Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
консультация

Что бы  воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, и именно вам, родители,  необходимо формировать у своего ребенка правильную систему ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Благодаря деятельности  ЮНЕСКО термин «толерантность» в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками. В законе РФ "Об образовании" говорится о «гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры,  ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».

Проблема воспитания толерантности у дошкольников  актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями которые происходят в экономической, политической, культурной жизни страны.

 Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых отличается своей самобытностью и  традициями. 

Как же воспитать в ребенке толерантность?  Ответ  – личным примером, т.е. самому быть толерантным. Проявляйте уважение к ребёнку, к его чувствам, интересам, к его представлению об окружающем мире  и себе.

Что бы  воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, и  именно вам, родители,  необходимо формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия как: принятие и терпимость согласие и  компромисс, сочувствие и  понимание, сопереживание и т. п.  От того, какой тип воспитания преобладает ввашей семье, зависит, какой вырастет человек.

Плавила для родителей:

- Ребенок, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать в них внешние отличия. Поощряйте в ребенке уверенность в себе.

- Родители должны следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают».

- Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями.

-  Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. 

- Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей.  Совместно с детьми вы можете участвовать в благотворительных мероприятиях.

- Всегда отвечайте  на вопросы детей в доступной возрасту ребенка форме. Разговоры на «неудобные темы» важны для воспитания ребенка.

- Чтите традиции своего народа, но  не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, их  праздниках. Читайте литературные произведения других народов.

 Главные помощники в воспитании доброжелательности и терпимого отношения к окружающим могут стать игры.  Проводите с детьми игры для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Упражнение «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом. Бросайте  друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть). Называть только слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны). Называть только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею). Называть только слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Упражнение «Светик-семицветик»

Цель: развить умение делать правильный выбор, сотрудничать с членами семьи.

Ход игры: цветок из бумаги и  задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил маме (папе, сестре, бабушке и т.д.)?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Загадывайте по очереди  одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. -Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех членов семьи.

Упражнение «Волшебные очки»

Цель. Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками, членами семьи.

Ход игры: Родитель говорит: «Я хочу показать тебе волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какой ты красивый, веселый, умный. А теперь мне хочется, чтобы ты примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего друга, например, или папу, бабушку, брата, сестру, маму. Может, ты заметишь то, чего раньше не замечал».

Упражнение «Это здорово! »

Цель. Повышение самооценки, получение поддержки от членов семьи.

Ход игры:  По очереди расскажите  о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю петь (танцевать, рисовать,  и т.д.)», «я умею строить дом из кубиков (говорить вежливые слова, помогать маме, убирать игрушки и т.д.). В ответ на каждое такое высказывание ВЫ должны ответить «Это здорово! » и одновременно поднять вверх большой палец.

Упражнение «Аплодисменты».

Цель. Повышение настроения и самооценки, активизация ребёнка.

Ход игры: Дети, семья сидит в кругу. Взрослый просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.) . Остальные участники аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Комплименты».

Цель. Повышение настроения и самооценки, сотрудничество  с членами семьи.

Ход игры:  Участники сидят в кругу. Взрослый бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: «Ты добрая» и др.) . Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все не скажут комплимент.

Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

 Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

 И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

 Прочел владыка и спросил: - И все?

 - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Родители, помните - воспитывая в ребенке толерантность, следует опираться на уже имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, пусть и небольшой, а также активно поддерживать и развивать те качества, которые этому способствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

16 ноября - День Толеррантности. Данный материал содержит консультацию для родителей по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национально...

Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

laquo;Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»...

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантн...