Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.
консультация на тему

Лебедева Ольга Ильинична

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность –  средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

В своем развитии ребенок проходит этапы, значительно отличающие друг от друга. Разница содержится не только в специфике протекания психических процессов, стадиях развития личности, особенностях поведения, но и в типе ведущей деятельности. Статус ведущей игра получает не от того, что ей уделяется наибольшее время, а из-за возникновения в ходе нее наибольшего числа новообразований и высокой степени влияния на развитие ребенка.

С.Миллер считает, что «свобода выбора, не будучи навязанной другими людьми или обстоятельствами, - характерный признак игры». Свобода обеспечивает прежде всего новые формы взаимодействия с миром, при котором «Я» ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни. Кроме того, она дает возможность формирования множество «Я-ролей» и «Я-образов», ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нем. В игровой деятельности раздвигаются границы возможностей, повышается острота зрения, увеличивается длительность произвольного сосредоточения, формируется внутренний план действия.

 Имитационные действия, направленные на предмет и определяющиеся его назначением, в младшем возрасте сменяются ритуальными действиями, еще связанными с предметами, но уже имеющими динамику ролевых отношений в среднем возрасте, когда социальная роль взрослого служит той же точкой приложения, только с выполнением последовательных социальных действий    К старшему возрасту игра трансформируется в образную систему взаимоотношений, окрашенную эмоциональным переживанием роли, которая несет в себе свободу выражения, с одной стороны, и необходимость регулирования своего поведения сообразно действиям других.

Такое усложнение игрового действия предъявляет к ребенку высокие требования. Он должен уметь одновременно совершать ролевые действия, направленные на выражение ролевого образа, и реальные действия, направленные на организацию и поддержание игры. Игровые действия связаны с социальными отношениями. Дети не играют даже с самыми привлекательными предметами, пока не уяснят себе их функциональное значение, не определят отношения между людьми, действия с предметами. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения так же разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. Главное для детей в игре – выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими.

Таким образом, можно отметить, что игра – это деятельность где моделируются социальные отношения, а не деятельность с различными предметами.

Стимуляция игровой деятельности основывается на возрастных возможностях детей к групповому взаимодействию. Так у детей до 2,5 лет не возникает намерения решать задачи совместно и нет соответствующих коммуникативных навыков, главное – это повтор и разнообразие действий. В 3 года возможно недолговременное объединение до трех детей (ребенок не может удерживать в поле внимания более одного человека). Важно  стимулировать ребенка на кратковременное взаимодействие и прививать навыки выхода их конфликтных ситуаций, так как с 3-4 лет происходит наибольшее количество конфликтов со сверстниками, связанных с отсутствием соответствующих коммуникативных навыков. В 5 лет возможна совместная игра 4-5 детей, здесь важно, чтобы имитационные действия сменялись ролевыми отношениями. К 6-7 лет у детей начинают проявляться соревновательные мотивы. Ребенок хочет, с одной стороны, быть вместе с другими детьми, а с другой стороны – выделиться своими способностями. Зачастую в этом возрасте возникают конфликты в играх,                                                                                                                                                               которые  связаны с отстаиванием собственных позиций. Введение игр-соревнований позволит ребенку выразить собственное «Я» через сравнение с другими. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался  вопрос о том, что игра детей не достигает должного уровня постепенно уходя из жизни.  Дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало и это связано с целым рядом причин.

            Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

       Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать, а если играют, то больше предпочитают игры с правилами.

Третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Тенденция к раннему специализированному обучению детей, включение их в различные кружки и секции, музыкальные и спортивные школы приводит к тому, что у старших детей  остается мало времени для свободных игр с малышами.

Исчезают также и многодетные семьи, в которых дети составляли естественную разновозрастную группу.

Следующая причина - занятость взрослого населения, ведь большинство мам, бабушек и дедушек работает, в результате   дети очень рано попадают в условия общественного воспитания, строящегося по принципу одновозрастных групп. Поэтому они общаются, как правило, только со сверстниками, имеющими такой же игровой опыт. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основными носителями игры.

В основном, современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

На сегодняшний день можно сказать, что детская игра стала другой, поэтому возникла необходимость пересмотреть точку зрения на неё с учетом новых возможностей детей, окружающей действительности. Как сформировать у ребенка желание постоянно осваивать новое? Какая игра сможет заинтересовать старших дошкольников? Ища ответ на эти вопросы,  нами используются новые формы ее организации, которые позволяют:

- сформировать и закрепить активную позицию старших дошкольников по отношению к миру;

- опираясь на сферу игровых интересов старших дошкольников поднять игру на более высокий уровень развития.

Наряду с сюжетно-ролевыми, дидактическими играми, играми-экспериментами, практика показывает, что дети очень любят играть в игры-соревнования. Поэтому мы часто в своей работе организовываем такие игры.

Это  особый вид игры, который направлен на решение педагогом различного рода развивающих и личностных задач с использованием элементов соревнования. Обязательное условие игры – наличие соревновательных задач и мотивов.

Форма организации:

- деление всех участников на две команды, которые соревнуются в выполнении заданий;

- ограничение во времени (20-30 минут)

При организации игры-соревнования решаются следующие задачи в развитии личности ребенка:

- активизируется работа мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений;

- развивается умение планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу;

- формируется произвольность поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры.

При проведении таких игр необходимо четко продумывать предметно-пространственную среду. Необходимо свободное помещение,  в котором дети могут двигаться без препятствий и задержек во время выполнения заданий. В зависимости от предлагаемых игр и упражнений педагог подбирает дидактический материал.

Определяются компоненты игры-соревнования.

Соревновательные мотивы, т.е. условие победы, могут быть:

- личностными, когда каждый ребенок зарабатывает фишки за выполнение заданий только для себя, а по их количеству определяется игрок-победитель;

- командными, когда за правильно выполненное задание очко получает вся команда, и по их количеству выявляется команда-победитель;

- личностно-командными, здесь реализуется как личностные, так и групповые мотивы: каждый ребенок по ходу игры зарабатывает фишки для себя, но затем очки всех игроков одной команды складываются, подсчитывается, по их общему количеству выявляется команда-победитель.

Здесь важно то, что каждый ребенок видит свой личный вклад в общее дело.

        Соревновательные задачи могут быть также личностными и командными.  Они ставятся перед началом игры для всех: «Победит та команда (или игрок), которая (или который) в конце соревнования наберет больше всех фишек  (очков). Важно очень четко проговаривать соревновательные задачи перед каждым заданием и акцентировать на ней   внимание детей.

        Нами  организуются игры-соревнования как в рамках одной деятельности, так и комбинированные игры с включением в них игр и упражнений различных видов деятельности.

( Привести примеры игр)

         Особенностью таких игр то, что задания предлагаются детям на знакомом материале, но также включаются и проблемные вопросы.

        Игра начинается с делением команды: с помощью считалки, по желанию детей, а также педагог может сам спланировать деление по индивидуальным особенностям детей, степени их активности.

        Немало важным моментом в данной игре отводится подведению итога соревнования. В конце игры подсчитывается общее число фишек (или набранных очков)  и в зависимости от вида соревновательного мотива (личностный, командный, личностно-командный) определяется победитель, либо ребенок, либо команда. После чего проводится награждение. Победившая команда получает приз, а остальные медальки за участие. Здесь решается личностная задача: формирования умения переживать опыт неудач.

 (привести слова……)

Для поднятия личного статуса  ребенка с низкой самооценкой или отметить какие-либо качества, проявленные в ходе игры (находчивость, целеустремленность, самостоятельность и т.д.),  педагог может   вручить индивидуальный приз.

Основная роль в организации игры-соревнования отводится педагогу. Он не только продумывает предметно-пространственную среду, содержание игры, развивающие и дидактические задачи, но основное внимание уделяет формированию личностных и групповых соревновательных мотивов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.

Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественно...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...

Проект«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что  он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопе...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

 Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с исп...

Проект: «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии.  Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода реб...

Методический семинар по теме "Виртуальная экскурсия, как средство социализации старших дошкольников"

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.Мы все любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как тольк...

Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» старшая группа

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство д...