Методическая разработка на тему: «Танграм - развивающая игра для детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Представленная методическая разработка описывает методику работы с развивающей игрой "Танграм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend_po_igre.docx130 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:  «Танграм - развивающая игра для детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Сметанина М.Е.

        Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Именно поэтому я хочу остановиться игре «Танграм».

Что это?

Танграм — старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.

Для чего это?


Танграм для дошкольников способствует развитию:

  • внимания;
  • понимания цвета, величины и формы,
  • абстрактного и пространственного мышления;
  • воображения;
  • логического мышления;
  • комбинаторных способностей.

Как сделать?

Головоломку танграм для дошкольников можно приобрести в магазине, а можно сделать дома самостоятельно. Для изготовления танграма возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций. Чтобы сделать игру более интересной, каждый элемент можно обклеить цветной бумагой или раскрасить в определенный цвет.

«Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Как играть?http://www.logicville.com/stangmake.gif

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

  1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
  2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Легенда

Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

Задания

В игре танграм можно выделить 3 основные категории заданий:

  1. Поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры.
  2. Нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы.
  3. Решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.

С чего начать?

  • Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап 

  • Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.Задания к игре

Третий этап 

  • Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

  Задания к игре

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.Задания к игре

 

Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь. Задания к игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателя по организации игры в среднем дошкольном возрасте

Организация игры и примеры игр в средней группе. Роль и задачи воспитателя в процессе организации игры....

Методическая разработка интерактивной развивающей игры для детей дошкольного возраста Космос"»

Образовательные области:  приоритетная – ОО «Познавательное развитие»;     интеграция -  ОО «Социально-коммуникативное развитие», « Ре...

Методическая разработка «Танграм» - развивающая игра для детей дошкольного возраста»

Аннотация к методической разработке      Данная разработка представляет собой методический материал в виде буклета для игры «Танграм». Введение...

«На помощь петушку!» Методическая разработка интерактивной развивающей игры для детей дошкольного возраста

Использование интерактивных игр на занятиях по ФЭМП у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...