Консультация "Развитие памяти дошкольников"
консультация

Пескова  Ирина Леонидовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pamyati_detey.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие памяти дошкольников»

Память позволяет  нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому надо с раннего возраста развивать память детей.

Старайтесь при этом, развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние, осязание тоже помогут ребёнку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребёнок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребёнку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный  под деревом мяч. После прогулки спросите ребёнка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объяснить близкое по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес-гриб, стол-чашка, вода-).    Это поможет припоминанию, и ребёнок в последующих заданиях будет использовать такой приём.

Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приёмами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.

Разложите,  с учётом возраста ребёнка, 4 – 5 (до 10 – 12) картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того, чтобы их легче было запомнить, ребёнок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Слова для запоминания: мяч, ложка, кровать, собака, дерево и т.д. через 20 – 30 минут вы даёте ребёнку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и шесть слов и т.д. чем старше ребёнок, тем больше можно предъявлять картинок и слов для запоминания.

Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой рассказ, а ребёнок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести  тест по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть с ребёнком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы легче было вспомнить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребёнком. Используйте составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторить его 2 – 3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3 – 4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребёнок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие:

Разложите перед ребёнком 8 – 10 картинок (или игрушек). Пусть он рассмотрит их в течение 30 – 40 секунд, а затем накройте салфеткой и предложите ребёнку перечислить их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите ребёнка перечислить то, что вы показали, через час и на следующий день.

Покажите ребёнку картинку с изображением 9 знакомых предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых будут и эти 9 предметов. Ребёнок должен назвать или показать их.

Предложите ребёнку рассмотреть картинку, а затем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке.

На полке стоят 6 предметов. Ребёнок их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а вы производите замену одного-двух предметов и спрашиваете, что изменилось.

Взрослый производит действия, а ребёнок должен их воспроизвести.

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:  окно –   цветок, чашка – молоко, нога – палец, лыжи – холод, книга – учитель, дорога – машина. После этого он поочерёдно называет первое слово из пары и просит ребёнка вспомнить второе слово.

«Угадай – кА!» взрослый даёт словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький,  пушистый зверёк прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки»

Это лишь некоторые игры и упражнения, развивающие память и активизирующие речь детей. Советую чаще проводить подобные занятия, чтобы облегчить ребёнку дальнейшее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти дошкольников

В статье раскрываются психолого-педагогические вопросы развития памяти у детей дошкольного возраста, особенности формирования данного психического процесса у дошкольников, приемы, способствующие лучше...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Презентация "Развитие логического мышления, речи, воображения и памяти дошкольников"

Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста для развитие логического мышления, речи, воображения и памяти....

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Статья на тему: "Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений"

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие ...