"Это МОЙ выбор!"
статья (старшая группа)

Заварзина Елена Валерьевна

Статья в помощь родителям . Как помочь ребенку-дошкольнику  овладеть навыками выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_vybor.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

"Это МОЙ выбор!"

В современном  мире даже взрослые люди  ежедневно сталкиваются  с проблемой большого выбора и разнообразных возможностей. Но вместо того, чтобы чувствовать себя более удовлетворенными, часто запутываются в избыточном количестве информации и страдают от мук выбора. Особенно сложно  принять нужное решение  ребенку, ведь ему просто не хватает опыта, чтобы сделать осознанный выбор.

Поэтому для успешного обучения в школе, будущему первокласснику важно научиться выбирать самое важное, полезное и объяснять свой выбор. Попробуйте поговорить с детьми об этом.  Спросите у ребенка: Что такое выбор? Легко ли  его сделать? Что тебе выбирать всегда легко? Что ты любишь выбирать и почему именно это? Как тебе больше нравится: решать самому или чтобы за тебя выбирали другие люди, кто именно: родители, друзья? Почему бывает сделать выбор сложно? Пусть расскажет из личного опыта, когда он сделал выбор сам, а когда ему помогли в этом другие люди. Поинтересуйтесь, как он понимает «правильный и неправильный выбор»? Если ты сделал неправильный выбор, как это исправить?

Общие рекомендации по ситуациям выбора
1. Спрашиваем, просим объяснить
Почему он выбирает именно эту игру, мультик, книгу? Почему поступает так,а не иначе? С кем дружит и почему?
Вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и
исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.
Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и
мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.
2) Не давите на ребенка
Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это
совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не
считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.
Чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные
решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут
расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут
действовать самостоятельно.
Хвалите своих детей в их первых шагах собственного выбора, при этом не
акцентируйте их внимание на ошибках. Так вы будете помогать им расти
смелыми, уверенными в себе людьми и гармонично развитыми личностями.
3) Задаем правильные ориентиры
Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись пару раз и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение. В данном случае, вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка.

Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия,
в результате которого малыш сделал выбор.
Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок
будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители
прививают ему с рождения. Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.
4) Ошибки неизбежны.
От ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе.
Однако, ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь говорят: опыт –
лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при
условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький
упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует.
Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно
изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.
Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий.
Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока
научился держать равновесие? Но ведь научился же?

Безусловно, нужно всегда держать ребенка в поле зрения, обеспечивая ему безопасность. Но и предугадывать каждое его действие по принципу «подстелить соломки» - это будет скорее медвежья услуга, чем забота. Ребенок имеет право на ошибки, на свои ошибки, чтобы накопить свой жизненный опыт.  В процессе ошибок ребенок переживает эмоции, пусть они не всегда приятные, но, тем не менее, это уроки, которые он запомнит лучше, чем какие-то мифические рассказы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопредставление. О себе и нелёгком выборе профессии.

Самопредставление. О себе и нелёгком выборе профессии.                                       ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Выборы президента"

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. в настоящее время возрастает актуальность пробле...

эссе.Выбор профессии.

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задает этот вопрос . И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как поня...

«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.

Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента», ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента»,ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»...