Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Попова Ольга Васильевна

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.  

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_sredney_gruppe.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Форма: круглый стол

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;

выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций.

Материалы: презентация по теме собрания, видеоролик «Мои любимые игры» (мнения детей группы), буклет для родителей «Поиграйте со мной», подборка дидактических игр для демонстрации.

Ход собрания:

I. Вступление.

Воспитатель: Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности (слайд 2,3).  

   Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (слайд 4).

   В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

   Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

II. Проблемный вопрос.

Воспитатель: Так в какие игры играют наши дети? (слайд 5) Предлагаю каждому высказаться на эту тему.

Ответы родителей.

Воспитатель: Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру.

III. Психологический аспект игры (слайд 6).

Воспитатель: Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно  создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть (слайд 7).

   Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу: Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.

   Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

   Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

   Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх,  взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным - пусть ребенок проявит фантазию.

 

IV. Значение игры (слайд 8).

Воспитатель: О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям:

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Ответы родителей.

(после высказываний родителей воспитатель обобщает ответы).

Воспитатель: В игре ребенок обучается:

+Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.

+Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

+Осознать своё реальное место среди других людей.

+Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

+Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. +Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

+Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

+Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Вопросы родителям:

Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения, несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как вы думаете, о чем идет речь? (ответы родителей).

Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук,робот-трансформер, бэтмэн, монстер-хай)? (ответы родителей).

Воспитатель: Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни к более слабым, программируют поведение ребенка, ведь часто эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Воспитатель: Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (мнения родителей)

   Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

   К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

   Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков.  Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

V. Условия и средства для полноценных игр.

Воспитатель: Для игр ребенку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

   В условиях детского сада мы стараемся с вашей помощью создать среду для полноценных игр  детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»: 

1.Игрушки из реальной жизни. Это - кукольное семейство, игрушечный домик и утварь (слайд 9,10)

2.Игрушки, для выплеска агрессии. Это - солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья (слайд 11)

 

3.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это - конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия (слайд 12)

4.Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и др. (слайд 13)

5.Крупные движущиеся игрушки (слайд 14)

6.Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения – служат театральные игрушки (слайд)

7.К 4-5 годам особое значение имеют предметы, дополняющие игру (шапочки, сумочки, халаты). В этом возрасте развитие игры уже идет не от игрушки, а от мысли (слайд 15)

8.Технические игрушки – транспорт, конструкторы, они развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество

9.Спортивно-моторные игры способствуют двигательной активности, развитию координации движений, ориентировки в пространстве  (слайд 16).

10.Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы и др.) (слайд 17)

11.Дидактические игры. Им принадлежит особое место. С помощью них дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т.д. к ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Д.И. воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики (демонстрация дидактических пособий).

VI. Заключение.  

Воспитатель: В начале нашей беседы я задала вопрос: «Во что играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком, знаете ли вы все о нем…

Видеоролик.

Воспитатель: Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4-6 лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были детьми! (слайд)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего д...

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;формирование педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;формирование педагогической культуры родителей....