Родительское собрание в средней группе «Речевое развитие ребёнка»
методическая разработка (средняя группа)

Мельникова Зульфия Гамилевна

В ходе собрания родители теоретически и практически ознакомились с особенностями речевого развития детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_razvitiyu_rechi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в средней группе

«Речевое развитие ребёнка»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: 

- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

- привлечь родителей к работе по  речевому развитию детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:  

- Вступительная часть – объявление темы собрания, целей.

- Практическая часть – игра с родителями.

Предварительная работа:

- Оформить группу русскими народными пословицами  о языке.

- Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

- Подготовить памятку для родителей «Как читать детям».

 

Ход собрания

 Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по  

развитию   речи ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками  о

речи и языке.

- Язык до Киева доведёт.

- Без языка и колокол нем.

- Язык впереди ног бежит.

1.Выступление воспитателя. О развитии речи дошкольника.

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком,

является процессом многоаспектным по своей природе и

органически связано с умственным развитием человека.

На пятом году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые

возможности детей. Дети средней группы более любознательны,

самостоятельны и активны в освоении социальной и природной

действительности. Дети приобретают

навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь

постепенно становится грамматически оформленной. Речь

становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем

старше становится ребёнок, тем больше влияние на него речевое

развитие оказывают семейной и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со

словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные

небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно

способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне

речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со

стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2.900 и 3000 слов к концу

года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои

высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря,

употребление более сложных в структурном  отношении

предложений нередко приводит к тому, что дети начинают

чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют

глаголы ( «хочут» вместо «хотят»)  Мы взрослые, и педагоги и

родители должны дать правильный образец.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития

речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты.

Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно

Использовать различные речевые формы и категории оказывают

большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки,

родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим

направлениям:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие  связной речи.

Совместная работа с семьей по этим  направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитатель обращает внимание родителей на значение в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду  при подготовке к утренникам, разучивание стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты, сказки являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка.

2.Практическая часть – игры с родителями для развития речи и мышления дошкольников

- «Чудесный мешочек»

- «Когда это бывает»

- Рассматривание картинок «Найди предметы с заданным звуком»

- «Поймай звук»

- «Ветерок»

- Проговаривание чистоговорок с разным темпом и силой голоса.

- Отгадывание загадок с их заучиванием.

- «Какая, какой, какое»

- «У кого сколько»

- «Отвечай быстро»

- «Составь рассказ по картинке»

- «Составь рассказ по схеме»

3.Воспитатель раздает памятки «Как читать детям» (прилагается) и

предлагает ознакомиться с содержанием памятки

Памятка для родителей

«Как читать детям»

  1. Перед прослушиванием сказки, худ. произведений  необходимо убрать из поля зрения ребёнка все   интересные игрушки, все, что может помешать,     ребёнку слушать сказку или рассказ.

  1. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

  1. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут воспринимать текст.

  1. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.

  1. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,

      бережное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание в средней группе.« Как помочь ребёнку научиться красиво говорить»

Родительское собрание в средней группе о речевых  проблемах детей....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание «Игра - как средство речевого развития ребёнка»

Цель: Расширение представлений родителей об игре младших дошкольников, места сюжетно- ролевой игры в общем развитии ребенка и развитии его речиЗадачи:1. Познакомить родителей с разными видами игр...

Родительское собрание. «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей....