Главные вкладки

    Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников
    консультация на тему

    Галкина Мария Ивановна

    В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижные школы. Необходимо в корне изменить отношение родителей и педагогов к сюжетно-ролевым играм детей.

    Главная задача организационного этапа работы будет сформулирована так: создание в детском саду и дома предметно-игровой среды, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование

    игровых макетов в социализации старших  дошкольников

    Игра с макетами

       Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении

    Макеты условно делятся на два типа:

    1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

    2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

       В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию. Макеты-карты— большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами

    пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада). Ландшафтный макет-карта– это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик,изгородь.  Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

    В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают

    разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

       Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

      Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

      Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

    Особенности планирования игр с макетами

    I. Макеты-модели

    Задачи:

    1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

    2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

    3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

    4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

    Приёмы:

    1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.

    2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

    3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

    4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

    II. Макеты-карты

    Задачи:

    придумывать на макете-карте свою игру , используя готовые игровые

    предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.

    Приёмы:

    при совместных играх с детьми включать разные формы общения

    (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.

    Основные рекомендации

    по созданию игровых макетов

    Макет «Зоопарк»– тематический комплекс с реалистическими игрушками,

    выполнен из картона и пластика.

    В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

    предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);

    маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);

    предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по

    желанию).

    Предварительная работа:

    чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему , посещение зоопарка с родителями.

    Макет «Планета динозавров»– макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.

    В игру входят:

    предметы-фигурки (различные виды динозавров);

    маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);

    предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций, чтение

    энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из

    жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.

    Макет «Улицы города»– выполнен на фанерной основе, дома оклеены

    бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

    В игру входят:

    предметы-фигурки (люди);

    маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

    предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

    Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

    Предварительная работа:

    экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

    Макет «Морские жители»– стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

    В игру входят:

    предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и

    др.); маркеры пространства (водоросли пластмассовые); предметы, обозначающие действия (удочки).

    Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

    Предварительная работа:

    чтение художественной литературы, энциклопедий,

    рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки

    «Варвара-краса – длинная коса», беседы.

    Макет «Полёт на другую планету»– коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

    В игру входят:

    предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

    предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход,

    летающая тарелка.

    Предварительная работа:

    чтение художественной, энциклопедий, литературы,

    просмотр телепередач,

    беседы, рассматривание иллюстраций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проетк "Знатоки дорожных правил" для старшихдошкольников

    Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка, совсем скоро дети самостоятельно будут ходить по улицам, так как по...

    "Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

    раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

    Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

    Что такое социализация дошкольников? Какую роль в социализации дошкольников выполняет игра?...

    Макеты и их место в развивающем пространстве ДОО. Макет по патриотическому воспитанию

    Данный материал позволяет определить место макетированию в развивающем пространстве ДОО. Акцент - на патриотическое воспитание дошкольников...

    «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

    Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

    Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

     Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с исп...