консультация для родителей "Слушать ребенка. Как?"
консультация

Галина Вячеславовна Солопова

Анализ запросов родителей показывает, что причиной многих трудностей являются проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми, в неумении выстраивать общение с ребенком. Поэтому  была разработана и проведена консультация для родителей по теме: «Слушать ребенка. Как?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushat_rebenka._kak.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

           

           

                        Консультация

                с элементами тренинга

         «СЛУШАТЬ РЕБЕНКА. КАК?»

                                                    Педагог –психолог МДОУ «Детский сад №62»

                                                    Энгельсский муниципальный район              

                                                    Саратовской  области

                                                    Солопова Галина Вячеславовна

       Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания.
Задачи:
- Познакомиться ближе с родителями.
- Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
- Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
- Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.
- Потренироваться использовать технику активного слушания.
Время проведения — 1 - 1,5 часа.
 Материалы
Мягкая игрушка.
Бумага формата А4, А3.
Карточки с описанием различных ситуаций.
 

 
1.  Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и ответить на вопрос: Какая я мама?  (назвать качества личности)
        В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются.        

   2. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

  Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать в различных игровых ситуациях. Игровые упражнения должны быть просты по содержанию, безопасны для участников и направлены на снятие напряжения, барьеров. Поэтому ведущий должен, исходя из собственного опыта, отдельно разработать этот этап.
В разминку можно включить следующие игры: «Ветер дует на тех, кто...», «Поменяйтесь местами, те  у кого…»


3. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.
       Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.
4.  Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, поддержки, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
5.  Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания В таких случаях лучше всего ребенка выслушать.  

ответы на вопрос «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слушать — различные понятия. Слышать — различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то (по словарю Ожегова).

Слушание — может быть пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание— минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Далее ведущий рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах и о последствиях.

Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность. Приемы: пересказ (полный и краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.


Что значит активно выслушать?
 значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

ПРИМЕР

СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень не нравится.

6. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.
Ведущий предлагает желающим разыграть сцену. Этот этап работы можно подготовить заранее с кем-то из участников, воспитателей,  чтобы потратить меньше времени.

СЦЕНКА

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и семилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).
ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть....
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

7 . Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.
8.  Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание).
На листе появляется первая запись:

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

 Вспомните, в какой форме беседовала мать?
Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

ПРИМЕР

СЫН (с мрачным видом). Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

2. Повтор услышанного от ребенка.

Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:

3. Делать паузы между фразами.

И самый главный момент — это обозначение чувства ребенка.
На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:

4. Обозначение чувства ребенка.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.
На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Обсудить,  какой пункт алгоритма родителям сложно выполнить ( как правило, родители отмечают сложность в определении чувства ребенка)

9.  А теперь давайте потренируемся использовать технику АС.
Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача — понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.

Участники получают карточки и работают с ними. Например: ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ ребенку

I

Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой! "

Боль

Тебе больно, ты рассердился на доктора

2

Старший сын - маме:

'Ты всегда ее* защищаешь, говоришь:

"она маленькая, маленькая", а меня не

жалеешь"

Обида

'Себе хочется, чтобы я тебя тоже защищала

3

Ребенок роняет чашку, та разбивается: "Ой!!! Моя ча-а-шечка!"

Обида, огорчение

Выло очень неловко и обидно

4

Влетает в дверь:

"Мам, ты знаешь, я сегодня первый

написал и сдал контрольную!"

Радость

Здорово! Я вижу, ты очень рад

5

"Надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!"

Досада

Очень досадно...


Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
10. Работа в парах. Предложить посчитаться.

 Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.

Участники разбиваются на пары и с огромным интересом обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми.

Сейчас каждая пара попробует  показать ситуацию,  используя технику АС.
На данном этапе пары разыгрывают ситуации, пробуя использовать технику АС.

11. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?
На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
(данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей; с ее использованием ослабевает напряжение в общении и т.д.)
Ведущий добавляет то, чего не было сказано:

Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребенок сам учится решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

12. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:
Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"

Статья содержит рекомендации для родителей дошкольников по подбору материала для слушания музыки в домашних условиях....

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"...

Консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует наказание, за наказанием - взаим...

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"

Материал для родителей и воспитателей ДОУКонсультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"...

консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"

консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"...