РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА» (средняя группа)
учебно-методический материал (средняя группа)

Самойлова Марина Вячеславовна

Ц е л и : дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и

детского сада; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из

спорных ситуаций.

Форма проведения: круглый стол.

План:

1. Вступительное слово.

2. Обсуждение проблемного вопроса «В какие игры играют дети?».

3. Сообщение «Психологический аспект игры».

4. Диспут на тему «Значение игры».

5. Сообщение «Условия и средства для полноценных игр» и демонстрация

дидактических пособий.

6. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».

7. Заключение: принятие решения.

Подготовительный период:

1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью

тестирования родителей:

– Любит ли ваш ребенок играть?

– Какие игры любит больше всего?

– Любимая игрушка вашего ребенка?

– В какие игры ребенок любит играть с вами, с братьями и сестрами?

– Какие игрушки вы покупаете ребенку?

– Нужно ли играть с ребенком и почему?

2. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Х о д с о б р а н и я

I. Вступительная часть.

Вступительное слово в о с п и т а т е л я . Огромная роль в развитии и

воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской

деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра –

это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его

внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме

того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь

детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в

хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться,

станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь

ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

II. Основная часть.

1. В какие игры играют дети?

Обсуждение проблемного вопроса.

В о с п и т а т е л ь . Так в какие игры играют наши дети? Предлагаю каждому

высказаться на эту тему.

Выслушиваются мнения родителей.

В о с п и т а т е л ь (обобщает). Не секрет, что многие современные родители

зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные

игры. А между тем это не заменит полноценную игру.

2. Психологический аспект игры (сообщение).

В о с п и т а т е л ь . Психика и мышление ребенка кардинальным образом

отличаются от психики и мышления взрослого человека. Ребенку нужно

учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как

взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно

учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и

совершить в уме простейшую операцию, например сложить один и два. Игра в

этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в

4 года он должен полноценно играть.

Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал,

его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то

поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он

находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и

никак от него не зависящих.

Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или

придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс

проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может

контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

Помните, что для развития ребенка 3–7 лет игра более полезна, чем занятия.

Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для

свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть.

Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен

быть директивным – пусть ребенок проявит фантазию.

3. Значение игры (диспут).

В о с п и т а т е л ь . О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания

ребенка.

Вопросы родителям:

 В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

 Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Выслушиваются ответы родителей. После высказываний родителей

воспитатель обобщает ответы.

В о с п и т а т е л ь . В игре ребенок обучается:

– эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир

взрослых людей;

– переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные,

понимать смысл их действий и поступков;

– осознавать своё реальное место среди других людей;

– уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они

действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него

разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых –

закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к

его игровой деятельности.

В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при

столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и

решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче

справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребенок в игре.

Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает

вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы

обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится

скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны

положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять

естественность и чистоту отношений.

В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и

беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят

выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения

между детьми.

Вопросы родителям:

 Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения,

несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как

вы думаете, о чем идет речь?

 Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук,

робот-трансформер, Бэтмен, Бакуган)?

По каждому вопросу выслушиваются мнения родителей.

В о с п и т а т е л ь (обобщает). Игрушки-монстры способствуют накоплению

агрессивных фантазий ребенка, негативно влияют на поведение ребенка, ведь

нередко эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно

стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Вопрос родителям:

 Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он

не играет с ними?

Выслушиваются мнения родителей.

В о с п и т а т е л ь . Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на

ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не

умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» – он берет игрушки и со

скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину – на

носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по

полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не

знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе

с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4–5 годам особое значение для детей приобретают предметы,

дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики,

фуражки, бинокли и другое. Спросите у ребенка, как он будет играть с

игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится.

Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом

возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка

наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется

какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д. Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например, опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материалов, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

III. Заключительная часть: принятие решения.

В о с п и т а т е л ь . В начале нашей беседы я задала вопрос: «В какие игры

играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших

детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком,

знаете ли вы все о нем…

Рассказы детей.

В о с п и т а т е л ь (обобщает). Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4–6

лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он

очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были

детьми!

Рефлексия.

Родители высказывают свое мнение, пожелания – что понравилось, что

нет и почему.

Вопросы родителям:

 Оправдались ли ваши ожидания?

 С каким настроением вы уходите с родительского собрания?

В о с п и т а т е л ь . Перед вами на столах лежат сигнальные фишки.

Поднимите зеленую фишку те, кто последует нашим советам, у кого после

нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите желтую фишку те, кто

частично будет следовать нашим советам. И поднимите красную фишку те, кто

не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратил время на это

собрание.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Дюймовочка» на тему: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Родительское собраниево 2 младшей группе «Дюймовочка»на тему:«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»...

Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Игра – приветствие «Цветные ладони»Анализ результатов анкетированияИгра в развитии и воспитании ребенка сообщение«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр през...

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.  Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное...

Презентация к родительскому собранию "Роль игры в развитии и воспитании ребенка

Презентация к родительскому собранию "Роль игры в развитии и воспитании ребенка"...

Родительское собрание«Аппликация как способ развития творческих способностей ребенка», средняя группа

Тема: «Аппликация как способ развития творческих способностей ребенка»Цель: Обеспечить понимание родителями необходимости развития ребенка как неотъемлемой части его жизни посредством аппл...