Статья всероссийского уровня «Развитие навыков самообслуживания у детей 3 лет»
статья (младшая группа)

Рау Оксана Владимировна

Содержание:

Актуальность__________________________________________________________3

Как помочь малышу развить свои навыки?________________________________4

Рекомендации по формированию навыков самообслуживания.

1.Учим одеваться/раздеваться самостоятельно.___________________________4

2. Учим есть самостоятельно.__________________________________________6

3. Учим ходить на унитаз______________________________________________7

4. Учим умываться самостоятельно_____________________________________7

Вместо итога…______________________________________________________8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

Развитие у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Своевременное приучение ребенка к обслуживанию самого себя развивает малыша, облегчает повседневный уход и предотвращает насмешки сверстников по поводу его несамостоятельности. Навыки самообслуживания у детей формируются постепенно, усложняясь в соответствии с возрастом. Качество зависит от того, насколько окружающие взрослые уделили внимание развитию этих навыков у своего ребенка.

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Формирование навыков самообслуживания способствует:

- развитию самостоятельности;

- формированию трудовых навыков;

- привитию полезных привычек;

- закладыванию основы ЗОЖ;

- развитию волевых качеств личности;

- формированию стремления к достижению цели;

- развитию аккуратности;

- приобретению уверенности в себе и своих действиях.

 

В три года у ребенка должны быть сформированы следующие навыки самообслуживания:

- одеваться

- раздеваться

- есть

- пользоваться унитазом

- умываться и мыть руки с мылом

- вытирать руки и лицо полотенцем.

Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьей. Единая линия в требованиях, в создании условий совершенно необходима для выработки и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья всероссийского уровня

«Развитие навыков самообслуживания у детей 3 лет»

Воспитатель: Рау О.В.

г. Санкт-Петербург, 2022

Содержание:

Актуальность__________________________________________________________3

Как помочь малышу развить свои навыки?________________________________4

Рекомендации по формированию навыков самообслуживания.

1.Учим одеваться/раздеваться самостоятельно.___________________________4

2. Учим есть самостоятельно.__________________________________________6

3. Учим ходить на унитаз______________________________________________7

4. Учим умываться самостоятельно_____________________________________7

Вместо итога…______________________________________________________8

Актуальность.

Развитие у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Своевременное приучение ребенка к обслуживанию самого себя развивает малыша, облегчает повседневный уход и предотвращает насмешки сверстников по поводу его несамостоятельности. Навыки самообслуживания у детей формируются постепенно, усложняясь в соответствии с возрастом. Качество зависит от того, насколько окружающие взрослые уделили внимание развитию этих навыков у своего ребенка.

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Формирование навыков самообслуживания способствует:

- развитию самостоятельности;

- формированию трудовых навыков;

- привитию полезных привычек;

- закладыванию основы ЗОЖ;

- развитию волевых качеств личности;

- формированию стремления к достижению цели;

- развитию аккуратности;

- приобретению уверенности в себе и своих действиях.

В три года у ребенка должны быть сформированы следующие навыки самообслуживания:

- одеваться

- раздеваться

- есть

- пользоваться унитазом

- умываться и мыть руки с мылом

- вытирать руки и лицо полотенцем.

Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьей. Единая линия в требованиях, в создании условий совершенно необходима для выработки и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.

Как помочь малышу развить свои навыки?

Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти многочисленные и порой сложные навыки? Собрав опыт других родителей и рекомендации педагогов, мы выделили пять советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:

Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на стенку. Такие карты помогут малышам запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций.

Делите сложные действия на маленькие шаги. Не пытайтесь научить ребенка всему и разу, разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.

Будьте последовательны. Возьмите себе за правило, что пока ребенок маленький, он решает одну бытовую задачу одним способом, это позволит ему быстрее выучить необходимые действия. Расширять репертуар и работать над креативностью вы будете после освоения базового навыка, а сейчас постарайтесь, чтобы вещи лежали на своих местах, процедуры по уходу за собой имели собственный распорядок, а новый предмет гигиены или элемент одежды не слишком отличался от своего предшественника.

Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.

Выделяйте достаточно времени. «У нас нет времени ждать пока он там копается!» - возмущаются родители, когда мы начинаем разбираться в причинах несамостоятельности малыша. Такой подход не только не позволяет ребенку развиваться, но и подвергает его постоянному стрессу. Представьте, если после пары демонстраций вас заставили бы быстро завязать особые морские узлы или сыграть без ошибок какую-нибудь мелодию. Именно так ситуацию видит ребенок. Варианта два: изначально выделить в два раза больше времени на необходимые процедуры или, в крайнем случае, помочь ему выполнить задачу.

Рекомендации по формированию навыков самообслуживания.

1.Учим одеваться/раздеваться самостоятельно.

1) Найдите время

Чтобы ребенок освоил навыки одевания, родители должны не только терпеливо поддерживать, но и все правильно организовать. Разбудите ребенка на полчаса пораньше, а не в последний момент. Так вы не опоздаете, и ребенок сможет попрактиковаться и не спеша собраться самостоятельно или с вашем терпеливой, а не нервной помощью.

2) Развивайте моторику

Умение одеваться и раздеваться состоит из многочисленных мелких умений, таких как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, выворачивание наизнанку одежды и т.д. Каждое из этих навыков требует отличным владением моторикой пальчиков, и поэтому ее необходимо развивать. Лепите из теста и пека, рвите газеты, пользуйтесь пинцетом, сортируйте и проталкивайте мелкие предметы, предоставьте одежду для игры с липучками, молниями и пуговицами, наряжайте вместе кукол и мягкие игрушки, заведите игрушками-шнуровками, конструкторами с некрупными деталями, бусами, которые надо нанизывать, – пусть тренирует пальчики!

3) Действуйте через игру

ожалуй, самым интересным и эффективным способом превратить рутинный процесс одевания в ежедневную радость  превратить его в игру! Вот вам несколько примеров, как можно разнообразить ритуал и приучить ребенка полюбить это занятие.

А) Одевайтесь наперегонки: назначьте приз, и наряжайтесь с крохой на время. Первое время поддавайтесь, чтобы он не растерял всю мотивацию, а потом смотрите, как бы не проиграть.

Б) Практикуйте игры с переодеванием. Для девочек это может быть модный подиум, а для мальчиков – переодевание в любимых сказочных персонажей.

В) Поиграйте в магазин одежды: «Добрый день, вы выбираете одежду себе или маме? По какому случаю? Что бы вы хотели выбрать? Позвольте показать вам, что у нас есть (покажите две футболки). Какая вам больше нравится? Давайте примерим (смотрим в зеркало и комментируем, продаем). Давайте подберем брючки. Какие больше подходят – эти или эти?»

4) Предоставляйте выбор

Чтобы обойти сопротивление ребенка, применяйте прием «выбор-без-выбора»: «Что ты наденешь сначала – носки или рубашку?», «Ты хочешь одеваться стоя или лежа?». Известный прием для все отрицающих трехлеток действует почти всегда.

5) Закрывайте глаза

Если ребенок надел вещь наизнанку или задом наперед, не одергивайте. Дайте ему самому пройти через свои ошибки. Так он научится быстрее.

6) Нарисуйте инструкцию

Приучите ребенка к тому, что есть четкий алгоритм одевания и слои одежды. Нарисуйте вместе с ребенком эту последовательность, повесьте в прихожей или комнате и приучите его сверяться с рисунком-инструкцией в процессе одевания. 

7) Подходите нестандартно

В садиках и школах по системе Монтессори используют отличный прием надевания верхней одежды с рукавами. Он очень прост: положите куртку перед ребенком горловиной к себе застежкой вверх, чтобы она оказалась “вверх ногами”. Пусть ребенок стоя над курткой засунет руки в рукава. Потом просто останется перекинуть куртку через голову – и вуаля – она надета! 

8) Хвалите

Очевидно, что в процессе обучения у малыша не все будет получаться хорошо и быстро. Будут и оторванные пуговицы, и сломанные молнии, и навыворот надетые штаны и кофты. Но ругать за такое ни в коем случае нельзя! Иначе ребенок опустит руки и не станет учиться одеваться. Наоборот, надо подбадривать и поддерживать малыша, говоря фразы: “Ухты, как ты быстро сегодня оделся!”, “Ого, даже мне не удается так ловко застегивать пуговицы!”, “Не страшно, что ты немного не так застегнул пуговицы. Со мной такое тоже частенько бывало, когда я была маленькой”, “Молодец, ты сегодня оделся почти без посторонней помощи”.

9) Не отказывайте в помощи

Не стоит ребенку отказывать, если он просит помочь. Иначе малыш может почувствовать себя беспомощным, и это может повредить обучению. Только дозируйте эту помощь. Не надевайте штаны полностью, а лишь до половины, свитер наденьте только на голову. Оставляйте пространство для маневра.

10) Покупайте правильную одежду

Хотите помочь ребенку на первых порах? Выбирайте вещи, у которых заметно отличается рисунок впереди и сзади, и старайтесь не покупать одежду со слишком сложными застежками, в первую очередь, пуговицами. Обувь также лучше выбрать на липучках, а по мере овладения навыками вводить шнурки

2. Учим есть самостоятельно.

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие — отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент! Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку — не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна —вам.

Первое время кроха будет просто играть с ложкой — помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской. Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (учимся пить из кружки). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

3. Учим ходить на унитаз

Приучение к туалету может стать довольно сложной задачей для ребенка 3 лет. Поэтому поддержка, любовь близких и веселые наклейки могут стать хорошим поощрением в этом важном шаге к самостоятельности. Каждый раз, когда ребенок идет в туалет, поощряйте его наклейкой в специальном календаре. Очень хорошо работает вербальное поощрение, а если в семье есть старшие дети, подключение их к процессу приучения к туалету может послужить дополнительным стимулом для вашего малыша.

1) Следуйте расписанию

Для того, чтобы научить ребенка ходить во взрослый туалет, сажайте его на унитаз примерно в одно и то же время дня, когда он обычно хочет сходить в туалет, к примеру, после ужина или перед сном. Даже если ему самому не удастся сходить в туалет, вы можете помочь ребенку привыкнуть к идее использования взрослого унитаза в правильный момент.

2) Покажите ребенку как

Начать стоит с обучения как девочек, так и мальчиков, сидению на унитазе. Пройдите с ними весь процесс пошагово: как снять штаны, колготки и нижнее белье, сесть на унитаз, вытереться и смыть за собой. Показать мальчикам, как ходить в туалет стоя, могут мужчины или старшие мальчики в семье после того, как те научились ходить по-большому на взрослый унитаз.

3) Используйте ступеньку и насадку на унитаз для взрослого туалета

Детские сидения на унитаз обычно делают в веселых расцветках, и малыши оценят такую дополнительную помощь. Специальная ступенька также поможет придать уверенности ребенку в этом процессе и даст ему дополнительную возможность обучиться смывать после себя.

4) Читайте книжки, в которых рассказывается о туалете

Супергерои, которые ходят в туалет? Что может быть лучше для ребенка в самом нежном возрасте? Существует множество книжек, в которых есть веселые истории с героями, которые сделают процесс, как приучить к туалету, максимально комфортным и несложным. Некоторые книжки заранее снабжены наклейками и календарями, чтобы облегчить процесс для родителей.

4. Учим умываться самостоятельно

1) Дайте ему право испачкаться

Есть такая поговорка: дети бывают либо чистые, либо счастливые. Не лишайте свое чадо этой детской радости. Только предварительно обговорите, что всему свое время: веселиться, копаться в песке, измазаться красками (или шоколадом), а после такого веселья вперед на встречу с умывальником. Все познается в сравнении! И удовольствие от ощущения чистоты можно прочувствовать лучше, если иметь право и возможность испачкаться.

2) Не ругайте его за грязную одежду

В общении с ребенком важен правильный посыл и точные формулировки. Как бы вас не утомляла порой удивительная способность крохи пачкаться, вместо того чтобы говорить «Ты — грязнуля!», ограничьтесь лаконичным «Это грязь!». Малыш не делает четкого различия между грязными руками, одеждой и своей личностью, поэтому старайтесь не навешивать ярлыки. Если вы все время будете повторять ребенку, какой он чумазый и неряшливый, в конце концов, он в это поверит и будет вести себя соответственно.

3) Поощряйте самостоятельность

Для ребенка купание — прежде всего еще одна возможность поиграть и расслабиться. Позвольте малышу побарахтаться в воде с игрушками, построить замки из пены, развлечься с брызгалкой или мыльными пузырями. Но постепенно приучайте его к самостоятельности: разрешите самому намылиться, потереться губкой, помыть голову. Главное — всегда будьте рядом и не оставляйте малыша в ванной без присмотра!

4) Сделайте гигиену полезной привычкой

Чистоплотность может стать лейтмотивом в обучении ребенка правилам этикета: мы моем руки, прежде чем сесть за стол; мы берем еду вилкой, а не пальцами. Правильно расставляйте акценты. Не ассоциируйте грязь с чем-то неприятным, что не нравится ребенку («Фу, какие же грязные у тебя руки — просто рассадник микробов!»), а закрепите в его сознании образ чистоты, связанный со здоровьем, хорошим настроением и всем, что приносит радость окружающим. Перелистайте «Мойдодыра» Чуковского, заучите несколько отрывков на память и повторяйте их, когда моете с крохой руки.

Вместо итога…..

Чтобы закрепить успех обучения навыкам самообслуживания, хвалите ребенка. Когда мама постоянно восхищается им, то он чувствует колоссальную поддержку: «Какой ты большой и сильный!», «Ты так хорошо покушал», «Ты так быстро бегаешь». И тогда малыш понимает, что он - самый-самый.

Пока ребенок практикуется, не оставляйте его без присмотра. Обсудите с ним границы дозволенного. Расскажите, почему ему небезопасно резать мясо или включать плиту.

Скорее всего, запреты ему не понравятся (учитывая бунтарский возраст), но в результате Ваши правила он усвоит.

Помните о том, что каждый ребенок - индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача - предоставить ему максимальную поддержку и помощь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Статья "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

laquo;Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное...

Статья Как сделать развитие навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста интересными (1, 5 – 2 года)

В современном мире идея раннего развития набирает и набирает обороты. Кругом пишут, как воспитать гения с пеленок, чтоб он обязательно успевал за быстро развивающимся миром в конкурирующей среде. Безу...

Статья "Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности"

В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности....