Методическая разработка «Танграм» - развивающая игра для детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Сафронова Ольга Викторовна

Аннотация к методической разработке

      Данная разработка представляет собой методический материал в виде буклета для игры «Танграм».

 

Введение

      «Танграм» — старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. «Танграм» — одна из множества вариаций игр, в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определённое число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объёмных.

      Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись, как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии, с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и янь». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудие труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

Актуальность

      Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Именно поэтому я хочу остановиться игре «Танграм».

 

Цели:

 

  • развивать у детей памяти, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное);
  • формировать у детей восприятие цвета, величины и формы;

Задачи:

 

  • вырабатывать усидчивость, терпение;
  • воспитывать в детях необходимые качества к выполнению поставленной задачи;
  • упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана;
  • научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам.

 

Условия использования:

      Познакомить педагогов и родителей с приёмами использования головоломки «Танграм». Показать возможности для развития ребёнка в самостоятельной и в совместной игре со сверстниками. Возрастные критерии от 2,5 до 7 лет.

      Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

      Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

  • в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов;
  • при составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости;
  • элементы фигур должны примыкать один к другому.

Основная часть

      Головоломку «Танграм» для дошкольников можно приобрести в магазине, а можно сделать дома самостоятельно. Для изготовления танграма возьмите плотный картон, начертите на нём квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций. Чтобы сделать игру более интересной, каждый элемент можно обклеить цветной бумагой или раскрасить в определённый цвет.
      Очарование танграма таится в простоте материала, и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью.

      Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют «Танграмом» в честь учёного, который её придумал.

 

 
 http://www.logicville.com/stangmake.gif

 

 

 

      В игре «Танграм» можно выделить 3 основные категории заданий:

  • поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры;
  • нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы;
  • решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.

Первый этап

  • Самое первое упражнение с такой игрой — составление фигуры из двух-трёх элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребёнок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру;
  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, ёлочка, бантик, конфетка и т.д.;

 

      Второй этап

  • Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать
 
 Задания к игре


все 7 элементов головоломки.

 

Третий этап

  • Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

 

 
 Задания к игре


  

 

      Одно из первых заданий на этом этапе — бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребёнком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей.
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

      Это уже посложнее — фигуры человека, бегущего и сидящего.

 

 
 Задания к игре

 

 

      Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь.

Задания к игре

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Таким образом, данные рекомендации позволят достаточно легко и непринуждённо освоить условия и правила игры.

 

Список использованных источников:

1. Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», - Москва: Марта, 1992г.;

2. Запорожец А.В. «Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста», - Москва: Просвещение, 1978г. – 107с.;

3. Под редакцией Поддьякова Н.Н, Говорковой А.Ф. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника», - Москва: Педагогика, 1985г. – 200с.;

4. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», - Москва: Столетие, 1994г.;

5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка», - Санкт-Петербург: Манускрипт, 1994г.;

6. Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», - Москва: АРКТИ, 2008г. – 72с.;

7. Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения», - Москва: Оникс, 1994г..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №20 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Танграм» - развивающая игра для детей дошкольного возраста»

Автор-составитель: Сафронова О.В.

 воспитатель 2 младшей группы «Бабочки»

Санкт-Петербург, 2021 г.

Аннотация к методической разработке

      Данная разработка представляет собой методический материал в виде буклета для игры «Танграм».

Введение 

      «Танграм» — старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. «Танграм» — одна из множества вариаций игр, в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определённое число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объёмных.

      Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись, как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии, с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и янь». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудие труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

Актуальность

      Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Именно поэтому я хочу остановиться игре «Танграм».

Цели:

  • развивать у детей памяти, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное);
  • формировать у детей восприятие цвета, величины и формы;

Задачи:

  • вырабатывать усидчивость, терпение;
  • воспитывать в детях необходимые качества к выполнению поставленной задачи;
  • упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана;
  • научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам.

Условия использования:

      Познакомить педагогов и родителей с приёмами использования головоломки «Танграм». Показать возможности для развития ребёнка в самостоятельной и в совместной игре со сверстниками. Возрастные критерии от 2,5 до 7 лет.

      Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

      Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

  • в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов;
  • при составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости;
  • элементы фигур должны примыкать один к другому.

Основная часть

      Головоломку «Танграм» для дошкольников можно приобрести в магазине, а можно сделать дома самостоятельно. Для изготовления танграма возьмите плотный картон, начертите на нём квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций. Чтобы сделать игру более интересной, каждый элемент можно обклеить цветной бумагой или раскрасить в определённый цвет.
     Очарование танграма таится в простоте материала, и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью.

      Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют «Танграмом» в честь учёного, который её придумал.

http://www.logicville.com/stangmake.gif

      В игре «Танграм» можно выделить 3 основные категории заданий:

  • поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры;
  • нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы;
  • решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.

Первый этап

  • Самое первое упражнение с такой игрой — составление фигуры из двух-трёх элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребёнок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру;
  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, ёлочка, бантик, конфетка и т.д.;

      Второй этап 

  • Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.Задания к игре

Третий этап 

  • Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

  Задания к игре

      Одно из первых заданий на этом этапе — бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребёнком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей.
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

      Это уже посложнее — фигуры человека, бегущего и сидящего.

Задания к игре

      Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь.

Задания к игре

Заключение

      Таким образом, данные рекомендации позволят достаточно легко и непринуждённо освоить условия и правила игры.

Список использованных источников:

1. Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», - Москва: Марта, 1992г.;

2. Запорожец А.В. «Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста», - Москва: Просвещение, 1978г. – 107с.;

3. Под редакцией Поддьякова Н.Н, Говорковой А.Ф. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника», - Москва: Педагогика, 1985г. – 200с.;

4. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», - Москва: Столетие, 1994г.;

5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка», - Санкт-Петербург: Манускрипт, 1994г.;

6. Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», - Москва: АРКТИ, 2008г. – 72с.;

7. Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения», - Москва: Оникс, 1994г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого  мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая  под...

Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...

Методическая разработка на тему: «Танграм - развивающая игра для детей дошкольного возраста»

Представленная методическая разработка описывает методику работы с развивающей игрой "Танграм"....

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Методическая разработка интерактивной развивающей игры для детей дошкольного возраста Космос"»

Образовательные области:  приоритетная – ОО «Познавательное развитие»;     интеграция -  ОО «Социально-коммуникативное развитие», « Ре...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....

«На помощь петушку!» Методическая разработка интерактивной развивающей игры для детей дошкольного возраста

Использование интерактивных игр на занятиях по ФЭМП у детей дошкольного возраста....