КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
консультация (младшая, средняя группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

         Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учимся быть хорошими родителями

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

          В 2–2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности.

           Именно в это время у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем нам хочется, чтобы наш малыш вырос ответственным и самостоятельным человеком. И мы можем помочь ему в этом, будучи любящими, заботливыми и эффективными родителями.

            Посмотрите, с каким удовольствием дети выполняют простые, доступные им поручения. С помощью взрос лого они могут помочь выбрать товары с магазинных прилавков, держать в руках небольшую сумму денег, помочь выгружать покупки. Некоторые трехлетние могут самостоятельно пользоваться туалетом. Малыши обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды, любят, когда их привлекают к приготовлению пищи. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видео. Однако право решать, какие программы подходят ребенку, а какие нет, остается за родителями.

            Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать. Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе вам и что вы уверенно сможете довести до конца.

Ребенок и родители картинки - 82 фото - картинки и рисунки: скачать  бесплатно

Первое, что необходимо-

ЭТО «БЕЗУСЛОВНО» ЛЮБИТЬ И           ПРИНИМАТЬ СВОЕГО МАЛЫША. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ВАМ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ ЕГО ПОСТУПОК ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, НО ЕГО ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛЮБИТЬ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. ЛЮБВИ СЛОЖНО НАУЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ СОВЕТОВ. ЭТОМУ, НАВЕРНОЕ,  МЫ УЧИМСЯ У  НАШИХ ДЕТЕЙ.

Что касается таких сторон воспитания, как контроль и эффективность, психологи дают следующие советы, которые помогут           эффективно развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль.

Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.

Давайте ему посильные поручения, которые не превышают возможности малыша.

Сначала покажите, сделайте вместе.

В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему                                ошибку и ободрить.

В конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться.

Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.

Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует ограниченно. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое. В процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно

представлял себе границы допустимого поведения. Помните, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях.

В развитии маленького ребенка есть период, когда основное, что ему нужно – забота матери, ее любовь и защита. Затем наступает момент, когда малышу необходимо познакомиться с определенными правилами. На самом деле эти периоды перекрываются, это условное разделение. Можно условно сказать, что после периода младенчества малыша начинают постепенно приучать к правилам, одни из которых он принимает с удовольствием (например, прогулки), к другим относится нейтрально, третьи (необходимость закончить игру, собрать игрушки, ложиться вовремя спать)

Могут длительное время вызывать у малыша протест.

О чем может рассказать детский рисунок семьи

С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ, ЭНЕРГИИ, ХОРОШЕГО ЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ  МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ САМОКОНТРОЛЮ, УМЕНИЮ СООТНОСИТЬ ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ  И  ВНУТРЕННИЕ ЖЕЛАНИЯ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, НАУЧИТЬ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Հոգեբան Քրիստինե Հարությունյան - Тест “Рисунок семьи” Назначение теста Тест  предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он  поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он ...

ПОМНИТЕ: ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК РАСТЕТ В   СЕМЬЕ,     ГДЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ВЗАИМНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, НО ПРИ ЭТОМ КАЖДЫЙ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СВОБОДНЫМ, МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО

ПОСТАРАЕТСЯ СОХРАНИТЬ ЭТОТ ТИП ОТНОШЕНИЙ, НАЛАЖИВАЯ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

Воспитатели:

Бойченко Л.Л.

Герман Л.Г.



Предварительный просмотр:

Учимся быть хорошими родителями

ПООЩРЕНИЕ   И  НАКАЗАНИЕ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности

Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е.

Картинки ДЕТИ (100 нарисованных КАРТОЧЕК про детей). | Семейная Кучка

такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.

Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

ЧЕЛОВЕКУ В ДЕНЬ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ 8 «ПОГЛАЖИВА- НИЙ» ЖЕЛАТЕЛЬНО, РАЗ-

 Индивидуальные требования к норме похвалы.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории   детей:

Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

Дети с обоснованным комплексом «сверх- полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

ТИПЫ  ПОХВАЛЫ

  1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Можно выделить следующие типы похвалы авансом:

a)        утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

б)        одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

в)        не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

Картинки ДЕТИ (100 нарисованных КАРТОЧЕК про детей). | Семейная Кучка

4.              Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

НАКАЗАНИЕ

               Формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий; осуждение поведения.

 НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК НАКАЗАНИЕ

ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ УМСТВЕННУЮ РАБОТУ

Правила наказания

  1. Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  3. Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
  4. «Наказан — значит прощен!», страницу жизни перевернул

– никаких напоминаний.

  1. Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
  2. За один раз можно наказать только за один проступок.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно.

Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

НЕЛЬЗЯ  НАКАЗЫВАТЬ  ЛИШЕНИЕМ  ЛЮБВИ.

Воспитатели: Бойченко Л.Л., Герман Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как помочь ребенку стать самостоятельным"

Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Как помочь ребенку стать самостоятельным...

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Как помочь ребенку стать самостоятельным...

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Статья содержит рекомендации психолога для родителей по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста....

Памятка для родителей «Я сам – как помочь ребенку стать самостоятельным?»

Как верно заметил доктор Спок, « годовалый ребенок противоречит матери, ребенок 2.5 лет противоречит даже сам себе». Но такое поведение вполне объяснимо: В жизни малыша начинается великая ...

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»Часто многие родители задумываются о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, в первую очередь их волнует,...