Консультация для родителей: «Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении задач экологического образования дошкольников»
консультация

По средствам игровых технологий можно решать самые разные педагогические
задачи, в частности формировать экологическое мышление у дошкольников. Например,
достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение
правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность,
бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в
игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других
детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе
и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое
освоение нравственных норм и правил поведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей: «Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении

Задач экологического образования дошкольников»

Автор:  Каскевич А.В.

Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении задач
экологического образования дошкольников.


   Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно
через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра
является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих
навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-
дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к
самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя,
ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления,
чувства. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения».
По средствам игровых технологий можно решать самые разные педагогические
задачи, в частности формировать экологическое мышление у дошкольников. Например,
достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение
правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность,
бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в
игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других
детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе
и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое
освоение нравственных норм и правил поведения.
   Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по
своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может
осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
  - Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех
задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
 - Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные
экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
 - Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниями,
формируемым в процессе других видов деятельности.
 - Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами
поведения в природе.
 - Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи
экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и
развития ребёнка.
 - Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического
образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с
предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой
имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные
принципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;

- по направленности действий.
  По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с
правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
 Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.


По тематическому распределению содержания существует следующая

классификация:

 - игры на тему «Живая природа»;
 - игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
 - самостоятельную игровую деятельность ребёнка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий делятся на:
 - сенсорно-моторные;
-
предметные;
 - игры с перевоплощением (имитационные);
 - социальные;
 - соревновательные.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами
подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др. ).
Центральное звено таких игр правила, они являются главным фактором развивающего
воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое
внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться
обстоятельствам.
  Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание
уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что
цель этих игр - умственное развитие детей.
По характеру используемого материала дидактические игры условно можно
разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными
природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию
сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах
(цвет, величина и т. д. ). Настольно-печатные игры направлены на уточнение
представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных
процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки,
складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность,
быстроту реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным
объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.
Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные В
дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной
игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила материал для
организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением
природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п. ). Таким
образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников К природе,
конкретизируются полученные ранее представления.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать
эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к
объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие
эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую
деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь
интеллектуальную сторону личности дошкольника.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе
использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.
Большую группу игр с правилами составляют  подвижные  и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения  дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.
Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь,
вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры
интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение
привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы
по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
 Очень интересны детям игры в загадки-описания в них они упражняются в  умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают
внимание.
  К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные
игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых
и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также
самостоятельность и самоорганизация детей.
  Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения:
сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения.
Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми,
имеющими готовые правила.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети
отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно
делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и
схематизированном виде.
В строительно-конструктивных играх учу замещать одни предметы другими:
постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и
конструкторов или же из природного материала - песка, снега.


  Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью
движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после
неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.
  Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками
готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что
способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный
эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх
естественные природные объекты, их изображения.
Итак, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие
дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как
метод образовательно-воспитательной работы с ними.
  В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы
(овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений
и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с
естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом
сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на
занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
  Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и
уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
  Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся
конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно
объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года: собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.
 Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание
предметов провожу сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и,
наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является
объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на
вопросы.
Во время дидактической игры с растениями целью является воспитывать бережное
отношение к ним.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками важно знакомить
детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по лесопосадке.
стараться обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим
очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к
природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень
радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.
В
играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления.
Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то,
что сами восприняли.


Пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры,
экологической направленности


Пословицы и поговорки о временах года


Зима
Не велик мороз-да краснеет нос.
Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
Снега надует - хлеба прибудет.
Береги нос в большой мороз
Мороз невелик, да стоять не велит.
Снег земле-кормилице-что тёплый кожух


Весна
Весна водой богата.
Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Весенний день целый год кормит.
Посеешь впору - соберёшь зерна гору.
-
Весна красна цветами, а осень - пирогами.
Весна да осень - на дню погод восемь.


Лето
Худо лето, когда солнца нету.
Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.
Лето собирает, а зима поедает.
Пришел июнь-разноцвет - отбою от работы нет.
Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.


Осень
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Осенний день прозевал - урожай потерял.
Осенняя пора-птица со двора.
Гром в сентябре - тёплая осень.
Октябрьский гром- к белоснежной зиме.
Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.


Пословицы о лесе


Растение - земли украшение.


Рощи да леса - всему свету краса.


По лесу ходи - под ноги гляди.


Лес не школа, а всех учит.


Лес и вода - брат и сестра.


Много леса - не губи,
Мало леса - береги
Нет леса – посади!


Враг природы тот, кто лес не бережёт.


Пословицы о природе


Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!


Кто природу губит, тот свой народ не любит.


Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить

.
Пальчиковые игры


«Посадим цветы»
Мы ямку раскопаем, семечко посадим.
Дождичек польëт, оно подрастёт.
Сначала стебелёк, а затем цветок.
Наши красные цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.


«Растение»
Много всяких растений повсюду:
Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.
Утром весенним раскрывают они лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки.


(Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются
вверх до высоты большого пальца прорастает растение. Тыльные стороны ладоней
соединены, пальцы опущены вниз - корень растения.)


Физкультминутки


«Прогулка по лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды набрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.

«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!


Лесные правила


Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.


Природоведческие игры


«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны
изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети
начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу;
при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Воспитатель бросает
ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья.
цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет
(например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку
воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д


«Воздух, земля, вода» (игра мячом)
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока».
Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок
отвечает « вода», на слово «волк» - «Земля» и т.д.
Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово « воздух».
Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее
на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.


«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и
неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по
цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться.
Например: «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызëт орехи, прыгает с
ветки на ветку и т.д.


«Выбери нужное»
На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет какоелибо
свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые
этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка,
дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный»
иней и т.д.
вода, роса, облако, туман,


«Что это такое?»
Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает
перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если
нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое,
внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из
него вылупляются птенцы.


«У меня в огороде»
Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор,
огурец, баклажан, морковь и т.д.).
Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть
изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой
природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти
объекты делают у него в огороде. Например: воробей клюёт гусениц с нашей капусты,
подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.


«Береги природу»
На столе лежат картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца,
воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что
произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного
объекта. Например: убираем птицу что будет с остальными животными, с человеком, с
растениями и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников

Основные понятия, цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста...

Презентация "Цель и задачи экологического образования дошкольников"

Формирование начал экологической культуры дошкольников позволяет успешно усваивать опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие....

Модель «Овощная грядка» для решения задач экологического образования.

Модель «Овощная грядка» для решения задач экологического образования....

Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"

Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"...