Консультация для родителей «Использование мнемотехники при разучивании стихов»
консультация

Рыбалко Антонина Владимировна

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Использование мнемотехники в разучивании стихов»

При заучивании с детьми стихотворений, мы, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

  • Потеря, искажение смысла стихотворения;
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную  форму;
  • Длительность процесса заучивания (запоминания);
  • Припоминание, в результате которого, теряется интонационная выразительность;

Всё это снижает интерес у детей.

Почему это происходит?

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

В речи детей существует множество проблем,таких как :

—   ограниченный словарный запас,

—   грамматически неправильное построение фразы,

—   фонематическое несовершенство,

—   отсутствие навыков культуры речи.

Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. .

Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят   мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется следующие размеры таблиц:

для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки ,  на 9 клеток ;

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток ,  на 16 клеток;

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16  клеток,  на 25 клеток.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как у детей в памяти остаются отдельные образы:

лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ:

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

  1. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.
  2. РАССМАТРИВАНИЕ ГОТОВОЙ ТАБЛИЦЫ (СОЗДАННОЙ ВЗРОСЛЫМ).
  3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЗРОСЛЫМ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ.
  4. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ. САМИМИ ДЕТЬМИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.
  5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕТЬМИ С ОПОРОЙ НА СХЕМУ.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ

СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ:

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ .
  2. БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.
  3. КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА: НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ, ПОЗДНЕЕ – САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЬМИ.
  4. ПРОГОВАРИВАНИЕ ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ
  5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ ТАБЛИЦЫ

 

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  1. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  1. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  2. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей»

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотв...

Консультация для родителей Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Работаю 32 года в детском саду, для меня эта тема актуальна, хочу поделиться....

Консультация для родителей «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в...

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...

Мастер – класс для родителей «Использование метода мнемотехники при разучивании потешек и стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мастер – класс для родителей «Использование метода  мнемотехники при разучивании потешек и стихотворений с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский...