Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников
статья на тему

Великанова Ирина Анатольевна

Основные понятия, цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

в соавторстве со Смирновой Н.И.

        Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

        Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

        Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью».

        Исследование Н.Н. Кондратьевой также имеет ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста. Данная работа посвящена разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:

        - целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;

        - системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой воспитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как возобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

        - детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

        - системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности.

        Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

        Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.

        Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

        «Методика экологического образования дошкольников» - это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению» (Николаева).

        Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

        Основная цель экологического воспитания – научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

        Образовательные и воспитательные задачи:

         - углубить и расширить экологические знания;

        - привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;

        - развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

        - сформировать чувство бережного отношения к природе.

        В дошкольной педагогике пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"...

цель и задачи литературного образования дошкольников

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Задачи и содер...

Презентация "Цель и задачи экологического образования дошкольников"

Формирование начал экологической культуры дошкольников позволяет успешно усваивать опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие....

Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике авторы зачастую используют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А. Рыжова объ...

Консультация для родителей: «Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении задач экологического образования дошкольников»

По средствам игровых технологий можно решать самые разные педагогическиезадачи, в частности формировать экологическое мышление у дошкольников. Например,достаточно серьёзную проблему для детей дошкольн...

Основные понятия, цели и задачи экологического воспитания дошкольников.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окр...