Разработка проекта «Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»
методическая разработка

Проект «Дидактическая игра, как средство обучения

Цель данной проблемы:

Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучить психологические основы и особенности игры;

- Выявить сущность понятия дидактическая игра;

- Проанализировать свой опыт по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т. д. Играя дети, учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_kak_sredstvo_obucheniya_doshkol_gotovo.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта

«Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»

в старшей группе

«Маленькие моряки»

Разработала: воспитатель

Кириллова Лилия Газуллаевна

2022

Проект «Дидактическая игра, как средство обучения

Цель данной проблемы:

Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучить психологические основы и особенности игры;

- Выявить сущность понятия дидактическая игра;

- Проанализировать свой опыт по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т. д. Играя дети, учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе

1. Общая характеристика дидактической игры

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры, возникают  по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения.

Дидактической игры – сложное педагогическое явление.

Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.

Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

•        они являются чаще всего совместной деятельностью;

•        имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;

•        действия участников игры реальны и однозначны;

•        дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;

•        носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);

•        тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих (для старших дошкольников).

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, туда, быта того или иного народа.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающие эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действия. Содержание игры событийно, т. е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал).

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре "Узнай предмет по звуку" обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается "программа" игровых действий. Игровая задача часто бывает заложена в название игры.

Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в "чудесный мешочек", нащупать игрушку, описать ее и др.

Для детей старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли.

В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т. д.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка.

Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

 Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.

Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

 Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Но иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, а вне игры, в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений, заботы о товарище и др.

 Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Не нужно учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Дети часто нарушают правила не потому, что делают это сознательно, а потому что не знают, как выполнять, а иногда и забывают о них. Лучше не пожалеть времени на объяснение, как и почему, когда нужно выполнять правила, проверить понимание необходимости их усвоения, выразить уверенность в том, что дети будут все делать правильно, создать у них эмоционально-волевую готовность.

 Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. Игры с предметами;
  2. Настольно-печатные;
  3. Словесные игры.

Игры с предметами

В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.

Используя дидактические игры с подобным содержанием, удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Оденем куклу на прогулку

Дидактическая задача: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Игровая задача: одеть куклу по сезону

Материал: бумажные куклы с различной одеждой

Игровые действия: дети «одевают» куклу

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима (лето) и на улице очень холодно (жарко) Обыграть различные ситуации.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Игра « Только на эту буку»

Материал: кубики с изображением букв

Дидактическая задача: закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово

Игровая задача:  Придумать слово на  выбранную букву, отвечая на вопрос

Игровые правила: называть слово только на ту  букву, которую выбрал ребенок. Игровые действия: дети называют слова на выбранную букву,  в случае ошибки  - выполняют определенные действия (прыгают,  «кукарекают» и т.п.)

Ход игры

Каждый ребенок должен выбрать себе букву, на вопрос ведущего называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Света выбрала букву А. Водящий спрашивает ее:

-Как тебя зовут? Что должна ответить Света? Она должна назвать любое имя , которое начинается … На какую букву?

- А!- отвечают хором дети: Аня, Алена!

Воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка:

 - Какая твоя буква?

- А.

На все следующие вопросы этот ребенок должен отвечать словами с буквой А, быстро, не раздумывая.

Воспитатель:

 - Как твоя фамилия?

- Алексеева.

- Откуда ты приехала?

- Из Анапы.

- На чем ты ехала?

- На автобусе.

Затем воспитатель обращается к другому ребенку. Бывает так, что кто-то ошибается. Тогда его просят что-нибудь  сделать: поскакать на одной ножке, три раза «прокукарекать». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.

Использование дидактической игры в обучении дошкольников

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

В своей группе намечаю последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения непосредственно-образовательной деятельности и в дидактической игре.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.

При помощи словесных пояснений, указаний направляется внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней.

Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю о каком-либо событии, создаю соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры. Педагог может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняет и оберегает ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и побуждая детскую деятельность, делают это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т. п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер непосредственно-образовательной деятельности, а, с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания игровых действий, правил и начала игры темп ее, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп игры вновь замедляется. Не следует допускать излишней медленности и ненужного обострения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.

Руководя дидактической игрой, необходимо использовать разнообразные формы организации детей. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, нужно вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме непосредственно-образовательной деятельности. Игра может чередоваться с непосредственно-образовательной деятельностью, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т. д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Наша роль состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать - отрицательное.

Значение дидактических игр

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре, что является основой воспитания детей раннего возраста.

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Можно использовать такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару»

Игры и упражнения на восприятие величины («Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Оденем кукол», «Пирамидки», возможно, проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь  необходимо обучать детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под), потом горизонтальные положения (рядом, около), а впоследствии (справа, слева, за, перед).  Игры: «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?».

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».

Для развития слухового восприятия используют  дидактические игры – «Кто позвал?», «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

В игре складываются и наиболее эффективно развиваются:

  • Творческое воображение, образное мышление, складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Способность к суждениям, умозаключениям (основные инструменты мышления), умению применять свои знания в разных условия.
  • Произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
  •  Речь.
  •  Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям
  • Процесс познания своих возможностей (самосознание) и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения
  • Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский
  • Разные формы  произвольного поведения детей

Эстетическое воспитание

  • Формирование эстетического отношения детей к окружающему
  • Формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию "Укрась дымковским узором игрушку, "Русский народный костюм», лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. 
  • Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания.
  • Формирование экологической культуры ребенка

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.

Нравственное воспитание. Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Правила в игре создают нормы поведения, определяют правильные взаимоотношения, воспитывают чувства коллективизма, умение уступить сверстнику. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». . В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Формируются представления  о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.  

Физическое воспитание. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся.

Дидактическая игра «Заплатки для коврика»

На красивом коврике оказалась дырка. Возле коврика расположены несколько заплаток из разных тканей (кожа, драп, джинсовая ткань, атлас и др.) из них надо выбрать заплатку, которой можно закрыть дырку.

Описание работы: предлагаемая игра будет полезна, и для воспитателей, и для родителей. Она развивает интеллектуальные, творческие способности и  эстетические чувства ребенка.

Предварительная работа:

1. Знакомство со сказкой «Красная шапочка»

2. Театрализация сказки «Красная шапочка»

3. Вместе с детьми вспомнить, какие ткани бывают и на примере продемонстрировать их.

4. Дидактическая игра с тканями «Разнообразный мир тканей».

 Игровой материал:

1. Коврики с дырками разной формы.

2.Заплатки разной формы, из разных тканей.

Игровое действие: найти заплатку по форме и по виду ткани, соответственно.

Цель:  познакомить детей с видами тканей,  развивать тактильное ощущения, закрепить знание геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, воспитать интерес к различным видам тканей.

Ход игры:

  Разыграть сюжет: (например) бабушка из сказки «Красная шапочка» обращается с просьбой:

 - Прохудился мой любимый коврик. Стара я стала, плохо вижу, помогите, ребята, залатать дырки. И чтоб по форме и цвету подошли.

  (Разложить перед детьми коврики и наборы заплаток разной формы. Предложить найти заплатку по цвету, текстуре и форме).

- Спасибо, дорогие, за то, что подобрали вы мне заплатки в пору. А теперь, угадайте мои загадки:

1.Одноглазая старушка

Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не надевает. (Иголка)

2.Ты нежная, я колкая,

Мы врозь не можем долго

Держу тебя за хвостик я

Ты - ............ (Нитка), я - ...............  (Иголка)

-Правильно. Для чего нужны иголка с ниткой?

-Пришить заплатки, зашить дырки, шить одежду.

-Правильно, молодцы. Покажите, как шьют иголкой с ниткой (показать в воздухе). А сейчас, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Иголка и нитка». (Один из участников игры превращается в «иголку». Все остальные выстраиваются за ним в колонну и держат друг друга за талию, они будут «ниткой». «Иголка» двигается быстро, чтобы «запутать» или «порвать» цепочку игроков. Игру сопровождает ритмичная музыка).

-Устали? Идите, отдохните, а я ребятки пойду зашью свой коврик. До свидания!

-До свидания!

Дидактическая игра «Строим новый микрорайон нашего города»   с использованием логических блоков Дьенеша.

Описание работы:

 В последнее время мы успешно используем в работе с детьми учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша». Это уникальное пособие позволяет реализовывать задачи интеллектуального развития детей-дошкольников: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Цели дидактической игры:

1. Развивать у детей умение выявлять и называть свойства (цвет, толщину) предметов, обозначать отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.

2. Развивать умение составлять предмет из частей. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание логическое мышление. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков-символов.

3.   Формировать операции классификации блоков по двум признакам с использованием кодов.

4.  Воспитывать  взаимоподдержку, командную работу в микрогруппах.

Материалы для игры: логические блоки Дьенеша, карточки схемы, символы картинки социальных объектов нового микрорайона.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, нам курьер принес письмо из администрации города. Давайте его прочитаем. В нашем городе объявлен конкурс на строительство нового микрорайона. В этом микрорайоне необходимо построить социальные объекты. Что такое социальные объекты?

Социальная инфраструктура – это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. Это здания и учреждения, действующие для удовлетворения бытовых, духовных и культурных потребностей человека (музеи, бассейны, дворцы спорта и т. д.).

Какие микрорайоны есть в нашем городе? В письме нам прислали чертежи, но что это? Они закодированы, и прежде чем приступить к строительству, нужно их расшифровать. Закодированы по двум свойствам: по каким? (по цвету, и по толщине, т.е. толстые и тонкие). Итак, значит, стройматериалы есть, чертежи есть, мы их декодируем, остается выбрать название микрорайону и символы картинки для социальных объектов. Приступаем к работе.

 Анализ работ, творческое рассказывание детей о своем новом микрорайоне.

Дидактическая игра «Подарим куклам цветы»

Цель: учить решать логические задачи на разбиение по свойствам, упражнять в умении выкладывать требуемое задание без образца, ориентируясь только на словесную инструкцию, закреплять понимание слов: длинная - короткая, развивать представления об эталонах цвета.

 Задачи:

1. Закреплять знания детей об основных цветах, форме, размере.

2. Развивать мышление и мелкую моторику. Обогащать активный словарь детей. Закреплять понятия «высокий», «низкий», «длинный», «короткий». Упражнять в различении цвета, профилактики дальтонизма. Продолжать учить различать один и много предметов. Развитие тактильных и двигательных впечатлений, как источник общего развития ребенка и его самосознания.

3. Воспитывать чувство товарищества и работы в коллективе.

Оборудование: учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», цветные палочки Кюизенера,  куклы (большая и маленькая),

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, скажите, а что еще делают на Дне рождения, чтобы сделать приятное для именинника? (Дарят подарки). Конечно, и я вам предлагаю сделать подарки для кукол своими руками. Для большой куклы Маши мы сделаем цветочек из больших круглых блоков, а для маленькой – Даши – из маленьких круглых блоков. (Выполнение задания детьми). Ребятки, скажите, а чего не хватает цветочкам? (Стебельков). Правильно, а как вы думаете, из чего можно сделать стебельки для наших цветов? (Из палочек). Правильно, у вас на столах лежат палочки (Кюизенера), и вам нужно выбрать из них для большого цветочка длинный стебелек, а для маленького цветочка – короткий стебелек. (Выполнение задания). Скажите, большой цветочек, к которому вы приставили длинный стебелек стал каким – высоким или низким? (Высоким). А маленький цветочек? (Низким). Молодцы! Справились с заданиями.

Дидактическая игра «Волшебный кораблик»

Описание работы:

 Данный игровой материал  может использовать педагог на занятиях по ФЭМП у дошкольников, а также родители в свободное от занятий время. Основная задача игры заключается в том, чтобы научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры по цвету, форме и величине. Эта игра дает возможность обследовать геометрическую фигуру и глазами руками, что позволяет ребенку лучше выделить форму.  

Игровой материал:

1. Макет кораблика, в котором имеются углубления определенной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник).  

2. Геометрические фигуры разного цвета и величины, которыми заполняются углубления на макете.  

3. Вертушка,  представляющая из себя диск из плотного картона, в центре которого находится  вращающаяся стрелка из черного картона. По краям диска приклеены геометрические фигуры по цвету, форме и величине соответствующие фигурам на макете.

Правила игры:

В игре  участвует  группа  из 10 детей. Каждому из них выдается макет кораблика. Воспитатель показывает детям, как вращается стрелка вертушки, и сообщает какие слова при этом они будут произносить. Обращает внимание, что как только стрелка остановится на слове «Стоп!», игроку необходимо поднять руку и правильно назвать форму, цвет и величину предмета. Пока ведущий  вращается стрелку, все хором произносят слова текста. Тот, кто первым ответит правильно, получает геометрическую фигуру и закрывает ей углубление на своем макете. Игрок, у которого быстрее всех закроются все углубления на макете, побеждает в игре.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям макет кораблика в собранном виде и читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

 А. С. Пушкин.

Затем просит  детей назвать, из каких  частей состоит кораблик (паруса, иллюминаторы, флажки). Далее обращает внимание детей на то, что все части кораблика  это геометрические фигуры разной формы, цвета и величины. Педагог предлагает детям рассмотреть свои кораблики, в которых отсутствуют геометрические фигуры. Он предлагает детям дополнить недостающие фигуры, для того чтобы кораблик мог отправиться в путешествие. Воспитатель  показывает детям, как вращается стрелка вертушки, и сообщает, какие слова при этом они будут произносить. Обращает внимание на то, что  как только стрелка остановится на слове «Стоп!», игроку необходимо поднять руку и правильно назвать форму, цвет и величину предмета, например: «Большой квадрат зеленого цвета». Пока ведущий  вращается стрелку, все хором произносят слова текста.

Стрелка весело кружит,

В путешествие спешит,

Показать нам поскорей,

Части наших кораблей!

Стоп!

 Тот, кто первым ответит правильно, получает геометрическую фигуру и закрывает ей углубление на своем макете. Игрок, у которого быстрее всех закроются все углубления на макете, побеждает в игре.

Ведущими  в игре могут выступать дети по очереди. Так же игра интересна тем, что в ней присутствует момент соревнования и требует от ребенка определенных усилий и целеустремленности. Если кто из детей ошибается, ему необходимо помочь вместе с остальными ребятами исправить ошибку. Игра должна проходить в эмоциональной и дружеской обстановке, чтобы детям было интересно.

Заключение

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Литература

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М. ,2007.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990. - 280 с.

3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 2009.

4. Гербова В. В. Воспитание детей. - М., 2009.

5. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.

6. Менжерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 2003.

7. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2005.

8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М., 2007.

9. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2010.

10. Хейзинг И. Человек играющий. - М., 1999.

11. Шмаков С. А. Ее величество игра. - М., 1992. - 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство обучение дошкольника (моя дипломная работа)

СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения1.1 История вопроса1.2 Психологические основы и особенности игры1.3 Технология игрыГлава II. Место и роль дидактич...

"Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"

игра имеет важное значение в жизни ребенка в дошкольном возрасте...

Дидактическая игра как средство обучения дошкольников

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с дру...

Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее вл...

Методическая разработка на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников"

Место и роль дидактической игры в воспитательно- образовательном процессе. Использование дидактических игр в обучении дошкольников....