Проект: «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Писарева Мария Владимировна

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии.  Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Которые я старалась развить, через совместное конструирование, с помощью проекта «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_konstruktor.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Конструктор «Мультикрути»,

 как средство социализации  старших дошкольников».

Автор: педагог- психолог МАДОУ № 38

М.В. Писарева.

Введение: 

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления), возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

      Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Которые я старалась развить, через совместное конструирование, с помощью проекта «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников» (далее – проект).   

Актуальность.

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

      С помощью данного проекта мы старались решить эту проблему, которая приобретает в настоящее время огромную роль в нравственном и коммуникативном развитии детей. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 Формирование социализации – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них социальных навыков.   Поэтому я решила большое внимание уделить развитию социальной сферы ребенка, путем внедрения данного проекта.

 Именно в деятельности происходит развитие детей, проявляются разные стороны развития личности ребенка. Конструирование – это один из таких видов деятельности, в процессе которого происходит всестороннее развитие ребенка. Конструирование выступает как средство познавательного развития и сплочения коллектива.  Именно поэтому в своей работе по социализации дошкольников я выбрала конструктор «Мультикрути». Детали конструктора изготовлены из безопасного материала и не имеют острых углов, они  крупные, объемные и цветные. Играя с конструктором «Мультикрути»,  ребенок учится взаимодействовать с другими детьми,  у него закладываются благоприятные предпосылки для развития коллективизма.  Кроме того, дошкольник осваивает правила и способы выстраивания взаимоотношений среди сверстников, учится пояснять свои действия  и намерения, согласовывать их с другими детьми. Это очень важно, т.к. все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников.  Конструктор «Мультикрути»  является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности. В процессе игры видоизменяется сознание ребенка, у него формируются качества личности, необходимые для его дальнейшего развития.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Наименование проекта:

«Конструктор «Мультикрути»,  как средство социализации  старших дошкольников»

Проект разрабатывала:

Педагог-психолог МАДОУ № 38 Писарева М.В.

Тип проекта:

Краткосрочный

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Цель и задачи проекта:

Цель  данного проекта  состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации, посредствам конструктора «Мультикрути»: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: 

  1. Развитие интереса к совместным  играм.
  1. Формирование социальных навыков  со сверстниками в процессе конструирования (умение договариваться, убеждать, объяснять, уступать друг другу).
  2. Формирование у дошкольников потребности в общении.
  3. Развитие у детей  умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Актуальность

Игра с конструктором «Мультикрути» способствует концентрации внимания, развитию мышления, воображения, усидчивости, умению доводить начатое до логического завершения. В совместной игре с конструктором «Мультикрути» формируются такие качества, как: самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно, умение договариваться со сверстниками; подчинятся  общему замыслу; у ребенка воспитывается чувство эмпатии; проявляются лидерские качества. Но основная роль в социальном развитии дошкольников отводится взрослому, его умению организовать, направить детей, развить игровой сюжет.

Итоговое мероприятие по проекту

Презентация проекта «Конструктор «Мультикрути»,  как средство социализации  старших дошкольников»

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит детям легче  взаимодействовать друг с другом.

Методы реализации проекта.

   Указанные цели и задачи достигаются  входе   игр с использованием конструктора «Мультикрути».

   Циклы мероприятий  можно поделить на несколько этапов:

   1. Исследование особенностей поведения детей; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

       2. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством игр с конструктором, при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.

      3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.

 

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

     Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или  наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника сосверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

   Как помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Я старалась развивать эти навыки у старших дошкольников через совместные игры с конструктором, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими и позволит ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием.

В своей работе использовала различные источники методической и психологической литературы. Подбирая   игры, опиралась на инструкцию к конструктору «Мультикрути», в которой подробно прописан ход конструирования и показаны иллюстрации различных конструкций. Для более удобного рассматривания иллюстрации – схемы показывала детям изображения на большом экране мультимедиа.

Свою работу по реализации данного проекта разделила на 3 этапа.

1 этап (Сентябрь) -  Исследование особенностей поведения детей и  выявление  уровня отношений со сверстниками:

1. Метод наблюдения.

2. «Диагностика уровня отношений со сверстниками».

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.

3. Тест «Страхи в домиках».А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков».

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации особенностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного месяца) мной проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые мной методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относится  «Метод наблюдения».

Субъективные  методы направлены    на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Их ещё называют проективными   и   к  ним относят: Тест «Отношения со сверстниками» и Тест «Страхи в домиках». Тестирование осуществлялось с помощью использования ИКТ технологий,  программой «1С: Дошкольная психодиагностика» Е.Кусакиной, З.Яникова, по результатам которой  определились дошкольники, имеющие определенные трудности в общении.

       Первый этап диагностики позволил  выделить в группе  проблемных детей (8 человек), нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стало совместное конструирование. Игры проводила 1 раз в неделю. Играя в первый раз, детям предлагалось распределиться по группам (2 человека) самостоятельно. В результате чего можно было наблюдать симпатии и антипатии детей, выяснить, кому из детей отдавали наибольшее предпочтение, а кому наименьшее. Затем  распределяла детей на группы с помощью разноцветных жетонов. Ребенок вытаскивал из мешочка жетон определенного цвета, у которого обязательно есть пара. Таким образом, группа образовывалась случайно, что давало возможность ребенку учиться взаимодействовать со всеми детьми, не учитывая симпатии.

В процессе каждой игры создавались  условия для совместного конструирования, в которых у детей вырабатывается умение соподчинять свои желания общей цели. Взаимодействуя друг с другом, дети старались контролировать свое поведение. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения. Большая роль в процессе конструирования отводится педагогу, который всегда находится рядом и в случае конфликтной ситуации помогает разрешить ее правильно. У детей в процессе взаимодействия  формируются дружеские и тёплые отношения  друг к другу, они учатся общаться, договариваться, анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

На этом же этапе была проведена работа с родителями в форме беседы и консультирования по вопросам взаимоотношений ребенка в семье и коллективе сверстников.

2 этап – Игры с конструктором «Мультикрути» (Октябрь – Апрель):

  1. Конструирование с использованием конструктора  «Мультикрути»  по заданным схемам: «Треугольник», «Квадрат», Буквы: «А», «Г», «И», «Л», Буквы: «Л»,  «М», «Т», «Х», Цифры: «1», «4», «7», «Домик», «Кораблик», «Самолет», «Вертолет», «Аэроплан», «Танк», «Робот», «Трансформер», «Автомобиль».
  2. Конструирование с использованием конструктора  «Мультикрути» без использования схем: «Теремок», «Трактор», «Робот», «По замыслу» - 4 занятия.
  3.  Итоговое занятие с использованием конструирования: «Путешествие на необитаемый остров».

3 этап - Повторное диагностирование особенностей поведения детей и  выявление  уровня отношений со сверстниками.(Май) Диагностирование я проводила в конце учебного года. Оно показала результативность данного проекта.  Использовала те же методики:

1. Метод наблюдения.

2. «Диагностика уровня отношений со сверстниками».

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.

3. Тест «Страхи в домиках». А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков».

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

1 этап

Сентябрь

Исследование особенностей поведения детей и  выявление  уровня отношений со сверстниками:

1. Метод наблюдения.

2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. «Диагностика уровня отношений со сверстниками».

3. А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков». Тест «Страхи в домиках».

2 этап

Октябрь – Апрель.

Конструирование с использованием конструктора  «Мультикрути»  по заданным схемам:

«Треугольник», «Квадрат», Буквы: «А», «Г», «И», «Л», Буквы: «Л»,  «М», «Т», «Х», Цифры: «1», «4», «7», «Домик», «Кораблик», «Самолет», «Вертолет», «Аэроплан», «Танк», «Робот», «Трансформер», «Автомобиль».

Конструирование с использованием конструктора  «Мультикрути» без использования схем: «Теремок», «Трактор», «Робот», «По замыслу» - 4 занятия,

 Итоговое занятие с использованием конструирования: «Путешествие на необитаемый остров».

3 этап

Май

Повторное диагностирование особенностей поведения детей и  выявление  уровня отношений со сверстниками. С использованием тех же методик:

1. Метод наблюдения.

2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. «Диагностика уровня отношений со сверстниками». Тест «Отношения со сверстниками».

3. А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков». Тест «Страхи в домиках».

Заключение: 

Таким образом, проведенная работа по развитию социальных навыков у дошкольников посредством конструирования,  показала хорошие результаты, климат в группе значительно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и повторное  диагностическое обследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течение всего дня.

Используемая литература.

  1. ЛМ. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 2002 г.
  2. Т.А. Шилова  «Диагностика психолого – социальной дезадаптации детей и подростков». Айрис Пресс, Москва, 2005 г.
  3. А.А. Осипова. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет.творческий центр, Москва, 2004г.
  4. М.М.Кольцова, «Медлительные дети»,Речь, С.-П., 2003 г.
  5. Е.О.Смирнова, «Особенности общения с дошкольниками»,ACADEMA, М. 2000г.
  6. В.Я. Зедгенидзе. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Пособие для практических работников доу. Айрис Пресс, Москва, 2005 г.
  7. Л.И.Катаева , «Работа психолога с застенчивыми детьми»,книголюб, Москва, 2004 г.
  8. В.Н. Романюта «Ты и твои друзья». ЛГПК «Колледж», ст. Ленинградская Краснодарского кр. 1998г.
  9. И.М.Марковская, «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», Издательство «Речь», Санкт –Петербург, 2000г.
  10. П.К.Власова, «Тренинг партнерского общения». Игры и упражнения. Харьков, 2005 г.
  11. С.И. Семинака «Уроки добра».Аркти, Москва, 2002г.
  12. С.И. Семинака «Учимся сочувствовать, сопереживать».Аркти, Москва, 2003г.
  13. 1 С: Дошкольная психодиагностика. Руководство пользователя. Номер издания:83.25296.05.002. 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников

Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...

Проект "Подвижнгая игра как средство развития дошкольников"

Проект расскрывает не только планомерную работу с детьми по теме проекта, но и раскрывает работу с родителями....

Семинар "Конструктор Лего как средство интеграции образовательных областей в процессе обучении дошкольников"

Социальная значимость конструкторов Лего состоит в том, что ребёнок выступает не в качестве потребителя, а в качестве творца: создаёт предметы, мир и жизнь....

Работа по проекту "Лэпбук как современное средство развития дошкольников"

В детском саду №9 города Светлого реализуется проект "Лэпбук как современное средство развтития дошкольников". Содержание работы:Создание лэпбука "У природы нет плохой погоды"...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Проект: «Экологическая игра – как средство ознакомления дошкольников с природой»

Паспорт проекта:Тип проекта: информационно-творческийВид проекта: долгосрочный Предметно-содержательная область: расширить экологические представления детей через игруУчастники проекта: дети стар...

Разработка проекта «Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»

Проект «Дидактическая игра, как средство обученияЦель данной проблемы:Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.Задачи:- Изучить психологические основы и особеннос...