителей "Темперамент ребенка"
Консультация для родителей на тему: "Темперамент вашего ребенка". Анкета на тему: "Какой тип темперамента у вашего ребенка"...
Консультация для родителей «Темперамент: учимся понимать ребенка»
В данном материале рассматриваются различные типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флематик , Родителям будет гораздо проще понять ребенка, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развит...
Консультация для родителей. Темперамент - основа поведения ребенка.
Темперамент - основа поведения ребенка....