Родительское собрание "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Родительское собрание в котором кратко изложены различные способы и методы развития мелкой моторики кистей рук у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: практический семинар

Подготовила: воспитатель Зацепина Л.В.

 Цель: Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи:

- дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук;

- научить родителей применять игры и упражнения по развитию

мелкой моторики рук.  

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: групповая комната

Оборудование: столы, карандаши по количеству участников, ёмкость с фасолью, прищепки, «дорожки» к упражнениям «Гусеничка», «Весёлый автобус», пальчиковый театр.

1. Вводная часть. Сообщение «Взаимосвязь процесса формирования речи с движением рук»

Здравствуйте, уважаемые родители. Своё сообщение я хочу начать с стихотворения:

 «Если руки неумелы,

 Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш

 – Не получится пейзаж».

 В. Лирясова 

Сегодня мы с вами поговорим о том, как развивать мелкую моторику у детей.

Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Что же такое мелкая моторика? – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

•    Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.

• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

•  Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общеинтеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза – дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук.

2. Основная часть. Методы и приёмы развития мелкой моторики.  Массаж кисти с помощью карандаша.

- Существует множество методов для развития мелкой моторики. Рассмотрим некоторые из них.

- Предлагаю вам, сделать  массаж кисти. Итак, упражнение  «Утюжок.» Возьмите каждый по одному карандашу. Положите карандаш на стол, а теперь погладьте карандаш сначала одной ладонью. потом другой. Покатайте карандаш по столу, повторяя: «Карандаш я покачу. Вправо-влево – как хочу.»

Пальчиковая гимнастика.

- Не менее интересный метод для развития мелкой моторики – это пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – это пальчиковые игры, целью которых является развитие мелкой моторики дошкольников. Они могут сопровождаться стишками, короткими формами устного народного творчества, а также применяться без стихотворного сопровождения.

Л.П. Савина дает методические рекомендации проведения пальчиковых игр. Исследователь обращает внимание на следующее. Все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным. Сначала действия выполняются не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемые движения или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно. При этом детские стишки, сопровождающие движения, должны быть понятны ребенку. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Приведем пример русской народной пальчиковой игры «Медведь»:

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

– Здравствуй, рыжая лисичка, (касаются кончиком большого пальца правой руки кончика указательного пальца)

– Здравствуй, белочка-сестричка! (касаются кончиком большого пальца правой руки кончика среднего пальца)

– Здравствуй, серенький волчонок! (касаются кончиком большого пальца правой руки кончика безымянного пальца)

– Здравствуй, беленький зайчонок! (касаются кончиком большого пальца правой руки кончика мизинца).

Пальчиковые игры с различными материалами.

Игры сыпучими материалами: 

  1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Игры с прищепками:

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) и читаем стих:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стишка: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики.

Е.Ю. Тимофеева и Е.И. Чернова представляют в своем пособии варианты работы с пальчиковыми играми для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, которые называются пальчиковые шаги (задания, направленные не только на развитие мелкой моторики, но и на подготовку руки ребенка к письму, развитие памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности, что, в свою очередь, способствует развитию речи). Шагами данные задания названы из-за того, что при их выполнении необходимо осуществлять пальцами шаги по листу бумаги (по рисунку или картинке)

Исследователи представляют варианты работы, как для левой, так и для правой руки. Рекомендуется начинать выполнять пальчиковые шаги с ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант пальчиковых шагов – это разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Упражнение «Гусеничка». Помоги гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой. Каждым пальчиком левой руки «проползи» по дорожке к цветочку: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком

Упражнение «Весёлый автобус». Помоги ребятам доехать до детского сада. «Прошагай» пальчиками левой руки. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный.

          Пальчиковый театр.

- Вашему малышу наверняка понравится игра в пальчиковый театр.

Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком.  В ходе игры, у детей активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (воспитатель показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.)

Практикум логосказка «Репка»

Логосказки – способствуют развитию всех сторон речи, а также развитию как мелкой, так и общей моторики. Я вам покажу, как изобразить героев  сказки «Репка»:

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.

3.Заключительная часть. Рефлексия

- Наше собрание подошло к концу.

Позвольте вас спросить -  информация, которую вы услышали, была вам интересна?

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы у вас возникли?

Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие было полезно для вас, и вы сможете самостоятельно помогать своим детям развивать мелкую моторику и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобре...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

родительское собрание на тему :ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необычное  родительское собрание на тему :ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...

Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ...