Консультация для родителей «Сказкотерапия и ее практическое применение»
консультация (старшая группа)

Черкасова Ирина Сергеевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_skazka.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  №42 ( корпус 2) «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ПОСЕЛКА  СВЕРДЛОВСКИЙ  ЩЁЛКОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА  МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563-08-77                                        E-mail: mdou42solnychko@mail.ru

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ, СТР.4

Консультация для родителей.

Тема: «Сказкотерапия и ее практическое применение»

                                                                     Воспитатель:

                                                                          Черкасова И.С.

Свердловский 2021.

Любое рассказывание сказки уже само по себе терапевтично. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. это дает возможность наблюдать за реакцией ребенка.

Взрослый и ребенок могут сочинять сказку совместно, драматизируя ее либо всю, либо ее отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку и самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком дает возможность выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Как отмечал Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики) ; оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассмат-ривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно, невротического состояния.

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или выполнить аппликацию. Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных эмоциях возможно появление в рисунках ребенка различных чудовищ, огня, темных красок. Новый рисунок по той же сказке может быть уже спокойнее, а краски - ярче, светлее.

Для рисования лучше взять карандаши (если рисуете что-то конкретное - желательна гуашь, если надо нарисовать свои ощущения, эмоции - акварель) .

Метод «Изготовление кукол»

Остановимся на одном из основных методов сказкотерапии: изготовлении кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своеобразная медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных положительных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

З. Фрейд считал, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Сторонники юнгианского подхода связывают изготовление куклы с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают некоторые психологи, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее;

дикция должна быть четкой, сила голоса - достаточной;

звуки речи должны быть направлены непосредственно ребенку;

голос и речь необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажей;

все жесты психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, интонации.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Кукол можно использовать при проведении психодиагностики.

Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует использовать традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) .

Х. Дж. Джинотт для диагностики семейных отношений рекомендует использовать резиновых гибких кукол, т. к. статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков куклу рекомендуется изготавливать. Для этого изготовления куклы можно использовать фольгу размером 30 х 30 сантиметров.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что ее образный мир позволяет ребенку идентифицировать себя с каким-либо персонажем. Дети в большей степени склонны иден-тифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З. Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика». Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа сказки и рассказывает о них. Кроме того, предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»

Сказкотерапия, являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую творческую свободу, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из инте-реснейших синтезов сказкотерапии является песочная сказочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован психологами, дефектологами, социальными работниками. Так же песочная терапия может быть использована в работе педагогами и воспитателями в образовательных целях. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с представителями разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н. А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Ребенок решает задачи самовыражения, самоосознания, самоактуализации, снятия напряжения и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Сказкотерапия детской души."

Сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются ч...

Консультация для родителей "Сказкотерапия"

Что такое СКАЗКА?Как надо читать сказки?Возрастные особенности чтения сказок?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают в...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в помощь родителям."

Рекомендации родителям для проведению сказкотерапии...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования - практические советы для родителей"

Консультация направлена на то, чтобы привлечь внимание родителей к ценностям изобразительного творчества: провести опрос на данную тему и продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования....