Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки
методическая разработка по логопедии по теме

Маркелова Екатерина Оганесовна

 

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение умственной отсталости в глубокой степени.

Даже достигнув юношеского возраста, они способны овладеть лишь элементарными трудовыми процессами.

Дети указанной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем развитие навыков самостоятельности, изживление тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.

У детей с глубокой степенью умственной отсталости наблюдаются существенные нарушения познавательных процессов, нарушения сенсорных и двигательных функций, исходя из этого важным направлением работы является формирование конкретных средств социально-бытовой адаптации.

Работа по развитию социально-бытовых навыков очень важна также и для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с таким диагнозом. В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталости у специалистов возникают некоторые проблемы, поэтому чрезвычайно важно поддерживать активное сотрудничество с семьей и другими взрослыми, на которых лежит уход и воспитание таких детей.

 Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Казань 2013

УДК  376.1

ББК   74.3

Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки // Сост. Маркелова Е.О., Ахметзянова А.И. – Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2013. – 43 с.

Программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с глубокой умственной отсталостью  дошкольного возраста.

Рецензент: к.пед.н., доцент Корнийченко Т.Ю.

© Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, 2013

Содержание

Пояснительная записка

Содержание программы

Подготовительный этап

Работа с социальным окружением

Составление индивидуально-ориентировочной программы

Список литературы

Приложение

Пояснительная записка

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость в глубокой степени.

Коэффициент умственного развития находится в пределах 35-20 условных единиц. У детей данной категории предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях встречается удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен. Для речи характерны аграмматизмы, дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе трудоспособности к образованию автоматизированных навыков и умений. У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития центральной нервной системы.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьезное ее недоразвитие, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций.

Даже достигнув юношеского возраста, они способны овладеть лишь элементарными трудовыми процессами.

Дети указанной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем развитие навыков самостоятельности, изживление тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.

У детей с глубокой степенью умственной отсталости наблюдаются существенные нарушения познавательных процессов, нарушения сенсорных и двигательных функций, исходя из этого важным направлением работы является формирование конкретных средств социально-бытовой адаптации.

Работа по развитию социально-бытовых навыков важна также и для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с таким диагнозом. В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталости у специалистов возникают некоторые проблемы, поэтому чрезвычайно важно поддерживать активное сотрудничество с семьей и другими взрослыми, на которых лежит уход и воспитание таких детей.

 Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.

Предлагаемая программа, опирается на опыт работы Центра лечебной педагогики (Москва), дает возможность обучать детей с различными нарушениями развития.

В основу программы положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости»). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку.

Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Для каждого навыка расписаны последовательно шаги — от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.

Пошаговая  работа с ребенком при формировании конкретных навыков в условиях данной программы:

  1. совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  2. частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  3. педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
  4. ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  5. ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
  6.  ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с глубокой умственной отсталостью  дошкольного возраста.

Цели программы:

· Создание благоприятных условий для развития трудовых навыков ребенка.

· Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития.

· Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.

Задачи:

1. Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью.

2. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства;

3. Вовлечение родителей в процессы обследования, профилактики, коррекции и терапии, формирование активной жизненной позиции;

4. Обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений пользованию средствами Лекотеки и методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.

5. Подбор адекватных средств общения с ребенком;

7. Развитие навыков самообслуживания;

8. Нормализация родительско-детских отношений;

9. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка.

Разделы и подразделы программы

Программа состоит из 3 этапов :

1 этап- подготовительный;

2этап-работа с социальным окружением;

3этап- индивидуально-ориентированная программа психолого- педагогического сопровождения;

                                 

                                   Индивидуально-ориентировочная программа

Работа с социальным окружением

Подготовительный

этап

                     Методы используемые в работе:

- диагностический

- развивающий

Формы работы:

— индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

— групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Количество занятий в неделю

Обычная интенсивность занятий по данной программе  составляет:

- для ребенка  - от 1 до 4-х  в неделю,

- для родителей         - от 1 до 2-х раз в неделю в зависимости от состояния ребенка, возможностей родителей по транспортировке ребенка, занятости специалистов Лекотеки.

Условия реализации программы

При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

— для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться — шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья-банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;

Последующие умения отрабатываются с куклой.

  1. формирование умения самостоятельно принимать пищу — большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;
  2. формирование умения пользования туалетом — ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;
  3. формирование умения умываться и ухаживать за собой — набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.

Содержание программы:

1 этап . Подготовительный.

На этом этапе проводится сбор анамнеза– сбор информации о внутриутробном и раннем развитии, об уровне его социально-бытовой ориентировки, медицинскую информацию и информацию о нарушении развития и проблемах физического здоровья. ( См. Приложение 1 )

Далее на данном этапе проводится ориентировка родителей в вопросах нарушенного и нормативного развития и обсуждаются с ними существующие в Лекотеке формы работы. Следующей необходимой целью на данном  этапе–знакомство с ребенком и проведение диагностики уровня актуального развития, характера нарушений и характера взаимодействия в родительско-детской паре. Метод наблюдения является наиболее адекватным для решения диагностических задач в работе с семьями детей раннего и дошкольного возраста. Для его осуществления мы приглашаем родителей на диагностический игровой сеанс. результаты наблюдения за ребенком и родителем вносится в " Протокол обследования поведения родителя к программе". ( См. Приложение  4)

2 этап. Работа с социальным окружением.

Для получения дополнительной информации о характере затруднений ребенка и семьи, родителям предоставляется заполнить  анкету для родителей. (См. Приложение 2 )

В процессе бесед с родителями на первичной и повторных консультациях специалисты собирают информацию о семейной истории, истории развития ребенка, родительских воспитательных позиций, представлений о проблемах развития и сильных сторонах ребенка, проблемах взаимодействия с ребенком, о помощи (социальной, медицинской и педагогической), которую получает семья в других службах, или в которой она нуждается. После собранных данных мы составляем " Краткое описание семьи". ( См. Приложение 3 )

На данном этапе так же поводятся домашние визиты для определения социальных возможностей и окружения ребенка. ( См. Приложение 5)

Так же  работа с родителями предусматривает:

 создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения ;

— обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;

— заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка .

— определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага .

— практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

— обсуждение результатов работы совместно с родителями  ;

— обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков. Оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка. Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей (например, рассказ об удачно найденном способе обучения ребенка с множественными нарушениями развития).

3 этап. Составление индивидуально- ориентировочной программы психолого- педагогической  сопровождения.

Индивидуально- ориентировочной программа направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций.

В состав  программы входят данные о ребенке полученные на прошлых этапах работы.  ( См. Приложение 6 ).  В состав программы входят целевые разделы :

I.Развитие моторного контроля:

1.1. Игры со шнуровкой

" Помоги львенку"

Цель: учить заплетать косички,  развитие мелкой моторики.

Оборудование: дидактический львенок.

Ход игры:

Львенка пригласили в гости, но он не может причесаться. Давай поможем ему стать красивым.

" Игра с черепахой"

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: дидактическая черепаха "умелые  ручки".

  1. Пальчиковая гимнастика

 «Пять пальцев»

Цель: учить ритмично сжимать и разжимать кулачки.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 «Прогулка»

Цель: Учить загибать пальчики поочередно сначала на одной руке затем на другой.

 Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

 «Сосчитаем пальчики»

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг.

Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.

 «Мои веселые пальчики»

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.

 «Четыре братца»

(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Засиделись в избушке братцы.

(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)

Захотел меньшой прогуляться

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)

Да скучно ему гулять одному.

(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.)

Да скучно им гулять двоим.

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

Зовут братца втроем прогуляться.

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Грустно старшим сидеть в избе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Зовут они братцев домой к себе.

(При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)

 «Строим дом»

Строим стенку,

Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

1.3. Упражнения с водой

- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

- упражнения с рамками- застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др.

Обязательно следует показать ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.

1.4. Развитие координации движений

У детей с глубокой умственной отсталостью наблюдается существенное нарушение двигательных функций. Исходя из этого, одним из направлений работы является развитие координации тела.

" Волшебные дорожки"

Цель: развитие координации движений.

Ход игры: Давайте пройдем по волшебной дорожке.

" В гости"

Цель: развитие координации движений.

Ход игры:

Мы с тобой сходим в гости. Но пойдем по сказочной дорожке, сначала на руках затем на ножках по волшебным следам.

" Качели"

Цель: та же.

Ход игры: Покатаемся на качелях.

2. Развитие когнитивной сферы

Игры -подражания

Птички

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,– говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2–3 раза.

Прятки

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Педагог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так, – говорит он и присаживается за спинкой стула.– Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Воспитатель, выглядывая из-за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2–3 раза.

Прокати мяч

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с предметом.

Оборудование. Мячи, воротца.

Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком воспитатель ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажает детей парами и они катают мяч друг к другу.

Покатай мишку (куклу, зайку)

Цель. знакомить детей с функциональным назначением игрушки машины и способом действия с ней.

Оборудование. Игрушечные машины с кузовом, небольшие по размеру мишки.

Ход игры. На столе у педагога мишки. Машины стоят на полу. Педагог говорит, что мишки хотят покататься на машинах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других мишек так, как это делает он. Дети подражают действиям педагога. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при необходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.

Зеркало

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с предметом.

Ход игры. Педагог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.). Дети повторяют. Тех, кто затрудняется выполнить движения, педагог приглашает в круг и помогает им. Когда движения повторяются удачно, воспитатель хвалит детей: «Молодцы, вы мое зеркало».

Обезьянка

Цель. Учить детей подражать мелким движениям.

Оборудование. Игрушка обезьянка.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьянки любят подражать. Одной рукой взрослый делает движения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом предлагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движения руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.

3. Личностно- социальное развитие

-Развитие трудовых навыков

Раздевание и одевание

  1. Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).
  2. Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на идентификацию одежды (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т. п.).
  3. Раздевание и одевание одежды в определенном порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого.
  4. Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.
  5. Застегивание застежек на «липучках», пуговицах и застежек-молний с помощью взрослого.

Примерный перечень игр:

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек,.

Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры:

Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Также в процессе этой игры используются  дидактические кубики "одежда".

«Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

"Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Умывание

  1. Подворачивание рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
  2. Мытье лица, рук в определенной последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
  3. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твердое мыло, жидкое мыло во флаконе с дозатором, полотенце).
  4. Пользование бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину).
  5. Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого.
  6. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания.
  7. Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Примерный перечень игр:

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый, умывальник Мойдодыр

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие "Сделаем лодочки"

 Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  1. засучить рукава (взрослый произносит потешку:"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
  2. открыть кран;
  3. сложить ладони рук "лодочкой";
  4. подставить руки под струю воды;
  5. закрыть кран;
  6. вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Дополнительным оборудованием  по развитию навыка умывания используется умывальник Мойдодыр.

Причесывание

  1. Пользование индивидуальной расческой, нахождение ее в саше по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щетки, расчески картинка).
  2. Расчесывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещенные действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).

"Причешись"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Уход за носом и ртом

  1. Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек.
  2. Сморкание в развернутый платок, складывание его в кармашек с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.
  3. Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.
  4. Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение зубной пасты на щетку с помощью взрослого и по словесной инструкции («нажми на тюбик, остановись, достаточно» и т. п.).
  5. Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого, с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последовательность действий.

Примерный перечень игр:

"Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Туалет

  1. Своевременное пользование туалетом (по напоминанию взрослого, при сопровождении в туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости).
  2. Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета при активной помощи взрослого.

Прием пищи

  1. Поведение во время еды.
  2. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды.
  3. Удерживание ложки, чашки (в индивидуальных случаях могут использоваться специальные чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Примерный перечень игр:

"Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

"Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

"Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Дополнительным оборудованием в процессе развития навыка приема пищи используется  детская кухонная мебель.

После каждого занятия родителям даются рекомендации ( См. Приложение 7 ) и домашнее  задание основанное на достижениях пройденного занятия.

Трудовые поручения

  1. Поддержание порядка в групповой комнате: принести нужную вещь, поднять разбросанные игрушки, положить игрушки на место, сложить в коробку кубики, поставить в «гараж» машины, положить книги на полку и т.п.
  2. Уход за растениями , поливать из лейки цветы,
  3. Уход за рыбками, птицами и животными: кормить совместно со взрослыми, наливать воду в мисочки и т. п.
  4. Участие в приготовлении еды совместно со взрослыми: приготавливать необходимые для этого кухонные приборы (доска, скалка, формочки, противень), раскатывать тесто на доске, вырезать формочками тесто, класть готовые печенья на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенье и т. п.
  5. Подготовка стола совместно со взрослыми к завтраку, обеду, полднику и ужину: ставить на стол чашки, салфетницы, класть салфетки. Убирать со стола: уносить по одному прибору в мойку, вытирать со стола тряпочкой, сметать крошки щеткой-сметкой на совочек и т. п.

В работе также  используются педагогические ситуации способствующие достижению поставленной цели:

  1. «Моем руки после игр с песком, после занятий красками, лепкой, аппликациями; умывание рук после туалета» и т. п.
  2. «Помогаем друг другу раздеваться после прогулки, наводим порядок в шкафчиках».
  3. «Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причесанный, красиво одетый» и т. п.
  4. «Учим обезьянку Читу правильно мыть руки».
  5. «Помогает мишке вытирать лапы полотенцем».
  6. «Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать, кукле Ане» (с использованием потешки).
  7. «Выбираем все, что нужно для умывания».
  8. «Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу».
  9. «Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашки».
  10. «Убираем игрушки в нашей комнате».
  11. «Убираем осенние листья».
  12. «Чистим дорожку от снега».
  13. «Посыпаем дорожки песком».
  14. «Поливаем из лейки цветы».
  15. «Чистим ковер настоящим и игрушечным пылесосом».
  16. «Раскатываем тесто на доске (печем печенья)» и т. п.

В  процессе формирования навыков самообслуживания, используется  литературный материал:

Песенки и потешки:

  1. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

  1. «В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова»

(или педагог называет имя ребенка).

  1. «Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей.

Пути решения проблем возникающих в процессе обучения навыкам самообслуживания

1. Обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий Постоянная обратная связь с родителями, когда педагог отрабатывает с ребенком конкретный навык в присутствии родителей, а через несколько занятий место педагога занимает родитель.

2.Обсуждение на родительских группах методов обучения детей с разными нарушениями развития навыкам самообслуживания. Совместный поиск различных приспособлений, помогающих успешному обучению навыку.

3.Создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки и т.д.) и пойдем пускать пузыри». Педагог ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами.

4.Построение четких временных  границ:  — 15 мин. играешь, а потом идешь одеваться (если ребенку сложно уйти сразу, ему надо дать возможность постепенного перехода в другую ситуацию).

5.Отработка навыков в другой ситуации, изменение стереотипа (обучение есть ложкой вне дома: походы в гости, выезд в лагерь). Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

6.Ознакомление членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает сейчас ребенок, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребенок уже может совершать самостоятельно (педагог консультирует родителей).

7.Логопед вместе со специалистом по двигательной терапии, с эрготерапевтом подбирает для ребенка правильную позу, консультирует родителей по поводу выбора необходимых ребенку средств технической реабилитации (вертикализаторы, коляски, наклонные доски), а также специальной посуды и приспособлений для туалета.

8.Специальные занятия, разработанные физическим терапевтом и нейропсихологом, направленные на формирование схемы тела, развитие зрительно-моторной координации, координированную работу рук и ног. Педагог занимается с ребенком и консультирует родителей.

Занятия направлены на привлечение внимания к ногам или рукам, на взаимодействие рук и ног (сенсорная стимуляция ног и рук, перешагивание, пролезание в обруч ногами, стимуляция хватательной функции, дифференцированных движений руками).

Список использованной литературы:

  1. Грибанова Е. Ю. Праздники в детском саду для детей с нарушениями интеллекта// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.-№2.-с. 58-60.
  2. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
  3. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.
  4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология.2002.
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  РФ, 2003.

Приложение 1

Анамнез

Ф.И. ребенка

Пол                                                                          

 Дата рождения

Диагноз

Беременность

Беременность была: плановой, незапланированной (нужное подчеркнуть)

Возраст матери во время беременности

Хронические заболевания во время беременности

Другие болезни

Перинатальный период

Роды на какой неделе беременности                        

 Роды по счету

Оценка по Апгар                                                                                  Вес при рождении

Заболевания

Выписан из роддома вместе с матерью

Переведен в больницу

Первый год жизни

Заболевания

Сон (были трудности с установлением режима или укороченным сном, чрезмерное бодрствование, укороченное

бодрствование, чрезвычайно спокойный продолжительный сон)

Питание: плохой аппетит, рвота, другое

Проблемы поведения: частый крик, двигательное беспокойство

Другое

Основные вехи развития (указать возраст)

Стал улыбаться Самостоятельно сел

Стал ходить Первые слова

контролирует мочеиспускание (днем/ночью) контролирует опрятность (днем/ночью)

Медицинская история

Заболевания

Слух

Зрение

Хирургические операции

Получает лекарства

История семьи

Хронические заболевания, вредные привычки у родителей

Нарушения развития среди ближайших родственников

Наличие нервно – психических заболеваний у родственников

Наличие тяжелых характеров/аномального поведения среди родственников

Кто в основном находится с ребенком: мать, отец, бабушка, кто-то еще (няня)

Ребенок воспитывался: только дома, дома и в детском саду (возраст поступления _______________________________)

Дополнительные сведения

 Приложение 2

Анкета для родителей

Дата заполнения анкеты ________________ Кем заполнялась анкета__________________________________

ФИО, год рождения: __________________________________________________________________________

Братья, сестры:

Имя, возраст, проблемы развития, медицинские проблемы, социальные проблемы, в саду или школе

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Есть ли хронические неразрешимые конфликты в семье

___________________________________________________________________________________________

Были ли следующие стрессогенные события в последние 12 месяцев:

Развод или разделение родителей, травмы или болезнь в семье, смерть в семье, смена работы родителем,

смена садика или няни, переезд, финансовые проблемы в семье, другое

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Воспитание в семье:

Сколько времени проводят с ребенком родители:

мать_____________ отец_______________ другой воспитатель (кто?________)__________________________

кто преимущественно занимается воспитанием____________________________________________________

кого больше слушается ребенок ________________________________________________________________

есть ли разногласия в ближайшем окружении ребенка по поводу воспитания

___________________________________________________________________________________________

Особенности воспитательных подходов

Воспитательные стратегии матери (охарактеризуйте, подход к воспитанию постоянен / изменчив)

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Воспитательные стратегии отца (охарактеризуйте, подход к воспитанию постоянен / изменчив)

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Воспитательные стратегии других родственников, занимающихся воспитанием ребенка (кем приходится

ребенку, охарактеризуйте воспитательную стратегию, подход к воспитанию постоянен / изменчив

___________________________________________________________________________________________

С кем из родителей предпочитает оставаться или общаться ребенок__________________________________

Во что родители играют с ребенком: мать___________________________ отец__________________________

другой воспитатель (кто?________) ______________________________________________________________

Ребенок наблюдается в специальных службах и консультациях Да, нет

___________________________________________________________________________________________

7. Взаимодействие с братьями, сестрами и сверстниками

___________________________________________________________________________________________

Общительность: нет, снижена, средняя, повышена (по сравнению с другими детьми)

Любит ли играть с детьми: да, нет________________________________________________________________

Легко ли дружится: легче среднего, средне, труднее среднего________________________________________

Ребенок играет с детьми преимущественно которые:

сверстники, взрослее, младше__________________________________________________________________

Опишите проблемы ребенка со сверстниками:_____________________________________________________

8. Интересы и достижения:

Какие основные интересы и занятия ребенка?_____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Области наибольших достижений_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Чем занимается ребенок с наибольшим удовольствием_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Чего ребенок больше всего не любит____________________________________________________________

9. Особенности поведения ребенка

Вялый или активный ваш ребенок_______________________________________________________________

Настойчивость в достижении целей: снижена, средняя, повышена (по сравнению с другими)

Постоянно отвлекается на все__________________________________________________________________

Проблемы поведения: бился головой, скрипел зубами, другое________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Повышенное количество травм по сравнению с другими детьми______________________________________

Истерики___________________________________________________________________________________

Не слушает__________________________________________________________________________________

Внезапные вспышки физической агрессии к другим людям___________________________________________

Невнимателен к опасностям____________________________________________________________________

Не учится от своего опыта______________________________________________________________________

Более активен чем другие______________________________________________________________________

≪Не такой как все≫____________________________________________________________________________

Другое _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Проблемы ребенка концентрируются в ситуациях:

ситуации нет малые выраженные тяжелые

Игра в одиночку

Игра с другими детьми

Во время еды

Одевание

Просмотр ТВ

Гости дома

На улице

В магазине, ресторане, др. публичных местах

Разговора с другими

В машине

Папа дома

Другое:

Что Вас беспокоит в ребенке ___________________________________________________________________

Кратко опишите основные проблемы вашего ребенка_______________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Когда начались проблемы, с чем они связаны _____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Дополнительные обстоятельства, отрицательно влияющие на поведение/развитие ребенка

(переезд на новую квартиру/слишком много ухаживающих за ребенком взрослых/ другое)

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Дополнительные сведения о развитии ребенка, которые Вы хотите сообщить___________________________

Что Вы думаете о перспективах развития ребенка __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Что думают о перспективах развития ребенка другие члены семьи ____________________________________

___________________________________________________________________________________________

Какую помощь Вы надеетесь получить в структурном подразделении__________________________________

_____________________________________________________________________________________________

                                   

Приложение 3

Краткое описание семьи

Цель этого документа - представление о социальной ситуации развития ребенка, о ресурсных сторонах ближайшего окружения и о сторонах жизни, где семье может понадобиться помощь. Краткое описание семьи составляется в свободной форме и содержит информацию:

− о составе семьи (кто проживает вместе);

− об условиях жизни и материальных ресурсах семьи;

− об адаптации семьи к нарушению развития ребенка (на какой стадии адаптации находятся члены

семьи, кто наиболее адаптирован к ситуации, кто наименее, нуждается ли кто-либо из членов семьи в помощи);

− о дополнительных ресурсах (например, мама - детский невролог, члены семьи имеют высокий уровень образования и возможность читать иностранную литературу, и др.);

− о дополнительных осложняющих обстоятельствах (хронические конфликты в семье, психические или соматические заболевания у члена семьи, и др.);

− об особенностях взаимодействия членов семьи между собой и с ребенком;

− об особенностях жизненного уклада, связанных с принадлежностью семьи к определенной этнической или религиозной группе;

− об основных потребностях семьи в информационной или психологической поддержке, о рекомендациях и направлениях работы.

Приложение 4

Протокол обследования поведения родителя к программе

Н (0) – признак не наблюдается;

Р (1) - признак наблюдается редко;

Ч (2) - признак наблюдается часто;

Пр. (3) - признак наблюдается практически все время сеанса

признак даты обследования

Выражение теплого отношения к ребенку

Поведение, прямо выражающее теплое отношение к ребенку

Предложение помощи

Забота о комфорте ребенка

− Забота о безопасности ребенка

− Чувствительность к негативным сигналам, чувствительность к дискомфорту ребенка

Создание доступной развивающей среды

Невербальные и вербальные проявления нежности

Одобрение поведения ребенка

Поведение, косвенно отражающее теплое отношение к ребенку

Расслабленность и хорошее настроение в присутствии ребенка

Интерес к занятиям ребенка

Проявление уважительного отношения к ребенку

Забота о наличии заинтересованности ребенка

Не прерывание неопасной и социально приемлемой активности ребенка

Позволение ребенку играть многократно

Отсутствие негативных высказываний в адрес ребенка

Предоставление ребенку возможности выбирать

Позволяет ребенку действовать с предметами по-своему

Позволяет ребенку выражать свои чувства

Соответствие темы

Поддерживает тему ребенка

Конфликтует с темой ребенка

Подстройка к функциональным особенностям ребенка

Синхронность – соответствие темпа деятельности (настройка/подстройка под темп деятельности

ребенка)

Ожидание ответа ребенка

Располагается на уровне глаз ребенка/ в поле зрения ребенка

Подбор понятных слов/ знаков общения. Использование жестов и других невербальных средств

для уточнения смысла сообщения

Подготавливает ребенка к изменению в окружении. Дает возможность ребенку

сориентироваться в изменившейся ситуации (выжидает, предоставляет новые объекты,

использует комментарии)

Выбор адекватных для уровня развития ребенка занятий и игр

Реагирование, ответные действия родителя.

Способы реагирования

Реагирует невербально – поиском взгляда ребенка, вокализацией, приближением, кивком,

касанием, действием

Реагирует вербально (однословными репликами, развернутыми высказываниями,

символическими жестами)

Аффективный фон реагирования родителя

Позитивный

Негативный

Нейтральный

Социальный контроль, осуществляемый родителем , стратегии социального контроля

Аффективные стили осуществления социального контроля

Жесткий/требовательный/ негативный

Мягкий/доброжелательный

Нейтральный

Форма выражения социального контроля

Поведение взрослого, направленное на формирование социально-ориентированного поведения ребенка

демонстрация/моделирование

Устные просьбы, указания

Жесткое обращение (приказ) в вербальной форме

Физическое принуждение

Угроза наказания

Позитивное подкрепление

Поведение взрослого, направленное на прекращение нежелательного поведения ребенка

Запрет (устный, с использованием жестов и движений)

Угроза наказания

Физическое наказание

Выражение своих чувств

Прерывание деятельности

Игнорирование ребенка

Способ вербального выражения социального контроля

Утверждающий стиль введения запрета (здесь так не делают)

Императивный стиль (не предполагающий отказа, промедления: скажи сейчас же)

Вопросительный стиль (что надо сказать?)

Соответствие содержания вербальных и невербальных сообщений

Последовательность контроля

ограничений много, они ситуативные и непоследовательны

ограничений немного, они постоянны

Используемые стратегии разрешения конфликтов

В свою пользу

Поиск компромисса

Безусловные уступки ребенку

Использование педагогических приемов, направленных на стимулирование развития

Привлечение внимания (управление вниманием ребенка)

Привлечение внимания к себе

Привлечение внимания позитивными невербальными средствами

Поиск взгляда ребенка

Привлечение внимания позитивными невербальными дистантными средствами (улыбкой,

доброжелательной интонацией)

Привлечение внимания позитивными невербальными контактными средствами

Привлечение внимания позитивными конвенциональными жестами (иди сюда, жесты за игрушку)

Включение в деятельность, которая интересует, которой занимается ребенок

Привлечение внимания позитивными вербальными средствами

Называние по имени

Привлечение внимания другими позитивными вербальными средствами (безличные обращения,

с использованием заменителей имени)

Привлечение внимания к объектам

Интересным для ребенка объектом

В параллельной игре

Презентация активности (то, как родитель предъявляет какую-то деятельность)

Демонстрация (моделирование) желательного поведения, в том числе речевого

Отзеркаливание

Объяснение вербальное (что делать с игрушкой)

Внесение новизны в игру ребенка

Использование жестов и других невербальных средств

Использование фокусов, «провокаций», шуток

Создание проблемных ситуаций

Использование вербального картирования того, что в фокусе внимания ребенка

Использование расширения высказываний ребенка

Оказание помощи ребенку

В ориентировке

В управлении (поддержании программы)

Эмоциональной

Исполнительной

Приемы установления и поддержания диалога

Поддержание темы деятельности ребенка

Ожидание ответа ребенка

Создание очередности

Соответствие ответа взрослого теме ребенка

Закрытие нескольких циклов общения

Другие важные аспекты родительского поведения

Приложение 5

Домашний визит

Ф.И. ребенка возраст

Специалист дата визита

Проведение видео/фотосъемки

Кто присутствует из окружения

Запрос \ цель визита

Социальные условия:

Основной воспитатель ребенка ____________________________________________________________________

С кем живет ребенок _____________________________________________________________________________

С кем находится ребенок в течение недели ___________________________________________________________

Характеристика детской среды:

Личное пространство ребенка _____________________________________________________________________

Соответствие среды нуждам ребенка ________________________________________________________________

Источники возможного дискомфорта ________________________________________________________________

Игрушки в зоне досягаемости ______________________________________________________________________

Есть специальные места хранения игрушек, доступные ребенку __________________________________________

Соответствие игрушек возможностям ребенка ________________________________________________________

Доступность технических средств (перечислить)_______________________________________________________

Наличие специальной мебели и/или дополнительного оборудования____________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Занятость ребенка в других программах и использование методов дома:____________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Характеристика взаимодействия:

Взаимодействие во время режимных моментов (участники, степень активности ребенка в процессе, есть ли

разделение ролей между взрослыми, контекст):

Кормление

________________________________________________________________________________________________

Одевание

________________________________________________________________________________________________

Умывание

________________________________________________________________________________________________

Характеристика типичного взаимодействия ребенка со взрослым дома (типичные занятия, особенности процесса)

________________________________________________________________________________________________

Приложение 6

Индивидуально-ориентированная программа

психолого-педагогического сопровождения

ребенка

Индивидуально-ориентированная программа работы с семьей на 20__ - 20__ учебный год

Фамилия, имя ребенка, пол, дата рождения:

Программа составлена (кем):

Краткое описание состояния ребенка:

Запрос родителей:

Содержание программы

Целевой раздел

Целевой подраздел

Контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребенка)

Методы и формы работы с ребенком

Работа с социальным окружением ребенка

Социальное окружение

Ф.И.О

Кем приходится

ребенку

Участие в реализации программы

(участвует/ не участвует)

Пояснения (если не

участвует, по какой

причине)

План работы с социальным окружением

Направления работы

Цели (ниже приведены

примерные возможные цели)

Формы

работы

Частота

Приложение 7

Рекомендации для родителей по формированию навыка питья.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками.

Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.).

Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты.

Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в два этапа.

1 этап

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги:

1.      Поднесите чашку к его рту.

2.      Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3.      Поставьте чашку на стол.

4.      Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

2 этап

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1.      Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2.      Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3.      Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4.      Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5.      Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6.      Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

7.      Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.

Приложение 8

Домашнее задание по развитию определенных навыков самообслуживания

Пьет из чашки

1.      Совсем не умеет держать чашку.

2.      Держит чашку и пьет, когда вы оказываете ему физическую помощь на всем протяжении процесса.

3.      Ставит чашку на стол, после того как вы помогли ему попить из нее и часть пути ото рта до стола пронесли с ним вместе.

4.      Ставит чашку на стол после того, как вы помогли ему попить из нее.

5.      Пьет из чашки, после того как вы помогли ему пронести ее часть пути от стола до рта, и, попив, сам ставит ее на стол.

6.      Пьет из чашки, после того как вы помогли приподнять ее со стола; сам ставит ее на стол.

7.      Пьет из чашки совершенно самостоятельно.

8.      Пьет из разных чашек и стаканов совершенно самостоятельно.

Ест ложкой

1.Совсем не умеет есть ложкой.

2.      Подносит ложку ко рту, когда вы помогаете ему физически.

3.      Подносит ложку ко рту после того, как вы наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.

4.      Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как вы наполнили ее и помогли пронести часть пути до рта.

5.      Сам доносит ложку до рта, после того как вы наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.

6.      Ест сам; вы только помогаете ему наполнить ложку.

7.      Самостоятельно ест ложкой мягкую пищу (размятый картофель, овсяная каша, кабачок и пр.).

8.      Самостоятельно ест ложкой суп.

Ест вилкой

1.      Совсем не умеет есть вилкой.

2.      Пользуется вилкой как ложкой (т.е. набирает в нее еду как в ложку).

3.      Накалывает кусочек пищи на вилку с вашей физической помощью.

4.      Накалывает кусочек пищи на вилку, направляемый вашими словесными указаниями.

5.      Совершенно самостоятельно ест вилкой мягкую пищу.

6.      Совершенно самостоятельно ест разную пищу вилкой.

Надевает носки

1.      Не умеет надевать носки.

2.      Натягивает носки от щиколоток и выше.

3.      Натягивает носки от пяток и выше.

4.      Натягивает носки, надетые на пальцы ног.

5.      Сам надевает носки, при этом пятку носка располагает правильно.

Надевает джемпер или футболку

1.      Не умеет надевать футболку

2.      Натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее ему на голову.

3.      Просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава; затем он натягивает футболку до талии.

4.      Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав.

5.      Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава.

6.      Надевает футболку, после того как вы ее подаете ему.

7.      Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятельно.

Снимает брюки (расстегнутые)

1.      Не умеет снимать брюки.

2.      Стягивает штанину с одной ноги, после того как вы сняли вторую штанину с другой.

3.      Сидя, стягивает штанины с обеих ног, когда они уже спущены до лодыжек.

4.      Сидя, снимает штанины, спущенные ниже колен.

5.      Спускает брюки, начиная от места, расположенного чуть выше колен, затем садится и снимает их.

6.      Спускает брюки от середины бедер до низа, затем снимает их.

7.      Спускает брюки от бедер до низа, затем снимает их до конца.

8.      Снимает брюки сам, под вашим присмотром.

9.      Совершенно самостоятельно снимает брюки.

Надевает брюки (не застегивая)

1.      Не умеет надевать брюки.

2.      Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до бедер.

3.      Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до середины бедер.

4.      Натягивает брюки до талии, после того как вы продели обе его ноги в штанины.

5.      Надевает брюки самостоятельно.

Обувает ботинки (не завязывая шнурки)

1.      Не умеет обуваться.

2.      Проталкивает ступню в ботинок, после того как вы натянули задник на его пятку.

3.      Натягивает задник ботинка на пятку, после того как вы всунули в ботинок его пальцы.

4.      Всовывает пальцы ноги в ботинок и надевает его, после того, как вы дали ботинок ему в руку.

5.      Надевает ботинок, когда вы подаете ему его.

6.      Надевает ботинки.

7.      Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу.

8.      Надевает ботинки и застегивает их на липучки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...