Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»
консультация

Елена Николаевна Банникова

Цель:

1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»

2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка

3. Дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников

4. Познакомить с содержанием игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_poruchn._materialami_motorika.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 50

Консультация для родителей

на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

подготовил и провел:

педагог-психолог

Банникова Е.Н.

г.о. Химки 21.10.2021г.

Цель:

1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»

2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка

3. Дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников

4. Познакомить с содержанием игр и упражнений

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

Дело в том, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития?

Ответы родителей.

Как избежать этой проблемы родителям?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами. В различных методиках развитию мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста уделяют большое значение, т. к. в головном мозге человека центр, отвечающий за движения пальцев рук, расположен очень близко к речевому центру.

Мелкая моторика также взаимодействует с вниманием, мышлением, воображением, координацией, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью.

Кроме того, развивать моторику важно потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать.

Развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше. По своей сути, действия с любым бытовым предметом может оказаться полезным. И многое из того, с чем мы соприкасаемся в быту, может выполнять функцию игрушки, все зависит от фантазии родителей и ребенка. За правильно выполненное упражнение, сделанную поделку ребенка нужно обязательно хвалить, необходимо вместе с ним радоваться его успехам. Это создаст благоприятную обстановку и станет прекрасным стимулом к дальнейшему развитию творческих способностей ребенка.

Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное и не затратное, для таких игр и упражнений не придется приобретать какие-то специальные развивающие пособия или игрушки. Все необходимое для того, чтобы увлечь вашего малыша новой игрой, скорее всего, найдется у вас дома.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
  13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  14. Играть с мозаиками и пазлами.
  15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  16. Собирать конструкторы.
  17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  18. Лепите вместе из пластилина.
  19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Хочу познакомить вас с несколькими интересными доступными упражнениями и играми:

Рисование на манке:

Для игры понадобится поднос, на котором насыпана манка. Можно рисовать, например, лучики для солнышка, дождик, радугу, снежинки и т. п. Было бы очень хорошо, если бы мама выступила, как партнер ребенка в этой игре.

Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Ход игры: На лист наклейте забавные фигурки животных, насекомых и т. д. Присыпьте этот лист манкой.

Пусть малыш по просьбе и при поддержке мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе.

Ежик:

Слепите из пластилина ежика. Предложите ребенку сделать ему много-много колючек с помощью семечек, спичек или зубочисток.

Крышечки:

Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

- Покажите малышу как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.

- Попросите повторить ваши действия.

Учимся пересыпать:

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

-Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

- Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать через пальцы.

- Научите его делать движение рукой, как будто он солит.

Погремушка:

Необходимый инвентарь: разные виды круп, емкости с широким и узким горлышком.

- После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложняем задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

- Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылочки.

- Закручиваем крышки, емкости превращаются в отличные погремушки.

- Можно обратить внимание на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Покорми птичку:

На коробочку или бутылочку приклеиваем изображение птицы, рядом делаем дырочку. Опускаем в образовавшееся отверстие опускаем по одной семечки, зернышки – кормим птичку.

Тактильные шарики:

Наполните обычные воздушные шарики фасолью, мукой, рисом, гречкой, манкой, пшеном, крахмалом, водой, пластилином, бусинками и тем, что еще изобретет Ваша фантазия. Просто перебирать эти «мячики» пальчиками – одно удовольствие. Обязательно называйте ребенку, что находится внутри того шарика, который у него в данный момент в руках.

Мастерим бусы:

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

- Покажите малышу, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть ребенок попробует это сделать сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус.

Сортируем макароны:

Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.

- Покажите ребенку, какие бывают макароны: это - ракушка, это - спираль, это - бантик, это – буковка и пр. Смешайте их. Попросите его разобрать макароны.

Найди клад:

Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.

- В небольшой емкости засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).

Можно использовать одновременно две-три игрушки.

В час по чайной ложке:

Необходимый инвентарь: два стакана, столовая и чайная ложки.

- Налейте воду в стакан. Предложите ребенку перелить воду ложками из одного стакана в другой.

Шнуровка:

Вместо шнуровального планшета можно использовать поле от мозаики и шнуровать его. Если сравнивать шнуровальный планшет, то поле от мозаики гораздо удобнее, интереснее и дает возможность создавать более четкие силуэты.

Входит – не входит.

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

- Покажите ребенку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.

- Не показывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку. Пусть малыш сам сделает это открытие.

- После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

- После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше, чем отверстие бутылки.

Не стоит забывать, что любые игры для развития моторики маленьких детей должны проходить под присмотром взрослых, т. к для них часто используют мелкие предметы, которые малыш может заглотнуть или вдохнуть. Игры для развития мелкой моторики стоит предлагать ребёнку ежедневно. Правильный подход, внимание и терпение – это залог успеха и своевременного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры с подручными материалами для развития мелкой моторики рук»

К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами. В различных методиках развитию мелкой моторики ...

Консультация для родителей "Использование подручных средств для развития мелкой моторики"

Данная консультация представляет собой различные игры и упражнения с использованием подручных материлов для развития мелкой моторики рук. Игры подходят для детей разных возрастных групп. Игры можно ус...

Консультация для родителей «Игры с подручными материалами для развития мелкой моторики рук»

Консультация для родителей «Игры с подручными материалами для развития мелкой моторики рук»К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в ...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

Цель:1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка3. Дать рекомендации по развитию мелкой...

Игры из подручных средств для развития мелкой моторики

В материале подобраны простые и доступные игры для развития мелкой моторики рук....