материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первое полугодие

Двигательно – моторная стимуляция.

1 час   в неделю

Тема занятия

 

Дата

Цели занятия

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроля за положением головы)

1.Повороты головы в разные сторон, лежа на животе.  

1.Создавать условия для развития умения поворачивать голову в разные стороны.

2. Создавать условия для развития зрительно - моторной  и моторно – слуховой координации.

3. Создавать условия для стимулирования общего физического развития.

И.П. Ребенок лежит на ковре, на животе, голова повернута в противоположную сторону.

  Используя погремушку или яркую, звуковую игрушку побуждаем его повернуть голову.

Упражнение на мяче.

(поворачиваем  мяч слегка в стороны)

Выполнение упражнений на ковре.

Погремушка, яркие звуковые игрушки, большой мяч

2.Поднимание и удерживание головы под углом 45*, лежа на животе

1. Создавать условия для развития умения  управлять движениями своей головы (вверх, в сторону - лежа на боку)

2. Создавать условия для развития нарушенных двигательных функций

3. Создавать условия для развития интереса к окружающему.

И.П. Ребенок лежит на ковре, на животе, под грудь можно положить подушечку (свернутое полотенце). Руки лежат поверх подушечки. Всегда локти ребенка должна быть под плечами. Лицо ребенка на уровне лица взрослого.

Привлекаем внимание голосом, игрушкой.

Упражнения возле зеркала.

 Зеркало, звуковые игрушки, ковер

Поднимание и удерживание головы при присаживании

1. Создавать условия для развития умения  управлять движениями своей головы.

2. Создавать условия для развития элементарной зрительно – моторной координации.

3. Создавать условия для развития эмоционального контакта с взрослым.

И.П.: Лежа на твердой поверхности, на спине. Под голову положить маленькую подушечку, под попу свернутое одеяло.

Показать яркую игрушку.

Помощь: плотно обхватить руками за плечи, слегка повернув их вперед, указательные пальцы поддерживают голову сзади. Поддерживая зрительный контакт с ребенком, слегка отклоняем его голову вперед – назад, влево – вправо, держим   5 – 8 секунд голову  и возвращаемся в И.П.

Держа за руки, приподнимаем верхнюю часть его туловища, примерно под углом 45*, слегка раскачиваем вперед – назад, влево – вправо.

 Ковер, подушечка, яркие игрушки в поле зрения ребенка

Поднимание головы на 90* лежа на животе с опорой на предплечья

1. Создавать условия для стимулирования желания упражняться в умении управлять движениями головы.

2. Создавать условия для развития общей моторики.

3. Создавать условия для развития доступной двигательной активности.

И.П. Лежа на животе, руки под плечами, на твердой поверхности.

На уровне глаз располагаем яркую игрушку, затем потихоньку ее приподнимаем и опускаем.

Упражнения на мяче, с зеркалом

Яркие игрушки, большой мячик, зеркало

Удерживание головы, сидя при поддержке

1. Создавать условия для развития комбинации всех движений необходимых для управления головой.

2. Создавать условия для развития зрительно -моторной координации.

3. Создавать условия для развития активности.

И.П. Ребенок лежит на спине.

Взрослый приподнимает ребенка и поддерживая его в положении сидя за плечи или грудь, разговаривая (читая потешку) раскачивает ребенка из стороны в сторону

Потешки «Кто у нас пригоженький, кто у нас хорошенький», «Солнышко – ведрышко» детские стихи

Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища

Опора на вытянутые руки, в положении лежа на животе, приподнимая туловище:

-самостоятельно

1. Создавать условия для развития  умения опираться на вытянутые руки.

2. Создавать условия для укрепления мускулатуры рук.

3. Создавать условия для стимулирования общего физического развития

И.П. Положить ребенка на мяч с вытянутыми вперед руками.

Придерживая ножки за бедра, колени или лодыжки прокатить мяч вперед, пока руки ребенка не коснуться пола. Наклонить  так, чтобы ребенок мог опереться на руки и слегка покрутите его бедра из стороны в сторону, чтобы ребенок опирался то на одну, то на другую руку.

И.П. Лежа на ковре, руки согнуты под плечами.

Показывать игрушки на уровне глаз, а затем их приподнимать выше, чтобы ребенок опирался на руки, чтобы рассмотреть игрушку

Погремушки, бубен, большой мяч

Поворачивание на пол – оборота в сторону, чтобы достать игрушку

1. Создавать условия для формирования элементарных ощущений собственного тела.

2. Создавать условия для развития  умения переворачиваться со спины на бок.

3. Создавать условия для развития зрительного восприятия и укрепление мышц живота.

4. Создавать условия для развития эмоционального контакта с взрослым.

И.П. Лежа на спине.

Помочь согнуть колени и поднимите их вверх. Затем обхватить за колени и повернуть его на бок и показать игрушку.

И.П. Лежа на спине.

Помочь согнуть колени и поднимите их вверх. С боку поставить яркую, звуковую игрушку и привлечь внимание к ней. Располагаем игрушку то с одной,  то с другой стороны.

Неваляшка

Переворачивание со спины на живот

1. Создавать условия для развития умения переворачиваться со спины на живот.

2. Создавать условия для развития общей моторики

3. Создавать условия для развития интереса к занятиям, доступных  форм                              активности.

И.П. Лежа на спине вдоль валика или доски, чтобы плечо (и одна нога) оказались ниже другого.

Сгибаем  верхнюю  ногу в колене, приподняв, заносим ее за нижнюю прямую ногу, держим ее в таком положении одной рукой, а другой постукиваем игрушкой по полу рядом с тем плечом, которое оказалось ниже. Просим ребенка взять игрушку. Ждем, пока он вытянет верхнюю руки, и  перевернется, чтобы взять игрушку.

Звуковая игрушка – муравей, клинообразный валик или доска с небольшим наклоном

Поворачивание с живота на спину

1. Создавать условия для развития  умения переворачиваться с живота на спину опираясь на разные руки.

2. Создавать условия для развития общей моторики, укрепление мышц плечевого пояса и туловища.

3. Создавать условия для развития доступной двигательной активности.

И.П. Лежа на животе, руки вытянуты вперед.

Взрослый показывает яркую игрушку на веревочке, располагая ее сначала на уровне глаз ребенка, затем перемещает ее так, чтобы ребенок перенес вес тела больше на одну из рук и перевернулся.

Упражнение выполняется в разные стороны.

Ковер,  игрушка на веревочке

Переворачивание несколько раз подряд, лежа на горизонтальной поверхности

1. Создавать условия для развития умений по переворачиванию с живота на спину и обратно.

2. Создавать условия для укрепления мышц.

3. Создание  условий для формирования  элементарных ощущений собственного тела.

Ковер,  игрушка на веревочке, звуковые игрушки

Стимуляция захвата предмета и развития зрительно моторной координации

Удержание вложенного в руку предмета (самостоятельно)

1. Создавать условия для развития умения держать предмет, фиксировать их, рассматривать.

2. Создавать условия для развития моторики рук

3. Создавать условия для развития интереса к разным  предметам.

Ребенок лежит на ковре (сидит за столом с поддержкой), вокруг раскладывают  много разных игрушек. Ребенку предлагают подержать в руках то один, то другой предмет.

Разноцветные карандаши, погремушки, мячи

Захват предмета самостоятельно ладонью

1. Создавать условия для развития умения выполнять захват ладонью.  

2.Создавать условия для укрепления  мышц пальцев и кистей рук.

3. Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

4. Создавать условия для развития интереса к играм с предметами

1) Массаж рук: поглаживание, похлопывание

2) Показ.

3 )Игры «Собери шишки», «Котенок» - сжимание игрушки

(Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.)

5)Игра «Спрячь в ладошку»

Мячи (шарики) разной величины, с разной поверхностью,  резиновая  игрушка – котенок, баночка с шишками.

 

Тема

 

Дата

Цели

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

Стимуляция захвата предмета и развития зрительно моторной координации

 Захват предмета самостоятельно  щепотью

1.Создавать условия для  формирования умения выполнять щипковый захват.

2.Создавать условия для развития мелкой моторики рук и зрительного внимания.

3. Создавать условия для развития интереса к действиям с предметами

1)Массаж рук: поглаживание, с помощью суджочного шарика.

2) Повторение  пройденного: Игра «Котенок» - сжимание игрушки

Игра «Спрячь в ладошку»

3)Упражнения с прищепкой (гусенок)

4)Игра  «Покормим гусенка»

Суджочный набор, прищепка

Мячики разной величины, игрушка котенок

Бутылочки с разными наполнителями (горох, фасоль), тарелочки

Захват и удержание предметов разной формы

 

1. .Создавать условия для развития  умений брать предметы разными захватами и выполнять соотносящие действия рук.

2.Создавать условия для развития тактильного восприятия.

3.Создавать условия для развития интереса к играм с водой.

1)Приветствие

2) Игра «Горячее – холодное»

3)Совместные действия по переливанию воды

4)Отработка практических действий по захвату и удержанию разных предметов

5)Прощание

Таз, бутылочки (с горячей и  с холодной водой) игрушка – заводная рыбка, резиновые   игрушки (уточка, мячик) маленькие пластмассовые рыбки, музыкальная игрушка – муравей.

Дотягивание до предмета, находящегося над рукой

1.Создавать условия для укрепления мышц кистей рук

1)Приветствие

2) Массаж рук

3)Рассмотрение  предметов

4)Упражнения для кистей рук: «Ежик», «Мы топали»

5) Игра    «Достань игрушку»

6) Прощание

Набор Су Джок, яркие игрушки, музыкальная игрушка - муравей

Дотягивание до предмета, вертикально вверх (левой и правой рукой)

1.Создавать условия для укрепления мышц кистей и плечевого пояса

1)Приветствие

2) Массаж рук

3)Повторение упражнения для кистей рук: «Мы топали»

5) Игра «Достань колечко», «Соберем пирамидку»

6) Прощание

Набор Су Джок,

Разноцветные колечки от

пирамидок на веревочках, штырек от пирамидки

Дотягивание до предмета, вертикально вверх двумя руками

1.Создавать условия для укрепления мышц кистей и плечевого пояса.

2.Создавать условия для формирования умения различать верх – низ.

1)Приветствие

2) Массаж рук

3)Повторение упражнения для кистей рук: «Ежик»

4) Игра «Достань  шарик»

5) Прощание

Набор Су Джок,

Воздушный шарик,

Дотягивание до предмета, находящегося впереди

1.Создавать условия для развития ловкости кистей рук, укрепления  мышц рук.

2.Создавать условия для развития умения выполнять  разные виды  захвата.

1)Приветствие

2)Массаж рук - игра «Непослушные

шарики», «Катись, карандаш»

3) Игры: «Собери ведерки», «Собери камушки в ведерки»

4)Прощание

Небольшие шарики, круглые цветные камешки, карандаши с ребристыми краями. Вкладыши – ведерки,

Перекладывание предмета из одной руки в другую

1.Создавать условия для развития умения выполнять соотносящие  и согласованные действия рук.

2.Создавать условия для развития тактильного восприятия.

3.Создавать условия для развития интереса к играм с предметами.

1)Приветствие – игра с игрушкой – муравей.

2)Массирование рук и ног теплыми предметами с проговариванием потешки «Ладошки».

3) Игра «Собери шарики в ведерко»

4)Прощание

Игрушка – муравей, клубок шерстяных ниток,  кусочек меха, Разноцветные шарики, ведерко

Второе полугодие

Двигательно – моторная стимуляция.

1 час   в неделю

Тема занятия

 

Дата

Цели занятия

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

Стимуляция захвата предмета и развития зрительно моторной координации

Создавать условия для развития соотносящих действий рук.

Создавать условия для развития  мелкой моторики рук.

Создавать условия для развития интереса к действиям с разными  предметами.

Перекладывание предмета из одной руки в другую

1. Создавать условия для развития умения выполнять согласованные действия обеими руками.

1)Приветствие

2) Массаж рук

3)Повторение упражнения для кистей рук: «Ежик»

4) Игра «Помоги собрать шишки»

5)Работа с геометрическими фигурами «Найди такой же»

6) Прощание

Баночки с шишками,  мячи разной величины, фактуры, разноцветные геометрические фигуры (Блок Диеныша)

Манипулирование предметом.

1. Создавать условия для активизации умений по простым манипуляциям с предметами.

2.Создавать условия для формирования целенаправленных действий с предметами.

1)Приветствие

2) Массаж рук, пальцев

3)Повторение упражнения для кистей рук и пальцев: «Катись карандаш»

4) Игра «Кастаньеты»

5)Игра «Найди игрушку» (совместные действия с игрушкой)

6) Прощание

Игра с пуговицами «Кастаньеты», мяч, кукла, машина, погремушка. Набор Су Джок, разноцветные карандаши

Бросание мелких предметов в сосуд

1.Создавать условия для формирования умения выполнять щипковый захват

1)Приветствие

2) Массаж рук

3)Упражнения для пальцев рук: «Пуговка»

4) Повторение игры «Помоги собрать шишки»

5)Игра «Переложи косточки», «Соберем счетные палочки», «Разноцветные пуговки»

6) Прощание

Баночки: с шишками, с косточками, с пуговицами, бутылочки с палочками;  Игра «Пуговка»; набор Су Джок

Стимуляция ползания

Создавать условия для развития координации движений.

Создавать условия для развития двигательной активности.

Ползанье на животе вперед с помощью взрослого

1Создавать условия для  стимуляции к ползанию

2. Создавать условия для развития умений по переворачиванию

3. Создавать условия для формирования умения  согласовывать движения рук и ног.

1)Приветствие

2)Массаж

3)Упражнения на укрепление мышц спины и живота

4)Практические действия, через действия с мячом и другими игрушками.

5)Прощание

Яркие игрушки, мяч, гимнастическая палка,

Ползанье на животе назад с помощью взрослого

 

Тема

 

Дата

Цели

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

Стимуляция ползания

Коррекция координации движений

Развивать двигательную активность

Ползанье на животе вперед самостоятельно

1. Создание условий для  овладения умению  ползать.

2. Создание условий для  укрепления общей мускулатуры тела.

3.Создание условий для  формирования умения согласовывать движения рук и ног.

1)Приветствие

2)Массаж

3)Упражнения на укрепление мышц спины и живота

4)Практические действия, через действия с мячом и другими игрушками.

5)Прощание

Яркие игрушки, мячи разной фактуры (пластмассовый, резиновый, с шипами), гимнастическая палка,

Вставание на четвереньки из положения, лежа на животе и раскачивание с помощью взрослого

1.Создавать условия для обучения  в совместной деятельности вставанию на четвереньки.

2. Создание условий для  укрепления мускулатуры тела, рук.

3.Создание условий для развития эмоционально волевой сферы.

1)Приветствие

2)Массаж

3)Упражнения в сухом бассейне

4) Практические действия.

5)Прощание

Мячи разной фактуры (пластмассовый, резиновый, с шипами), сухой бассейн, коврик, музыкальная игрушка

Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения

Попытка удерживать равновесие при присаживании с поддержкой взрослого и сидеть непродолжительное время

1.Создавать условия для стимуляции к совместным действиям с взрослым.

2.Создание условий для развития  движений направленных на развитие равновесия.

3.Создавать условия для стимуляции  двигательной активности.

1) Установление зрительного контакта с ребёнком.

2)Игра «Лодочка»

3) Игра «Качели»

4)Прощание

Руки взрослого, так как сначала взрослый берёт ребёнка за запястья и медленно раскачивает его, начиная присаживать.

Гимнастическая палка

Вставание и ходьба с поддержкой

Подтягивание вверх, держась за руки взрослого. Ходьба с  помощью взрослого.

1.Создание условий для развития  движений направленных на умение держать равновесие. 2.Создание условий для  укрепления мускулатуры тела.

3.Создание условий для мотивации деятельности.

1) Установление зрительного контакта.

2)Повторение игры «Лодочка»

3) Практические действия – «Идем в гости»

4)Прощание.

Гимнастическая палка, большой мяч, яркие игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...