Мастер- класс для педагогов по теме: Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)

Зырянова Наталья Геннадьевна

Данный материал направлен на создание РППС   для формирования игровых компетентностей детей, развития детской самостоятельности и инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 корпус 2 «Тополек» г.Енисейска Красноярского края

Конспект мастер-класса

«Полифункциональный материал, как одно из средств

формирования игровых компетентностей детей

старшего дошкольного возраста».

Выполнила :Зырянова Наталья Геннадьевна,

                                                                                              воспитатель.

г. Енисейск

Тема: «Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: обогащение опыта педагогов способами включения старших дошкольников в игровые действия  по построению игрового предметного пространства с использованием полифункционального материала.

Задачи:

  1. актуализировать имеющийся опыт педагогов в применении полифункционального материала в рамках игровой технологии;
  2. включить педагогов в практические действия с полифункциональным материалом в рамках предложенных творческих игровых заданий;
  3.  помочь педагогам выявить  и зафиксировать игровые компетентности, формирующиеся у детей, и компоненты игровой технологии, реализуемые педагогом, в рамках применения полифункционального материала;
  4. активизировать творческие игровые возможности педагогов  в процессе работы с полифункциональным материалом.

Категория участников: воспитатели детей  старшего дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: полифункциональный материал: бросовый (бутылки и коробки разных размеров, кусочки разной ткани, пакеты, тубусы, шнурки, пуговицы и т.д), стаканы, крышки, ложки, фольга, цветная бумага, прищепки; материал для скрепления: клей пистолет, клей ПВА, степлер, скотч.

Предполагаемые результаты: Педагоги актуализировали и выявили на практике знакомые и новые для себя способы применения полифункционального материала, обеспечивающие формирование игровых компетентностей дошкольников, активизирующих их творческую и познавательную активность в рамках игры.

Актуальность: Основными принципами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» (п.1.2.4 ФГОС ДО),возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4.8 ФГОС ДО). Кроме того, в ФГОС ДО (п.3.2.5.4) обращается внимание на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: «организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей», «поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства». То есть, в рамках реализации содержания образовательной программы, педагогу необходимо создавать условия для формирования игровых компетентностей дошкольников, как основных интегративных качеств, обеспечивающих общее развитие ребенка в разных образовательных областях.

Технологическая карта мастер-класса

Этапы мастер-класса. Задачи этапа.  Приемы, способы,  профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса.

Комментарии  к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие результаты могут достигаться

1.Приветствие  и актуализация, настрой на предстоящую совместную деятельность.

Задачи этапа: актуализировать опыт участников мастер-класса в области применения полифункционального материала; создать ситуации выбора дальнейшей практической деятельности с акцентом на возраст детей.

Приемы, способы: знакомство с предложенным материалом, выясняющие вопросы, удержание паузы, речевая фиксация предложенных вариантов, установка на определенный возраст детей.

Позиции педагога: Режиссер, партнер, выясняющий, заинтересованный наблюдатель, внимательный слушатель.

Знакомство с предложенным материалом, выясняющие вопросы, удержание паузы, речевая фиксация предложенных вариантов дает возможность участникам мастер-класса ознакомиться с вариантами дальнейшей деятельности.

Установка на определенный возраст детей ориентирует участников мастер-класса на осмысление необходимости обогащения игровых замыслов детей в зависимости   от их возратса.

2. Практическая работа.

Задачи этапа: включить педагогов в практические действия с полифункциональным материалом в рамках предложенных творческих игровых заданий; помочь педагогам выявить и зафиксировать игровые компетентности, формирующиеся у детей, и компоненты игровой технологии, реализуемые педагогом, в рамках применения полифункционального материала.

Приемы, способы: творческие игровые задания, постановка методической задачи, проблемные, уточняющие и выясняющие вопросы, удержание паузы, установка временного регламента, предъявление результата работы в группе, методическое обоснование применения используемых видов деятельности.

Позиции педагога: Режиссер, партнер, выясняющий, заинтересованный наблюдатель, внимательный слушатель, провокатор.

Творческие игровые задания в соотношении с постановкой методической задачи позволяют участникам мастер-класса, с одной стороны самим включиться в элементы игровой деятельности, с другой стороны, в ходе творческо-игровой практической деятельности определить ее  методические возможности.

Установка временного регламента активизирует педагогов в рамках осуществляемой деятельности и стимулирует их на необходимость договариваться в группе для достижения определенного результата.

Проблемные, уточняющие и выясняющие вопросы направляют деятельность участников мастер-класса в рамках определенной тематики и методической составляющей заданий.

Предъявление результата работы в группах дает возможность показать возможные варианты использования предложенных материалов в рамках конкретного творческо-игрового задания, и обосновать методический аспект подобной деятельности.

Методическое обоснование применения используемых видов, способов деятельности с детьми дает возможность «мастеру» привести примеры из своего профессионального опыта и обобщить выводы,  выявленные в ходе решения методических задач.

3.Рефлексия.

Задачи этапа: создать ситуацию содержательной оценки итогов мастер-класса всеми его участниками.

Приемы, способы: игровой прием «Герой сказки», удержание паузы.

Позиции педагога: Режиссер, партнер, выясняющий, заинтересованный наблюдатель, внимательный слушатель.

Игровой прием «Герой сказки» стимулирует участников мастер-класса мысленно перевоплотиться в выбранного сказочного героя, высказывая свое мнение от его имени о содержании мастер-класса.

Удержание паузы дает возможность высказаться каждому участнику мастер-класса, дать содержательную оценку происходившему.

Ссылка на мастер-класс:

Сценарный план  (ход) мастер-класса

Этапы мастер -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                класса

Действия педагога, предполагаемая  практическая деятельность участников мастер – класса

1.Приветствие  и актуализация, настрой на предстоящую совместную деятельность.

Вступительное слово по актуализации темы мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Тема  моего мастер – класса – «Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов является: «Реализация программы в формах, специфических для детей  данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»

В свете современных требований выделяются два возможных  пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым путем -  игра рассматривается как  деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Именно второго пути организации игровой деятельности своих воспитанников я придерживаюсь.

Для участия в рамках мастер-класса  приглашаю 5 участников.

Предлагаю ознакомиться с материалами, которые подготовила для работы в рамках мастер-класса и предложить возможные варианты игровой атрибутики к какой-либо игре детей старшего дошкольного возраста,  которые могли бы создать дети, используя их. В случае, если участники мастер-класса называют варианты игр не соответствующие возрастным ориентирам, делаю на этом акцент.

Выслушиваю всех участников. Фиксирую поступившие предложения, проговаривая их сама.

Предлагаю  выбрать для работы в группе одну из предложенных игр и договорившись между собой сделать несколько атрибутов к ней.

2. Практическая работа.

1.Уточняю у участников мастер-класса, какую игру они выбрали, и ставлю перед ними методические задачи, которые необходимо решить в ходе деятельности: 1) Какие игровые компетентности на ваш взгляд могут формироваться в ходе этой деятельности. 2) Какие компоненты комплексного руководства игрой реализует педагог в ходе данной деятельности.

Прошу приступить к практическим действиям с материалами и предметами, ограничив временные рамки данной работы (5 минут).

Во время работы наблюдаю за их деятельностью, при необходимости включаюсь в деятельность: задаю уточняющие, выясняющие  вопросы (н-р: какие материалы можно использовать для той или иной игровой атрибутики? как можно соединить эти детали? Как дети могут использовать этот игровой атрибут?,  другие, которые возникнут в ходе деятельности).

В процессе данной деятельности дети способны договариваться, совместно находить пути решения сложных игровых ситуаций, у них формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели), подобная деятельность способствует установлению эмоционального контакта между членами группы. Вы наверняка обратили внимание, что на столе вам предложен степлер и клей пистолет, и у вас возникает вопрос, а как же безопасность детей? Дети нашей группы совместно с нами  работают с данными инструментами, соблюдая необходимые правила в работе с ним, так как не всегда можно склеить все предметы обычным клеем или клеем ПВА.

По истечении заданного времени предлагаю представить результат своей практической работы: созданные игровые атрибуты и возможность их использования в конкретной игре.

Обращаю внимание на методические задачи и предлагаю озвучить их решение, при необходимости, добавляю, уточняю: (игровые компетентности, формирующиеся в ходе подобной деятельности: умение договариваться, обеспечивать разворачивание игрового замысла, обогащать игровое предметное наполнение  конкретной игры недостающими атрибутами; компоненты игровой технологии: обагощение игрововго опыта детей, активизирующее общение воспитателя с детьми, создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды).

2. Предлагаю познакомиться  с еще одним приемом  в рамках игровой технологии: моделирование сказок. Предлагаю  рассмотреть цветовую модель сказки и определить ее название (педагогам предлагается цветовая модель к сказке «Заюшкина избушка»). При необходимости задаю выясняющие вопросы,(например, какого цвета круги и какому персонажу могли бы соответствовать? В какой сказке «живут» такие персонажи» и т.п.) Ставлю задачу: создать недостающих героев сказки, обращая внимание на то, что два героя уже имеется (петух и собака, выполненные из бросового материала вместе с детьми моей группы). Прошу приступить к практическим действиям с материалами и предметами, ограничив временные рамки данной работы (5 минут), акцентируя внимание на том, что в ходе практической работы необходимо решать те же методические задачи.

Применение цветовых схем в театрализованных играх позволяют детям включать мыслительные процессы, они сопоставляют цвет и форму схемы с героем сказок. Применение данного приема стимулирует детей придумывать свои схемы к сказкам, либо сказки к произвольным схемам.

При изготовлении сказочных героев из бросового материала дети стараются передавать характерные особенности внешнего вида героев. В моей практике был случай, когда дети, которым было трудно сделать своего героя, наряжаться сами или наряжали кого - то также используя  полифункциональный материал.

Использование  бросового материала  приучает ребенка к бережливости: он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем  станет уважать и труд других людей.

По истечению времени предлагаю представить результат работы. Обращаю внимание на поставленные методические задачи.

«В результате проделанной работы мы можем зафиксировать:

- использование проблемной ситуации в изготовлении атрибутов для игры  позволяет активизировать знания детей об окружающем мире, дети способны находить нестандартные решения, развиваются коммуникативные умения детей (они могут договориться между собой в группах), развивается фантазия детей;

- применение таких приемов и способов деятельности в игре имеет большое значение  и для развития личности детей: у них развиваются способности к воображению, умение организовывать свое игровое пространство, они приобретает опыт взаимодействия и коммуникации.

- в рамках такой деятельности педагог принимает роль ребенка и может прочувствовать на себе, как это интересно для детей.

- позиции педагога, обеспечивающие развитие  всех компонентов игры и поддержку их творческой активности и инициативы в организации самостоятельных игр: внимательный наблюдатель, заинтересованный слушатель, партнер, провокатор.

3.Рефлексия.

Предлагаю участникам мастер-класса представить себя в роли героев сказки, предложенной им, и высказать свое отношение, к содержанию мастер-класса, в котором участвовали. Если кто-либо из участников захочет принять на себя роль героя, которого в этой сказке нет, обращаю на это внимание, т.к. возможен такой вариант и мы с детьми группы такие приемы используем  (элементы ТРИЗ- технологии).

Свое выступление хотелось бы закончить словами  Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данный мастер класс способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшег...