Учим ребенка выбирать!
статья (старшая группа)

Заварзина Елена Валерьевна

Для успешного обучения в школе, будущему первокласснику важно научиться выбирать самое важное, полезное и объяснять свой выбор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vybor.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Для успешного обучения в школе, будущему первокласснику важно научиться выбирать самое важное, полезное и объяснять свой выбор. Попробуйте поговорить с детьми об этом.  Спросите у ребенка: Что такое выбор? Легко ли  его сделать? Что ты любишь выбирать и почему именно это? Как тебе больше нравится: решать самому или чтобы за тебя выбирали другие люди, кто именно: родители, друзья? Почему бывает сделать выбор сложно? Пусть расскажет из личного опыта, когда он сделал выбор сам, а когда ему помогли в этом другие люди. Поинтересуйтесь, как он понимает «правильный и неправильный выбор»? Если ты сделал неправильный выбор, как это исправить?

Общие рекомендации по ситуациям выбора
1. Спрашиваем, просим объяснить
Почему он выбирает именно эту игру, мультик, книгу? Почему поступает так,а не иначе? С кем дружит и почему?
Вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и
исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.
Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и
мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.
2) Не давите на ребенка
Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это
совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не
считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.
Чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные
решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут
расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут
действовать самостоятельно.
Хвалите своих детей в их первых шагах собственного выбора, при этом не
акцентируйте их внимание на ошибках. Так вы будете помогать им расти
смелыми, уверенными в себе людьми и гармонично развитыми личностями.
3) Задаем правильные ориентиры
Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись пару раз и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение. В данном случае, вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка.

Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия,
в результате которого малыш сделал выбор.
Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок
будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители
прививают ему с рождения. Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.
4) Ошибки неизбежны.
От ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе.
Однако, ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь говорят: опыт –
лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при
условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький
упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует.
Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно
изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.
Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий.
Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока
научился держать равновесие? Но ведь научился же?

Рекомендации для родителей, чтобы включить выбор
в повседневную жизнь ребенка.

1. Показывать личный пример решительного поведения.
Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия
и принимайте решение. Ребенок должен это видеть. Можете объяснить ему,
почему вы выбрали именно этот вариант среди других на примере простых
жизненных ситуаций (выбор блюда в кафе, выбор одежды, выбор места для
прогулки или поход на спектакль).
2. Расставлять приоритеты.
Очень часто, находясь перед выбором, дети впадают в оцепенение,
не зная, что выбрать. Они думают, что от этого решения зависит вся их жизнь.Объясните ребенку, что ему придется постоянно что-то решать, поэтому важно научиться расставлять приоритеты. Побеседуйте, о том, что одеть в детский сад, можно долго не задумываться, а вот выбор книги для подарка другу требует времени на то, чтобы взвесить все за и против.
3. Беседовать о литературных героях (мультфильмов, кино,
телепередач).

Далеко не весь опыт ребенок собирает на основе реальной жизни.
Знакомство с художественной литературой и кинематографом, а также
игровая деятельность являются важнейшими источниками опыта для детей
всех возрастов.
Во время чтения книг, просмотра телепередач, спрашивайте у ребенка о
причинах поступков героев, почему они сделали тот или иной выбор и к чему
этот выбор их привел. Делайте акцент на результате этого выбора. Будет
уместно спросить, а как бы ребенок поступил, какой путь он бы выбрал и
почему. Систематическая работа в этом направлении помогает детям
научиться самостоятельно анализировать поступки и чувства героев,
собственные чувства.
4. Предложить поиграть ребенку в игры с ролями.
Например: «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты»,
«Почта», «Строители», «Повар, кафе, ресторан», «МЧС-Спасатели,
Пожарные», «Рыцари и принцессы» и другие. Такие  игры приучают
ребенка к выбору разных ролей, показывают разнообразие траекторий выбора своего пути, дают  возможность  попробовать себя на месте других людей. Ролевые игры развивают у детей более глубокое понимание других людей, а также способность анализировать ситуацию и принимать решения в соответствии с характером игры.
 Будет здорово, если вы увлечете ребенка игрой, чтобы ему захотелось поиграть в неё самостоятельно, например, с игрушками. Ребенку важно примерить на себя разные ролевые модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...

Консультация для родителей по финансовой грамотности «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

1. Совершите с ребёнком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки. Обратите его внимание на разнообразие форм и р...

"Учить или не учить ребенка читать?"

         Учить или не учить ребенка в дошкольном возрасте читать? Почти все родители дошкольников рано или поздно сталкиваются с таким вопросом. К сожалению, далеко не ...

Рекомендация для родителей «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Зачастую совместный поход в магазин детей и их родителей бывает невыносимым. Оказавшись в магазине, ребенок видит товары в красивых упаковках, изобилие сладостей и разнообразие игрушек. Ребенок просит...