Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"
консультация (старшая группа)

Дюкина Юлия Владимировна

Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка»

г.о.г. Выкса

Белова Ю.В.,

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы изучения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста……………………………………

1.1. Игровая деятельность как средство развития дошкольников………….

1.2.Психологические особенности детей в старшем дошкольном возрасте…

1.3.Возможности игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………


Введение

Актуальность исследования. Дошкольное детство - это стадия первоначального формирования личности, период становления личностных механизмов поведения. К трёхлетнему возрасту ребёнок преодолевает огромный путь в своём психическом развитии. Он уже без затруднений перемещается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, осознанно следует требованиям и указаниям взрослых, в то же время также осознанно может не выполнять определённых требований, проявляет инициативу и демонстрирует независимость. Дошкольный возраст является классическим возрастом игры.

Применительно к детям дошкольного возраста одним из наиболее естественных путей развития полноценной личности считается игра как ведущая деятельность в этом возрасте. Но всё же игра - не единственная деятельность, оказывающая влияние на психическое развитие дошкольника. Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение. Все эти виды деятельности имеют свои особенности, предусматривают владение определёнными способами действия и оказывают своё конкретное влияние на формирование личности дошкольников. Но мы рассмотрим подробнее игровую деятельность.

В настоящее время в силу различных причин субъективного и объективного характера происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра исчезает из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться». Дети дошкольного возраста стали меньше играть, в детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых

К настоящему времени сложилось противоречие между важностью влияния игровой деятельности в развитии ребёнка в старшем дошкольном возрасте и недостаточной теоретической разработанностью и методической особенностью психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Глава 1. Теоретические основы изучения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста

1.1. Игровая деятельность как средство развития дошкольников

В формировании психики детей дошкольного возраста ведущую роль играет его собственная деятельность. Каждая ступень дошкольного возраста характеризуется своим основным видом деятельности, в ходе которой совершаются существенные изменения познания, чувств, воли, характера, всей личности дошкольника.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что «ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре» (22, с.54).

Согласно Л.Я. Леонтьеву, игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (17, с.55).

Е.О. Смирнова отмечает, что игровая деятельность-это «эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия направленные на достижение игровой задачи» (19, с.110).

По мнению Л.Ю. Николаевой, играя, дошкольник раньше и свободнее сохраняет осознанную цель запоминать. Также игра считается и первой школой воли; именно в ней обнаруживается способность добровольно, по собственному желанию соглашаться с разными правилами (31, с.56).

Понятие игры как деятельности, предопределяемой социальными условиями, прослеживается во многих исследованияхпрогрессивных зарубежных учёных: И. Лаунчер, Р. Пфютце, H. Христензен, A. Валлона и других, а также в теории немецкого учёного K. Гросса и его последователя B. Штерна, теории австрийского психолога З. Фрейда, близкой ей теории компенсации A. Адлера и других.

Исходя из этих теорий можно сделать вывод о том, что выбор примера подражания в игре обусловлен в первую очередь силой пробуждающегося инстинкта,инстинктивных изменений.В основе этих теорий дошкольник является неполноценным человеком, болезненно переживающим этот недостаток. Так как выбор игры зависит от неосознаваемых импульсов, необходимо только создавать дошкольнику условия для свободного выражения своего внутреннего «Я» дать возможность проявиться всем его впечатлениям и эмоциям, как хорошим, так и дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребёнка средством компенсации своих недостатков (7, с.25).

Д.B. Менджерицкойговорил, что толькоиградаёт возможность детям дошкольного возраста в соответствующей мере проявить и представить свой мир, свои эмоции, а также то, что они вокруг себя чувствуют и как это воспринимают (16, с.47).

        Исходя из вышесказанного можно утвеждать, что в дошкольном возрасте у детей формируются способности к существенному развитию: от невзначай, по образцу зарождающейся цели до преднамеренно задуманной темы игры, от имитирования действий объектов или воспроизведения хода ситуаций до передачи переживаний героев, их чувств, эмоций. Игра дошкольника насыщена эмоциями, причём такими, которые ему ещё не доводилось испытывать в жизни.

A.H. Леонтьев заявляет о важности игры для формирования эмоций: в самой глубине генезиса игры, в самых её истоках существуют эмоциональные основания (17, с.39).

По мнению Н.А. Тупиченко, дошкольник понимает, что игра иидействительность отличаются друг от друга, поэтому в словарном запасе всех детей дошкольного возраста есть выражения «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, не зависимо от этого игровые волнения всегда искренни. Дети не фальшивят, не притворяются: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, лётчик всерьёз переживает, удастся ли ему спасти товарища попавшего в аварию (33, с.102).

И.M. Сеченовт     объяснил физиологическоеㅤㅤ значения игры для развития эмоций, а также доказал, что игровые переживания сохраняют глубокий след в сознании дошкольника. Частое повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам оказывают влияние на формирование таких же качеств у дошкольника(25, с.65).

Для детей дошкольного возраста характерна значительная эмоциональность, побуждающая их к оживленному выражению сопереживания, сострадания. Дошкольники быстрее других отзываются на ярко выраженные душевные волнения. Под действием игры, связанной с одобрением или с осуждением взрослого, они быстро могут поменять свои эмоции. Для дошкольников вслед за желанием играть стоит необходимость в насыщенных и цельных эмоциональных волнениях. Игры дают детям возможность эмоционально переживать разные волнения и сложности, строить отношения с окружающими на уровне чувств, учиться правильно оценивать и при необходимости изменять свой бурный внутренний мир (2, с.145).

Многие дошкольники в ходе собственных действий могут эмоционально реагировать на появление куклы как особенной игрушки, как героя конкретной игры, могут оживленно вливаться в развиваемую игровую обстановку. Подражая взрослым, дети очень сильно вживаются в игровую обстановку, и в результате непреднамеренно совершают те же поступки, что и их герой. Совершается словно объединение поступков дошкольника с поступками действующих лиц игры. Например, укрывая куклу от холода, наклоняться к ней, укладывая спать, у ребёнка возникает желание лечь  рядом с куклой.

В хороших играх развивается чувство сплоченности. В общении  детей звуча вежливые формы обращения, светлые, добросердечные слова:  «пожалуйста», «мы хорошо играли», «мы вмести придумали», «это наш материал -  мы сохранили его для других». Сформированная и гармоничная игра содействует формированию таких позитивных эмоций, как радость, удовлетворение, удивление и проявлению доброжелательных взаимоотношений с ровесниками.

Эмоциональные оттенки игры проявляются в движениях, в походке, в мимике лица. Особенную выразительность завоёвывает сопутствующая игре речь. Она может содержать восклицания, высказывания, реплики.

Л.С  Выготский свидетельствовал, что дошкольник заливается слезами, как пациент в игре, и веселится, какиграющий.  Например, изображая зайчика, которого лиса выгнала из домика, дети нагнувшись и всхлипывая, всем своим видом показывают страдание. Столкнувшись в это же время взглядом со взрослым, улыбаются ему, призывая к осознанию игровой ситуации и признанию  успеха в изображении(6, с.147).

Любая игра, чаще всего, предусматривает сравнительно большой круг  действий, сопровождаемых множеством нюансов эмоциональных проявлений, постоянно взаимозаменяющих друг друга. В процессе игры, взависимости от вида игровых действий, почти все ребята без особых затруднений перестраивали своё эмоциональное поведение от изумления к веселью, от веселья к волнению, а в дальнейшем и к  грусти  и  так далее. (12, с.68).

Согласно О.М. Дьяченко, игра для детей дошкольного возраста - это эмоционально насыщенная деятельность, предусматривающая определенный настрой и вдохновение дошкольника. В процессе игры у детей дошкольного возраста одновременно выявляются уже сформировавшиеся приёмы и привычки проявления эмоционального настроя и развиваются новые черты его поведения, формируется и богатеет его эмоциональный опыт (10, с.59).

Связь интеллектуальных проявлений наряду с эмоциональными особенно заметна в поведении ребёнка на этапе выполнения основных компонентов воображаемой ситуации: принятия дошкольником роли, выполнения им игровых, ролевых действий, развития сюжета.

Игру также можно считать результативным средством для обнаружения тех необходимых взаимоотношений, в которых проживает дошкольник. Вступая в игре в реальные взаимоотношения со своими партнёрами; он демонстрирует им свои личностные качества и показывает эмоциональные волнения. Совместно с этим введение в игру нового эмоционального опыта: переживание  радости от общения с ровесниками или от перевоплощения в роли и тому подобное, помогает  защитить от негативных экспансивных проявлений у дошкольников, ведёт к формированию у них новых позитивных качеств и стремлений.

Р.И. Жуковская отмечает, что роль игры в формировании психических процессов дошкольника заключается в том, что она оказывает помощь при деятельном возрождении, моделировании содержания игры с применением внешних, предметных действий, которые были бы недостижимы при иных условиях и не могли бы быть по-настоящему освоены. Под воздействием совместных игр у дошкольников формируются нормы общего поведения. Отдельные нормы общего поведения в дальнейшем дети выносят за пределы игры и они приобретают статус общих норм поведения. Игра содействует формированию личности детей дошкольного возраста, а в тоже время и формированию группы как коллектива (11, с.65).

Таким образом, в игровой деятельности дошкольников вырабатываются благоприятные условия для формирования интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному, а также и к элементам словесно-логического мышления. Чаще всего в игре у детей дошкольного возраста формируется умения и навыки создания обобщенных характерных образов, мысленного их преобразования.

1.2.Психологические особенности детей в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст – это период развития ребенка 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное изменение физических способностей ребёнка, существенное преобразование моторной, когнитивной и речевой, эмоциональной функций дошкольника. Например, в дошкольном возрасте развивается грубая и тонкая моторики. Ребёнок, научившись хорошо бегать и прыгать, начинает энергично развивать способности в лазании, учится сохранять равновесие, метать и ловить, подтягиваться, кувыркаться и так далее. Кроме того, дошкольник постигает азы рисования, основные элементарные правила письма, переходя от закорючек к хорошо различаемым описаниям людей, зверей, зданий, букв и прочего (4, с.129).

По мнению Л.С. Выготского, когнитивное развитие в данном возрасте претерпевает серьезные изменения. Восприятие, например, становиться более совершенным, осознанным, целенаправленным и анализирующим. В нём объединяются разнообразные действия, например, наблюдение, рассматривание и поиск. На занятиях и в процессе игр дошкольники изучают основные цвета и их оттенки, обучаются описывать различные предметы, различая их по форме и размеру. Также дети постигают систему сенсорных эталонов, например, круглый как яблоко (6, с.154).

В данном возрасте происходит интенсивное развитие памяти ребёнка. В то же время в старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) начинает развиваться произвольная память: осознанное, целенаправленное запоминание и припоминание возникают редко и, как правило, являются значимым составным звеном в других видах деятельности, потому что они необходимы в игре, при выполнении заданий взрослых или во время проведения занятий – подготовки детей к школьному обучению (28, с.65).

Также дошкольники в возрасте 5 – 6 лет овладевают символической репрезентацией, иначе говоря, способностью заменять различные физические объекты, людей и события несуществующими символами. Символы содействуют усложнению мыслительных процессов дошкольника и формированию у него представлений разнообразных событий, происходящих в повседневной жизни. Например, дошкольник учится распределять события во времени.

Л.C. Выготский отмечает, что в старшем дошкольном возрасте значительно возрастает степень владения языком: дошкольники расширяют свой словарный запас, начиная использовать более сложные грамматические конструкции, и всё чаще применяют речь как инструмент коммуникации. Например, уже учатся создавать довольно длинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, обучаются использовать придаточные предложения, приступают к изучению синтаксиса (6, с.56).

Также в этом возрасте наблюдаются серьезные изменения в мотивационной сфере.A. H. Леонтьев отметил, что в этот период происходит соподчинение мотивов. Например, мотивы детей дошкольного возраста имеют различную силу и значимость, и уже, начиная с младшего дошкольного возраста, дети относительно свободно и быстро способны принять решение при необходимости выбора. Спустя уже немного времени дошкольники уже могут сдержать свои естественные побуждения, например, не реагировать на соблазнительный предмет. Замечено, что самый сильный аргумент для дошкольника – поощрение, награда, а самый слабый – наказание (17, с.136).

A.H. Леонтьев дал чёткое обоснование образующимся иерархическим связям мотивов составляющих «узлы» ядра формирующейся личности. Следует отметить, что в целом в этом возрасте дошкольник еще весьма неустойчиво самостоятельно формирует свою личность, стабилизация ощущается только в школьном возрасте. Также не стоит забывать, что на данной ступени дошкольник является гораздо более социализированным созданием, а главным основанием для этого изменения считается развитие внутренней речи дошкольника (17, с.47).

Согласно А.В. Запорожец, дети учатся контролировать проявление своих эмоций. Они начинают осознавать, что откровенное проявление отрицательных эмоций, например, гнева непозволительно в общественных местах. Однако, следует отметить, что поведение ребёнка зачастую зависит от взгляда родителей на воспитание ребенка, от культурных ценностей.

 Наряду с этим, «…дети старшего дошкольного возраста уже в такой степени умеют выражать свои эмоции, что передаваемая экспрессия тех или иных эмоций вовсе не обозначает переживание их ими». У дошкольников возникает предвосхищение разнообразных эмоций, которые влияют на мотивацию их поведения и деятельности, вносит поправки в их планы. Также в дошкольном возрасте плавно формируется умение предопределять эмоциональное состояние других людей (12, с.66).

По мнению Л.С. Выготского, детям в данном возрасте доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (6, с.147).

А.В. Запорожцем установлено, что в 6 лет дошкольники понимают элементарные механические, физические, биологические связи и отношения, а также стараются использовать их при решении практических задач. Например, они знают, что снег при нагревании станет водой, что круглые предметы могут катиться, что бумага горит и т.д. Данное понимание связей и отношений между предметами и явлениями связано с тем, что у ребенка 6-7 лет расширяется собственный опыт (12, с.66).

Как отмечает Н.Г.Стародубова, приобретение знаний для детей 6-7 лет является не самоцелью умственного развития, а его средством и условием развития мышления. Ребенок в данном возрасте пытается анализировать свой опыт, устанавливать аналогии знакомого с незнакомым предметом. Это приводит к своеобразным умозаключениям (21, с.87).

В старшем дошкольном возрасте у детей складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения, познание действительности у них происходит в наглядно-образной форме, что подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятий.

Н.Н. Поддьяков отмечает, что важнейшее направление в интеллектуальном развитии детей 5-6 лет связано именно с изменениями соотношения между практическим и умственным действиями. В практике ребенок начинает не только отмечать, но и использовать отношения между предметами и явлениями, действиями. В данном возрасте ребенок от выделения простых связей переходит к более сложным, которые отражают связь причины и следствия. Ребенок проводит самые простые опыты, экспериментирует. Например, бросает в воду различные предметы – плавает предмет или нет (19, с.89).

К 6 годам дошкольник пытается решать задачи с помощью действий с предметами. Постепенно и речь включается в процесс решения этих задачи, но ребенок в данном возрасте пользуется ею с целью названия предметов, с которыми совершает действия. Стоит отметить, что в речи выражается результат решения задач. Дошкольник осознанно и словесно обозначает способы выполнения своихдействия. Появляется элементарная форма рассуждения вслух, которая связана с практическими действиями. Опыт в процессе многих попыток решить задачу позволяет дошкольнику предварительно составить план решения в уме. За планом следует выполнение задачи в наглядно-действенной форме. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие (25, с.214).

Первое дает нам наглядно-образное мышление, позволяющее представить себе реальное действие с объектом и результат этого действия. Второе требует отвлечения от конкретных объектов и использования слов, чисел и других знаков как заместителей предметов и явлений. Такое мышление именуется понятийным и опирается на суждения и умозаключения. Оба вида мышления позволяют ребенку ориентироваться на существенные связи и отношения между объектами и явлениями. Образное мышление позволяет решать те задачи, где требуется воспроизвести те свойства, которые представимы, наглядны (например, растапливание снега на огне и т.п.). Словесно-понятийное мышление ориентировано на вычленение логическим путем скрытых, непредставимых наглядно свойств объектов (например, удельный вес тела и жидкости при определении плавучести предметов), но воспроизводимых в словах, числах, знаках.

Согласно Б.Г.Ананьеву, формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В 5-6 лет они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове (3, с.45).

У дошкольника в 5-6 лет изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки (16, с.45).

А.В.Запорожец отмечает: «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта» (12, с.145).

Дети 5-6 лет не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп (10, с.85).

A.M. Щетинина отметила, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается определённое генерализированное отношение к себе. Допустим, кто - то видит себя «хорошим» человеком, а кто – то наоборот, «плохим». Самооценка детей формируется под естественным влиянием взрослых, в первую очередь – родителей, иначе говоря, самооценка ребёнка – отражённое отношение к нему окружающих. Познавая себя всё больше и больше, ребёнок постепенно «строит» целостный образ своей личности, помогающий ему регулировать своё поведение, быть последовательным (23, с.122).

Игра остается одним из основных факторов формирования личности старшего дошкольника, содействующих улучшению разнообразных функций ребёнка - восприятия, памяти, мышления, речи, моторики, а также социальных навыков. Кроме этого игра удовлетворяет основные потребности дошкольника – необходимость выбросить скопившуюся энергию, продемонстрировать свои чувства, отдохнуть, изучить окружающий мир, поэкспериментировать, решить внутренние конфликты. По мнению ряда учёных, в том числе, и Б.Д. Эльконина, игра является ведущим видом деятельности детей в течение всего дошкольного возраста(22, с.200).

Таким образом, к психологическим особенностям детей в старшем дошкольном возрасте можно отнести: происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка, развивается формируется элементарная наблюдательность, продолжает развиваться образное мышление, самосознание, мышление, память, внимание.

1.3.Возможности игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Исследования психологов доказали, что в ходе игры интеллектуально инертный ребёнок может сделать такой объём учебной работы, какой абсолютно недостижим для него на обычных занятиях.

Все самые важные новообразования возникают и начинают развиваться в ведущей для детей дошкольного возраста деятельности - игре.

Знаменитые классики русской педагоги K.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, B.A. Сухомлинский как в своих теоретических трудах, так и на практике отводили игре особенное место, показывая её благоприятные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и говорили о необходимости разработки игр для дошкольников (29, с.155). 

Психологи, как и многие педагоги - практики называют игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра у детей дошкольного возраста занимает основное содержание жизни, представляет собой ведущую форму деятельности тесно связанную с трудом и обучением.  Игру принято величать «спутником детства». В игру втягиваются все стороны личности: ребёнок перемещается, разговаривает, воспринимает, размышляет. В ходе игры энергично работают все психические процессы дошкольника: мышление, воображение, память, возрастают эмоциональные и волевые проявления (13, с.45).

По мнению Л.С. Выготского, особенное место в деятельности дошкольника отводится играм, которые дети создают сами, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в повседневной жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок ощущает себя членом какого – либо сообщества, он вправе правильно анализировать не только действия и поступки своих друзей, но и свои собственные (6, с.64).

Согласно О.М. Дьяченко, сюжетно-ролевые игры помогают развивать творческие возможности детей, их фантазию и артистизм, учат вникать в образ своего персонажа, играть конкретную роль. Сюжетно-ролевые игры также имеют высокий смысл в социальной адаптации детей, реализации их способностей в дальнейшем. Справляясь в процессе игры с различными жизненными ситуациями, дети учатся уступать друг другу, без ущерба для своего состояния, меньше заблуждаться, избегать спорных ситуаций, создавать дружелюбную атмосферу (10, с.35).

В сюжетно-ролевой игре успешно формируется личность дошкольника, его интеллект, воля, воображение и общительность, а самое важнейшее то, что эта деятельность пробуждает склонность к самореализации, самовыражению. Это самостоятельная беспрепятственная деятельность для каждого ребёнка. Во время игр детей я наблюдаю за творчеством не только каждого ребёнка в отдельности, но и за их отношениями друг с другом, что тоже немаловажно. Также я анализирую, какие различные формы используют дети, насколько свободно они их применяют, обращаю внимание на ролевую речь (5, с.123).

По мнению Г.В. Соколова, подвижные игры носят нетрудный характер, учитывая ещё несформированную способность детей запоминать большое количество правил и порядок их выполнения. Поэтому используются игры на основе 1–2 правил, предполагающих выполнение одновременных и поочередных действий по команде воспитателя: «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Применяются игры на совершение различных движений: ходьба, бег, прыжки и т.д. Смысл использования подвижных игр заключается не только в решении задач физического воспитания детей, но и в развитии положительных эмоций, которые получают дошкольники, выполняя различные движения, в процессе совместной игры с ровесниками (9, с.65).

И.Ю. Кулагина, дидактические игры предназначены для решения задач интеллектуально - познавательного формирования личности дошкольников, а также для развития самостоятельности психических процессов. В играх с дидактическим материалом малыш изучает свойства и признаки различных предметов, учится отличать предметы, имеющие противоположные свойства, например, большой – маленький, мягкий – жёсткий и так далее, выполнять задания по правилам, подчиняться очередности их выполнения в совместных играх. Воспитатель должен поощрять самостоятельные игры детей в парах с соблюдением простых правил (16, с.58).

Большое значение дидактические игры имеют в сенсорном воспитании младших дошкольников. В процессе игр дети осваивают структуру перцептивных действий, постигают особенности формы, размеров предметов, их цвет и расположение в пространстве.

Под руководством профессора A.H. Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, подтверждающих значимость игры для развития психических процессов (17, с.22).

З.M. Истомина провела специальные исследования процессов возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Её исследования показали, что в процессе игры создаются подходящие условия для того, чтобы задача что - то вспомнить или запомнить, что – либо новое сначала появилась перед младшим дошкольником как самостоятельная задача и, таким образом, появились бы мотивы для формирования процессов произвольного запоминания (13, с.90).

Исследования A.B. Запорожца и Я.З. Немерович, посвященные формированию техники движений, доказали, что игра имеет очень близкое отношение к развитию истории ребёнка дошкольного возраста (14, с.245).

По мнению Т.Ф. Никифоровой, в ходе игры не только формируются отдельные психические функции, но совершается изменение психики дошкольника в целом. Раскрытие психологического влияния детской игры на дошкольников заключается в том, чтобы осознать и определить в игре то, что предопределяет психологическое формирование личности ребёнка и его сознания, основным признаком которого считается формирование отдельных психических процессов - мышления, воображения, восприятия, памяти, воли. Изменения в каждом из отдельных процессов в игре отчётливо заметны и могут быть измерены, но за ними кроются и предопределяют их более значительные, однако, не так явно наблюдаемые, более серьёзные изменения личности и сознания ребенка (30, с.230).

Почти все ученые - исследователи, изучавшие значение игры на формирование личности ребёнка, единогласно утверждают, что игра – это самая свободная деятельность ребёнка - дошкольника. Непринужденный характер игры проявляется в том, что ребёнок самостоятельно без затруднений выбирает понравившийся сюжет игры, или создаёт новый сюжет. Также свободный независимый характер игры проявляется и в том, что действия ребёнка с объектами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного применения данных объектов существенной независимостью от определённого предназначения этих предметов и обусловливаться теми значениями, которые придаёт им в игре сам ребёнок.

Игровая деятельность - одно из самых поразительных и ещё не до конца изученных и исследованных явлений в развитии всех живых существ. Игра постоянно проявляется на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и имеет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Кроме того, игра присуща не только человеку, но и животным. Играют все животные детеныши. Таким образом, этот факт должен иметь в своём распоряжении какой-то биологический смысл: игра для чего-то необходима, имеет какое-то специально биологическое предназначение, в противном случае она не могла бы существовать, иметь такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры, пытавшихся разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и применения на естественные потребности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость (29, с.35).

Советский психолог Л. C. Выготский в своих работах писал, что игра возникает из противоречия между социальными нуждами и практическим потенциалом ребёнка. Он усматривал в ней ведущее средство формирования сознания дошкольника. Одни психологи утверждали, что смысл игры - просто инстинкт подражания, а другие видели в игре способ освоения ребёнком реальности (6, с.87).

Ребёнок постоянно играет, он есть создание играющее, но игра его имеет огромное значение. Она точно отвечает его возрастным потребностям и интересам и содержит в себе такие элементы, которые приводят к выработке необходимых умений и навыков.

Например, игры в прятки, догонялки связаны с выработкой умения перемещаться в пространстве и ориентироваться в нём.

По мнению Н.А. Тупиченко, в игре усилия одних дошкольников всегда ограничиваются и регулируются множеством усилий других дошкольников. Непременным условием любой задачи – игры является умение корректировать своё поведение в зависимости от поведения других, вступать в деятельное отношение с другими, нападать и защищаться, вредить и помогать, предугадывать результат своих действий в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она играть роль совершенно незаменимого орудия воспитания социальных умений и навыков (33, с.51).

Последняя особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Игра является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление представляет собой ответ на знакомые трудности, которые возникают вследствие нового или трудного столкновения различных элементов среды.

Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально – игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.

Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...

Театрально-игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Презентация отчет по теме самообразования...

Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

Игровые макеты для развития старших дошкольников

Игровые макеты для развития старших дошкольников...