Консультации "Развитие мелкой моторики"
консультация (младшая группа)

Консультации для родителей о различных способах развития мелкой моторики рук у детеей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Развиваем мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики»

Мелкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук.

Педагоги и психологи считают, что одновременно с развитием мелкой моторики происходит развитие таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, координация, память, речь.  Развивая мелкую моторику своего малыша вы готовите его руку к письму, выполнению различных бытовых и прочих действий.

Пальчиковая  гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Это уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики способствует развитию речи, расширению кругозора вашего ребёнка.

Пальчиковая гимнастика это ещё и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Ребёнок получает массу впечатлений так необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития, когда мама для пальчиковой игры сажает его на колени, трогает ладошку, поглаживая, похлопывая или раскачивая.

Самое главное при проведении пальчиковых игр – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным. Сначала действия выполняются не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемые движения или делает его не совсем правильно, можно взять его ручку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепиться, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно. При этом детские стишки, сопровождающие движения, должны быть понятны малышу. Выполняя упражнения вместе с ребёнком, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Начинать необходимо с простых пальчиковых игр: «Ты, утенок, не пищи», «Замочек», «Заборчик», «Полетели птички», «Зайчик в норке». Эти упражнения направлены на активацию пальцев рук, выполняются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста.  После каждого упражнения можно использовать такие расслабляющие моменты как: опускание рук и встряхивание ими, или качание руками.

Ты, утенок, не пищи! 
Лучше маму поищи.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.)

 «Замочек»

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку «замочком»)

Мы замочек повертели, (движения сцепленными руками в стороны) Мы замочек покрутили, (круговые движения сцепленными руками)

И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны)

«Заборчик»

Бим-бом-бом, бим-бом-бом! (Кулаком одной руки ударять о ладонь другой)

По гвоздям бьём молотком.

Постучал наш молоточек и построил нам заборчик.

(Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести пальцы)

После освоения простых упражнений пальчиковой гимнастики, можно приступать к более сложным: «Пальчик-мальчик», «Зайка и ушки», «Кошка», «Наш малыш», «Веселые маляры», «Повар». Выполняя эти упражнения ребёнку нужно не только координировать движения обеих рук, но и внимательно слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, и соотносить слова с действиями пальцев.

 «Пальчик-мальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.)

«Зайка»

Ушки длинные у зайки, (поднимаем вверх средний и указательный пальчик).

Из кустов они торчат. (поднимаем и опускаем пальчики-ушки или разводим в стороны).

Зайчик прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат. (шевелим и двигаем пальчиками в стороны, можно выполнять любые хаотичные движения).

 «Наш малыш»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Возможности пальчиковой гимнастики уникальны. Она развивает не только мелкую моторику детей, но и служит формированию восприятия, произвольного и непроизвольного внимания, координации движений, способствует развитию речи, пространственного, наглядно-действенного мышления.

Консультация для родителей. «Пальчиковые игры с использованием различных материалов.»

Полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста – актуальная проблема нашего  времени.  Сформированная мелкая моторика играет немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка.

        К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

        Разработано много интересных методов и приёмов для развития мелкой моторики руки. Использование игр с различными материалами – замечательный способ для совершенствования ручной умелости малыша.

        Выполнение данных упражнений уже подразумевает манипуляции с различными предметами, которые требуют точности движений, определенной координации, своевременного мышечного напряжения и расслабления.  Данные упражнения способствуют развитию более точных и дифференцированных движений пальцев рук, подготавливают руку ребенка к практическим способам деятельности в реальности: шнуровка, застежка, завязывание бантов, обводка по внутреннему и внешнему краю, штриховка, изготовление бус и пр.

  1. Игры с шнуровками. Помогают развивать мелкую моторику посредством освоения навыка завязывания шнурков.
  2. Упражнение «Банты». Покажите малышу, как завязывается бант, предложите повторить.
  3. Упражнение «Учимся застегивать». Поупражняйте малыша в застёгивании молнии, пуговиц.
  4. Упражнение «Обводим». Предложите ребёнку обвести какой-нибудь предмет или трафарет.
  5. Упражнение «Бусы». Покажите процесс изготовления бус и предложите повторить действия.
  6. Игра «Прищепки». Предложите малышу прицепить прищепки к основе, например, лучики для солнышка, иголки для ёжика.

Игра «Котёнок».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно):

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

  1. Игра «Путешествие в зеркально-песочное царство». Предложите малышу поводить пальчиком по рассыпанной на зеркале соли.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)

  1. Игра «Сортировщик». Предложите ребёнку перебрать пуговицы, отбирая  нужные по цвету и размеру.
  2. Игра «Выкладывание рисунка из пуговиц»

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома. Попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д

  1.  Игра «Сухой бассейн». В ёмкость насыпьте горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки.

Уважаемые родители! Игры с различными материалами доступны и легки в изготовлении. Они помогут развить мелкую моторику вашего ребёнка, а заодно повысят уровень речевого, сенсорного развития, а также таких психических функций как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость, будут способствовать подготовке к овладению таким важным навыком как письмо.

Консультация для родителей. «Бизиборд как средство развития мелкой моторики»

Бизиборд (от англ. busy board, занимательная доска) – это деревянная доска с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка. Как правило, на развивающей доске размещают тактильные элементы, дверки на замочках, колесики, вентили, кнопочки и переключатели, элементы одежды (молнии, липучки, пуговицы), шнуровки, различные сортеры, трещотки, лампочки, шестеренки и прочее.

Впервые прототип современного бизиборда был изготовлен  итальянским педагогом Марией Монтессори в 1907 году. На обучающий стенд закрепили различные предметы домашнего обихода с которыми дети должны были манипулировать.

Монтессори считала, что ребёнок является лучшим воспитателем самого себя. Каждый ребёнок имеет свой темп развития, задача взрослого поддержать детскую инициативу и самостоятельность. По мнению Марии Монтессори, знания и умения, добытые самостоятельно более глубоко проникают в сознание, а гиперопека и излишняя помощь могут препятствовать естественному развитию личности ребёнка.

Возвращаясь к прототипу бизиборда, разработанному Монтессори, следует отметить, что подручные бытовые приспособления предлагались малышам для самостоятельного изучения, при этом взрослые могли не опасаться за безопасность ребёнка. Выполняя различные манипуляции с деталями такого развивающего стенда ребёнок разрабатывает мелкую моторику рук, познаёт заинтересовавшие его предметы. Нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг, обогащают впечатлениями память малыша, что благотворно влияет на интеллектуальное и физическое развитие ребёнка.

Бизиборд можно купить или сделать своими руками. Это обычная доска или стенд с разным количеством сторон, на которых закреплены различные предметы, например, неработающая розетка с вилкой, шнуровка, цифеблат старого телефона и т.п.

Изготавливая  стенд,  самостоятельно, следует надёжно закрепить все детали.  При выборе развивающих элементов, учитывайте интересы своего малыша.

Играть в бизиборд можно с 6 месяцев. При конструировании развивающей доски.  не забывайте о возрасте своего ребёнка. Малышу, который ползает достаточно бизиборда с 2-3 предметами. Ребёнку постарше можно изготовить большой стенд.

Каков идеальный бизиборд для мальчика? Мальчики любят откручивать и прикручивать,  собирать и разбирать, поэтому на доску хорошо прикрепить крупные гайки и болты, пружины, розетки и выключатели, дверцы, запирающиеся навесными замочками и ключами.

Что можно разместить на бизиборде для девочек? На доску можно прикрепить шнуровку, молнии, пуговицы, кнопки, даже настоящую бельевую верёвку и поместить на неё несколько прищепок.

Благодаря  бизиборду ваш ребёнок познакомится с бытовыми предметами.

У него разовьётся координация  движений, малыш научится управлять своими руками. Начнет развиваться усидчивость, т.к. бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий.

Игры с познавательной доской развивают логику, например, ребёнок осознаёт, что сначала нужно крутить ручку, а потом нажимать и открывать.

Развивается цветовосприятие, так как для изготовления бизиборда  используются разноцветные предметы (бусины, ленты), развивается воображение и память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...