"Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
статья по теме

Александрова Ольга Николаевна

игра имеет важное значение в жизни ребенка в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga_nikolaevna.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидиктическая игра как средство обучения дошкольников».

Основной  задачей обучения является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой дошкольник  легко может пользоваться ими в дальнейшем. Полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависят от того, как осуществлялось запоминание, как оно было организованно.

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируется представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.  Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельная игровая деятельность.

Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация игровой деятельности. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память,  дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Таким образом, при правильной организации игровой деятельности дошкольников, педагог может наиболее эффективно организовать процесс обучения.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дидактические игры можно классифицировать на:

- игры с предметами и игрушками;

- словесные дидактические игры;

- настольно-печатные игры;

- музыкально-дидактические игры.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить основной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Можно выделить основные методы подготовки дошкольника к формированию игровой деятельности, в частности дидактической игры:

1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телевизионных передач, чтения книги, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируется первые эмоционально-нравственные оценки.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в общем потоке информации, для усвоения детьми способов воспроизведения в игре действительности используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.  Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям во время естественного общения.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направленно на формирование прогрессивных способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды. Эти ситуации способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться воображаемого результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на одном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство обучения дошкольников

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с дру...

Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игра как средство обучения дошкольников» Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное восп...

Методическая разработка на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников"

Место и роль дидактической игры в воспитательно- образовательном процессе. Использование дидактических игр в обучении дошкольников....

Разработка проекта «Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»

Проект «Дидактическая игра, как средство обученияЦель данной проблемы:Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.Задачи:- Изучить психологические основы и особеннос...

«Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»

1. Актуальность и значимость данной проблемыИгра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышлен...