материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первое полугодие

Тактильная стимуляция

1 час в неделю

Тема занятия

 

Дата

Цели занятия

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

I. Игровые упражнения на

стимуляцию прикосновением, поглаживанием, массированием,

пощипыванием

-ощупывание и массирование рук и ног;

-поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек

- поглаживание с небольшим давлением с проговариванием потешек;

- разминание;

- массирование рук и ног теплыми предметами с проговариванием потешек и детских четверостиший

- пощипывание ногтевых фаланг пальцев

1.Создавать условия для формирования адекватного реагирования на безопасные тактильные раздражители.

2.Создавать условия для развития ориентировки на теле.

3. Создавать условия для развития эмоционального отклика на контакт

1)Установление эмоционального контакта, чтение потешки.

2) Действия  взрослого со  своими руками

3) Практические действия с ребенком

1)Установление эмоционального контакта

2) Рассматривание оборудования (мячей)

3) Действия  взрослого со  своими руками

4) Практические действия с ребенком

Тексты потешек: «Ладошки», «Ладушки, ладушки», «Вот они сапожки»

Схема массажей: подушечек пальцев, фаланг пальцев,

Клубки ниток разной величины, меховые (поролоновые) шарики

Упражнения с прищепкой (прищепки)

II Упражнения, направленные на стимуляцию с использованием предметов округлой формы:

 Воздушный шарик -      резиновый мяч

Резиновый – пластмассовый мяч;

Пластмассовый мяч – массажные мячи.

1. Создавать условия для развития стимулирования длительного эмоционально окрашенного взаимодействия с помощью  различных тактильных раздражителей.

 2. Создание условия для развития концентрации взгляда, на предмете  используемого в работе по тактильной стимуляции.

3. Создавать условия для развития   интереса к занятиям.

1)Установление эмоционального контакта

2) Рассматривание оборудования (мячей)

3) Практические действия с ребенком

Воздушный шарик; мячи: резиновый, пластмассовый,

упражнения с мячом – ежиком (массажный мяч)

 

Тема

 

Дата

Цели занятия

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

I. Стимуляция при соприкосновении с различными материалами

1.Игры и упражнения в сухом бассейне

1. Создавать условия для формирования интереса к собственному телу, развивать с помощью упражнений адекватную чувствительность тела, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2. Создавать условия для развития общей моторики.

3. Создавать условия для развития интереса к занятиям в сухом бассейне.

1)Установление эмоционального контакта

2) Массирование рук и ног пластмассовым и массажным мячиками

3)Рассматривание сухого бассейна

4) Практические упражнения с ребенком в сухом бассейне

Сухой бассейн,  подборка упражнений, мячи (пластмассовый и массажный)

2. Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне»

1. Создавать условия для знакомства  со способами распознавания различных тактильных раздражителей.

2. Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

3. Создавать условия для развития интереса к  материалам.

1) Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением.

2) Упражнения с массажными мячиками

3) Показ способа выполнения задания

в «пальчиковом бассейне»

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль, шарики, массажные мячики разной величины

Второе полугодие

Тактильная стимуляция

1 час в неделю

Тема занятия

 

Дата

Цели занятия

Способы организации

деятельности  

Оборудование

Примечание

I.Совместные игры на восприятие различных свойств предмета и их поверхности, веществ

1.Упражнения с использованием крема, лосьона

1. Создавать условия для формирования умения выполнять действия приемами растирания, поглаживания.

2. Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

3. Создавать условия для развития интереса к свойствам различных веществ.

1) Совместные упражнения по растиранию, массажу рук             (использование суджочного набора)

2) Показ взрослым способов набирать различные вещества в руки

3) Практические совместные действия (в последующем - самостоятельные)

4) Итог

 Баночка с кремом (лосьоном), губка (ватный тампон), суджочный набор

2.Игры на прикосновение к телу ребенка различными материалами: приятными и менее приятными

1. Создавать условия для формирования зрительно – тактильных интегрированных ощущений.

2. Создавать условия для развития    ориентации на теле.

3. Создавать условия для развития умения выражать тактильные предпочтения с помощью пантомимических (речевых) средств

 

1.Закрепление действий по растиранию рук с использованием крема (лосьона)

2. Совместные действия по исследованию предметов предложенных педагогом.

3)Совместные  действия по сравнению свойств, предложенных предметов.

4) Деление предметов по признаку приятные  - менее приятные ощущения

5) Итог

Вата, мех, мягкая кисточка, мягкая игрушка, мяч.

Камень,  деревянная палочка, металлическая тарелка, массажный мячик, крем (лосьон)

II.Кинезиотерапевтические упражнения на

1.Стимуляция губ пальцами взрослого

1. Создавать условия для развития активизации мышечных реакций.

2. Создавать условия для формирования  умения сосредотачивать взгляд на своем отражении в зеркале

3. Создавать условия для развития  артикуляционного аппарата.

4. Создавать условия для развития интереса к своему лицу.

1) Игра на ориентировку на лице «Где ты носик?»

2) Массаж руками взрослого

3)Массаж с помощью тряпочек смоченных в теплой и холодной воде.

4)Закрепление:

упражнения  с кремом, отработка приемам растирания рук

Руки взрослого, зеркало, схема упражнений, тряпочки  мисочки с холодной и теплой водой.

2.Массаж щек

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью...

материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью

материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...