Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»
консультация (средняя, старшая группа)

Шафоростова Елена Ивановна

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.

2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.

3. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Сообщение на родительское собрание в старшей группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»

- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании. Меня зовут Елена Ивановна. В этом детском саду я работаю логопедом.

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.

2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.

3. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.

  Каждый год в начале сентября я провожу логопедическую диагностику (обследование) каждого ребёнка подготовительной группы, а в мае-старших групп.

   Где определяю структуру и методы коррекционной работы. С 15 сентября начинаю заниматься с детьми, которые нуждаются в коррекции звукопроизношения.

 2 раза в неделю провожу групповые, подгрупповые (3-4 ребёнка) и индивидуальные занятия.

На таких занятиях развиваю и обогащаю предметный, глагольный и качественный словарь, грамматический строй речи, мелкую и общую моторику т. к. они находятся в тесной взаимосвязи. И соответственно с нарушением речи недостаточна развита моторика, как общая так и мелкая (руки, пальцы). С этой целью провожу пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, массаж рук с использованием су-джок терапии.

 

Так же важна подвижность артикуляционной моторики (губы, язык, щёки). Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика, она не только развивает речевой аппарат, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

В ходе коррекционной работы развиваю психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление. Также развивается дыхание и фонематический слух.

Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

- коррекция и автоматизация нарушенных звуков

- развитие артикуляционной моторики

- развитие общей и мелкой моторики рук

- формирование фонематического слуха и восприятия

- развитие физиологического и речевого дыхания.

- развитие голосообразования, темпа и ритма речи

- развитие, обогащение, расширение словарного запаса

- формирование грамматического строя речи

- формирование связной речи

- формирование навыка обучения грамоте.

 Все эти коррекционные воздействия начинает проводить логопед в возрасте 5-6 лет, если это необходимо ребёнку.

Очень часто родителей интересует вопрос: «С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?»

Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

Но важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибкая и податливая. Начиная с самых ранних лет жизни речь ребёнка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически (звуковая)правильная речь взрослых.

Некоторые родители необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семье они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкаются». Что совершенно недопустимо, т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка.

Нужно создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться от общения со взрослыми. Не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учится правильно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.

Понятие речь очень обширно. Можно выделить следующие компоненты речи: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи.

Более подробно остановимся на компоненте речи -  звукопроизношение.

Грамотная, чёткая и ритмичная речь ребёнка характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (язык, губы нёба и т. д.)

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте,

чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто родители пытаются научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к серьёзным нарушениям звукопроизношения.

К 5 годам ребёнок правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата,…. шесть лопат). Может рассказать о том, что произошло, что нарисовано на картинке.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Итак, искажённое произношение всех звуков дошкольников 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение звукопроизношения считается не нормой, а дефектом.

Именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу. Это вам скажет любой логопед.

Но есть и исключения, если к 4м годам у ребёнка нарушены все группы звуков – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц, заднеязычные (К ,Г, Х) и имеется нарушение слоговой структуры слов, перестановки и замены слогов. Говорят «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу.

Для усвоения правильного звукопроизношения необходимо хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать (различать) звуки звонкие и глухие, твёрдые и мягкие т. е. у ребёнка должен быть развит фонематический слух (фонема –это звук). Это способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребёнка. Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.

Работа семьи и логопеда осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей на стенде, на занятиях, которые родители могут посещать по договорённости с логопедом, а также ведение индивидуальных тетрадей для ребёнка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, ...

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Родительское собрание в старшей группе на тему : Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание: «Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста»Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 1 ТЕМА: «Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет».

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.2. Ведущая деятельность &ndash...

Выступление на родительском собрании в старшей группе по теме: «Правила дорожные детям знать положено».

Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению детей ПДД и по профилактике ДТП.Уважаемые взрослые! Ответьте мне по совести, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Кто хоть раз в свое...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему «Сказкотерапия»

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольников. Правильно и хорошо организованные музыкальные занятия помогают развитию кругозора и воображения ребёнка, обогащают его целым рядом вп...