«Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления» Семинар-практикум для родителей
консультация

Гусеинова Наталья Геннадьевна

 «Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»

Семинар-практикум для родителей

Материал подготовила

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Вишенка»

Гусеинова Наталья Геннадьевна

*    *    *

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг

к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки.

Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов

в детстве были окружены музыкой.

Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты

все последующие научные открытия.

И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность,

не прихоть, а Божественная необходимость».

М.С.Казиник

Цель: Повышение внимания родителей к музыкальным играм на развитие внимания, памяти, мышления.

Задачи:

  • Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления.
  • Оказать помощь в создании картотеки с любимыми играми детей.  

План семинара-практикума:

Введение

1. Теоретическая часть

1.2. Группы  музыкальных игр,  влияющих на интелектуальное развитие дошкольника

1.3. Музыкальные игры на развитие памяти

1.4. Музыкальные игры на развитие внимания

1.5. Музыкальные игры на развития мышления

2. Практическая часть

2.1. Практические задания для родителей по ознакомлению с музыкальными играми на развитие памяти, мышления, внимания

Заключение

Ход семинара-практикума:

Введение

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Интеллектуальное развитие дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности. Но самым любимым видом деятельности ребёнка является игра.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «... игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

В условиях музыкальной деятельности игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Выделены три группы  музыкальных игр,  влияющих на интеллектуальное развитие дошкольника:

  • Игры на развитие внимания: развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции.
  • Игры на развитие памяти: осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
  • Игры на развитие мышления: содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. 

Игры на развитие памяти

Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.  

В зависимости от того, как долго сохраняется материал в памяти, выделяют краткосрочную и долговременную память. Выделяются и природные свойства памяти: объем запоминания, скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. В то же время память — это и результат целенаправленной деятельности по развитию этой функции.

 

Игры  на  развитие  внимания

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

Внимание одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.        

В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.

Внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.

Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности), а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).

Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством, средств двигательной активности.

Игры  на  развитие  мышления

Мышление у ребенка развивается постепенно: к концу раннего детства, с 3—4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5—6 годам развивается словесно-логическое мышление.

Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного, опыта. Дети с желанием придумывают игры на основе своего социального опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.

Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи — слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни — сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков — природы, окружающего мира, музыки.

Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

По форме проведения игры подразделяются на:

  • Статистические (стоя или сидя) развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
  • Подвижные игры: развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
  • Речедвигательные игры: развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
  • Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
  • Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
  • Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
  • Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
  • Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.        
  • Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

 

Обучение в игре и развитие происходит постепенно в три этапа.

  1. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.
  2. На втором этапе идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
  3. На третьем этапе — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, развивается самостоятельность детей.  

  

 

 

Игры для  детей  младшего и среднего дошкольного  возраста

(от 3 до 5 лет)

Игры на развития внимания

«Ножками затопали»

(Музыка в детском саду. Вып. 2. М.: Музыка, 1966).

Цель. Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.

Ход игры. Под песню «Ножками затопали» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера) дети шагают по кругу на месте лицом друг к другу с флажками в руках.

Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончание музыки поднимает флажок.

Игра повторяется с другими детьми.

Ножками затопали.

Зашагали по полу,

……….., не зевай,

Руки поднимай!

«За подснежниками»

 Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой (звуковой) сигнал, фонематический слух.

Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

За подснежниками в лес  

Мы сейчас пойдем.

Как кукушечку услышим —

Подснежник мы сорвем.

 Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу.

Услышав сигнал «Ку-ку!» — наклоняются, чтоб сорвать подснежник.

Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым — ударом в бубен, треугольник, барабан.

«Спор гуся и утёнка»

Цель. Развивать тембровый слух, выразительность интонации.

Ход игры. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга.

На мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»,  дети, взявшись за руки, двигаются по кругу.

Два выбранных ребенка — «гусь» и «утенок» — идут в противодвижении, выполняя движения в соответствии с текстом.

Гусь с утенком к речке шли, белый камешек нашли,

Стали спорить и кричать, кому из них его бы взять.

 – Га, га!

 – Кря, кря!
Звукоподражания поются одновременно.
 Дети останавливаются, водящий должен назвать имена детей, изображающих гуся и утенка.

«Часы»

Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

Вот часы идут — «Тик-так».
Вот часы бегут — «Тик-так».

Будем дружно мы играть

И часы изображать.

Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый — «Тик!», второй — «Так!».

Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.

 

 Игры на развитие памяти

«Бабочки»

Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, белого, желтого цвета.

Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий.

Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек.

В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце третьего — на синий, четвертого — на белый.

Игра повторяется несколько раз.

Для активизации зрительного внимания последовательность действий изменяется.

 «Прыг, прыг, скок»

Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу.

Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложения. На третье — они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед.

До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центр круга.

Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь?

Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок!

                            Прыг, прыг, скок.

Нотное приложение: чешская нар. песня обр. Г.Анисимовой

«Мячик»

Цель. Развивать логическую память, расширять запас слов, обозначающих действия и отвечающих на вопрос: «Что сделал?».

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на полу по кругу лицом друг к другу, широко расставив ноги, и запоминают правила выполнения действий.

Мячик Вовы покатился

 И у Саши очутился,

После к Ире побежал,

А Максим его поймал.

Прослушав первую часть пьесы М. Сатулиной «Мячики», дети начинают выполнять задание. При повторении игры называются имена других детей.

 «Найди куклу»

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, развивать наблюдательность.

Оборудование. Кукла.

Ход игры. Педагог держит в руках куклу и просит детей запомнить место, с которого будет начинаться игра.

Под мелодию русской народной песни «Как пошли наши подружки» дети расходятся по залу спокойным шагом вместе со взрослым.

С окончанием музыки они должны остановиться и повернуться в ту сторону, где находилась кукла, молча, не разговаривая.

Всякий раз игра начинается с нового места, чтобы активизировать зрительную память и развить наблюдательность.

Дети, которые словами называют исходное место, из игры выбывают.

 «Кто пришёл в гости?»

Цель. Развивать тембровый слух, слуховую память.

Ход игры. Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют попевку на мотив песни Г. Эрнестакса «Паровоз».

У зайчонка

День рожденья,

Получил он поздравления.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий.

Он называет детей по именам, узнавая их по голосу.

Первый ребенок изображает низким голосом медведя — произносит звук [Р].

Второй — подражает волку средним голосом — звук [У].

Третий имитирует высоким голосом жука — звук [Ж)

При повторении игры роли персонажей и водящего меняются.

Каждый из играющих может изобразить любое насекомое, животное, птицу.

Игры на развитие мышления

«По тропинке»

 Цель. Развивать умственные действия; учить согласовывать характерные движения с музыкой.    

Ход игры. Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш — изображают тот персонаж, о котором поется.

Слова.                                                                     Движения.

1.По тропинке в лес идем,                                Двигаться спокойным шагом.

В лес идем, в лес идем,                                    Двигаться дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной
Ежика в лесу найдем,
Ежика найдем.

(Проигрыш).                                                     Двигаться спокойным шагом.

2.По тропинке в лес идем,                             Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед
В лес идем, в лес идем,
Зайчика в лесу найдем,
Зайчика найдем.
                                               Двигаться спокойным шагом.

(Проигрыш).

3.По тропинке в лес идем,                           Двигаться пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

В лес идем, в лес идем,
Мишку мы в лесу найдём,
Мишку, мы найдем.

(Проигрыш).

Нотное приложение: Г.Анисимовой

«За малиной»

Цель. Развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации.

Ход игры. Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.

Слова.                                                                   Движения.

Медвежата в лес спешили                      Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

И друг друга торопили,

По тропинке дружно шли  

И малинник там нашли.

Стали ветки опускать,                             Поднимать и опускать руки.
Стали ягоды срывать.
Все кругом они собрали,
                         Сесть на пол.
На поляне отдыхали.

Только собрались домой,                        Встать.
Как летит пчелиный рой.
                        Смотрят вверх из-под ладошки.
Чтобы пчелы не кусали,
                         Отмахиваются.        
Быстро к речке побежали.
                      Убегают и прячутся — приседают

Нотное приложение: Г.Анисимовой

«Исправь ошибку»

 Цель. Развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.

 Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением утки, гуся, петуха, курицы, лошадки, волка, зайца, кота, мишки, ежика, воробья.

Ход игры. Перед детьми стоит фланелеграф, на котором прикреплены карточки перечисленных героев небылицы (по куплетам).

С окончанием песни им предлагается поставить карточки так, чтобы исправить ошибки в содержании.

1. Заяц крякал: «Кря-кря-кря!»
Волк шипел: «Га-га-га-га!»
Серый кот: «Ку-ка-ре-ку!»
Ничего я не пойму.

2. Мишка зарычал: «Ко-ко!»

Еж зацокал: «Цок-цок-цо!»

Воробей пел: «У-у-у!»

Ничего я не пойму.

Нотное приложение: Г.Анисимовой

 «Найди свой цвет»

Цель. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать.

Оборудование. Демонстрационные карточки красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры. Дети сидят полукругом и слушают музыку спокойного характера.

В начале каждого музыкального построения педагог поднимает карточку какого-либо цвета и держит ее до следующего построения (части, предложения или фразы).

Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.

 «Летает – не летает?

Цель. Развивать умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ.

Ход игры. Дети слушают шутливую песню и запоминают ее содержание.

 По окончании музыки дети делятся на две подгруппы: одна будет изображать то, что летает, и тех, кто летает; вторая —то, что не летает, и тех, кто не летает.

Полетели в облака

 Пчелка, чиж, два рыбака,

Вертолет и теплоход,

Карлсон, ежик, самолет.

        Аист, Умка, воробей,
Змей Горыныч, соловей,
Две сороки, да блоха,

В ступе Бабушка Яга.

        А за ними бегемот,
Кот, щенок и кашалот.
Сивка-Бурка, мухомор
Не вернулись до сих пор.

Нотное приложение: Г.Анисимовой

 «Кто как кричит?

Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую речь.

Оборудование. Картинки с изображением теленка, козленка, осленка, утенка, гусенка, котенка.

Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?».

Показывая картинки, педагог задает детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5-ступени — доминанте.

Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.

Му-му! Кто кричит? Маленький теленок.

Ме-ме! Кто кричит? Маленький козленок.

И-а! Кто кричит? Маленький осленок.

Кря-кря! Кто кричит? Маленький утенок.

 Га-га! Кто кричит? Маленький гусенок.

Мяу-мяу! Кто кричит? Маленький котенок.

В дальнейшей работе над песней дети распределяются по ролям: первый ребенок — пропевает звукоподражания, второй — задает вопросы, третий — отвечает.

Нотное приложение: Г.Анисимовой

 

Игры  

для  детей  старшего дошкольного  возраста

(от 5 до 7 лет)

 Игры на развитие внимания

«Кто как летит?»

Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.

Ход игры. Дети, стоя в кругу, проговаривают текст.

Ветерок к нам прилетел,

Поиграть здесь захотел.

До кого он долетит,

Тот быстрее побежит.

Под музыку Ф. Шуберта «Контрданс» ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища.

Одновременно остальные дети должны называть его имя.

 Ветерком становится следующий ребенок, который продолжает игру.

Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.

 (Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. 3 изд. М.: Просвещение, 1991).

«Поймай снежинку»

Вариант первый.  

Цель. Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.

Ход игры. Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».

Вариант второй.

Цель. Научить точно выполнять движения то правой, то
левой рукой.        .

Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.

Вариант третий.

Цель. Формировать долгий плавный выдох.

Ход игры. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем, на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.

Вариант четвертый.

Цель. Развивать двигательно-слуховую координацию.

Ход игры. На долгий звук в окончании музыкальных предложений хлопнуть в ладоши над головой.

«Птицы»

Цель. Учить распределять внимание.

Ход игры. Участники игры делятся на три подгруппы — вороны, воробьи, ласточки. Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.

Текст.

Вороны:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимая выше ножки.

Воробьи:

Зернышки клюем, сидим,

Да за кошкою следим.

Ласточки:

Мы летаем, мы летаем,

Ветер теплый догоняем.

                                           Движения.

Дети двигаются в колонне друг за другом, выполняя шаг с высоким             подниманием колена.

 

Дети приседают и постукивают пальцами по полу.

Дети разбегаются врассыпную, плавно поднимая и опуская руки через стороны.

Услышав музыку, дети, исполняющие роли других птиц, двигаются одновременно с «ласточками»: «вороны» — высоким шагом по большому кругу, «воробьи» сидят в центре круга и клюют зернышки, «ласточки» свободно летают по всему пространству, не наталкиваясь на других «птиц».

Игра повторяется три раза, чтобы игроки могли изображать разных птиц.

Нотное приложение:  К.Черни № 1.

 «Капельки»

Цель. Развивать устойчивость внимания и точность выполнения словесной инструкции.

Ход игры. Восемь детей в игре назначаются капельками по порядковому счету, остальные сопровождают их действия ритмичными звукоподражаниями «Кап» на сильную долю двухдольного размера пьесы М. Раухвергера «Дождик». (

Мы любим музыку. Вып. 6. М.: Советский композитор, 1967).

Перед игрой всеми детьми разучивается стихотворение.

Дождь по крыше заплясал,

Капельками застучал:

Вот одна, а вот другая,

Третья, пятая, восьмая.

При знакомстве с содержанием игры и освоении музыкального сопровождения дети-«капельки» выбегают и прыгают на месте в том порядке, ка указано в тексте. Дети-«капельки» с порядковыми номерами 1,2,3,5,8 – двигаются, а с порядковыми номерами 4, 6, 7 — остаются на месте со всеми остальными игроками.

При последующих повторениях игры участники меняются.

Звукоподражания могут заменяться хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками, свистульками и др.

«Сорока»

Цель. Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве.

Оборудование. Корзинка, маленькие игрушки по количеству играющих детей.

Ход игры. Дети становятся свободно.

Ребенок, исполняющий роль сороки, держит в руке корзинку с игрушками и говорит:

Я, сорока-белобока,

 Вам игрушки принесла,

 Вы свою запоминайте,

А потом их спрячу я!

Каждый ребенок достает из корзинки игрушку, запоминает ее и на звучание спокойной музыки кладет обратно в корзинку.

Дети стайкой идут к противоположной стене и стоят с закрытыми глазами. Пока музыка звучит, «сорока» расставляет игрушки по всему залу. С окончанием музыки дети начинают искать свои игрушки и ищут до тех пор, пока «сорока» не скажет:

Лучше, лучше вы ищите

И внимательно смотрите.

Кто игрушку принесет —

Тот играть с детьми начнет.

(Кто быстрее всех найдет

И игрушку принесет?)

Сорокой становится тот ребенок, который первый найдет свою игрушку.        

«Змейка»

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку «Чешской народной мелодии» (Ритмика. М.: Просвещение, 1972) бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми.

На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе.

 Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

«Пчела»

Цель. Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Ход игры. Под пение песни «Пчела» (ел. В. Викторова, муз. В. Герчик) в исполнении взрослого дети двигаются в свободном направлении.

Услышав звукоподражание «Жу-жу!», дети останавливаются и плавно поднимают и опускают руки через стороны по два раза, имитируя движения пчелы.

(Весна // Сост. В. Колосова. М.: Музыка, 1967.

«А — У!»

Цель. Развивать устойчивость внимания, автоматизировать звуки «А» и «У».

Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.

По поляне разбежались

И в лесу все потерялись.

Буду я детей искать,

Как же их найти, собрать?

Взрослый поет «А — У!» по звукам затакта мелодичной песни Ю. Чичкова «Спасибо!».

Дети отвечают через такт.

Когда ритм будет усвоен, тогда дети будут отзываться последовательно друг за другом и вразбивку по жесту и взгляду педагога.

Нотное приложение: Ю.Чиркова, обр. Г.Анисимовой № 2.

 

         

«Холодно – тепло»

Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.

Ход игры. Дети стоят в свободном построении лицом к педагогу.

На звучание русской народной песни «Полянка» дети с силой бросают руки вниз в «холодную воду» со словом «Ой» на ударную долю с первого по восьмой такты.

На последующие восемь тактов — в «горячую воду» со словом «Аи» поочередно каждой рукой на сильную и слабые доли.

Игровая ситуация активизирует детей, когда движения рук заменяются притопами, чтобы изобразить движением «сильные и слабые брызги».

. «Рисуем квадрат»

Цель. Развивать наглядно-слуховое внимание, осваивая четырехдольный размер.

Ход игры. Под ритмичную музыку «Польки» А.Иванова дети рисуют в воздухе квадрат правой рукой на слоги «Ба», «Бо», «Бу», «Би», левой — на слоги «Ва», «Во», «Ву», «Ви».

 Затем продолжают рисовать квадрат поочередно каждой рукой на слоги, начинающиеся с других согласных в алфавитном порядке с гласными «А», «О», «У», «И».

Нотное приложение: А.Иванов «Полька»

«Рисуем треугольник»

Цель. Развивать наглядно-действенное внимание, пластичность движений, осваивать трехдольный размер.

Ход игры. Под музыку Л. Абелян «Вальс» дети рисуют палочкой в воздухе треугольник сначала правой рукой, затем левой.

Рекомендуется начинать со слогов — «Ма — Мо — «Ма — Му — Му», «Ма — Ми — Ми», «Ма — Мэ — Мэ».

В следующих слогах порядок гласных остается, меняются только согласные звуки [Б], [Л], [К], [П].

 Рекомендуем выпол-нять задание 4—8 раз.

 (Л. Абелян. Песни, игры, танцы, шутки. М.: Советский композитор, 1990).

«Раз – два!»

Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.

Звучит 1 -я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене.

На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!».

 На четные такты — действия по тексту.

1т. — Раз, два!        5 т. — Раз, два!

2 т. — Хлоп-хлоп-хлоп.        6 т. — Шлеп-шлеп-шлеп.

  1. т. — Раз, два!          7 т. — Раз, два!
  2. т. — Топ-топ-топ.           8 т. — По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении — разворачиваются спиной в круг.

Игры на развитие памяти

«Повтори ритм»

Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите,

Все запоминайте.

Ножки, ножки, все за мною

 Дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопака» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую — дети повторяют движения в нужном ритме.

 Движения педагога и детей чередуются по фразам.

 Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

«Смотри и повтори»

Цель. Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры. Дети стоят в трех колоннах лицом к педагогу.

Под, музыку детям показывается первый элемент движений на 1 -й такт.

 Дети первой колонны повторяют его на 2-й такт.

Дети второй — на 3-й.

Дети третьей — на 4-й такт.

Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение.

Двигательные элементы могут быть гимнастического, хореографического, физкультурного характера.

Нотное приложение: С.Джоплин «Победитель» № 14.

 «Будь внимательным»

Цель. Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под «Марш» В. Найденко, они меняют направление движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя.

На 1-й сигнал — двигаться вперед;

на 2-й сигнал — спиной назад;

на 3-й сигнал — ходьба на месте;

на 4-й сигнал — вокруг себя.

Рекомендуется выполнять действия, начиная с одного сигнала, постепенно увеличивая их количество.

 «Картина оживает»

Цель. Учить составлять «ритмический рассказ».

Оборудование. Картина, магнитофон, кассеты.

Ход игры. Дети рассматривают картину Б. М. Кустодиева «Масленица»,   определяют, кого и что они будут изображать.

Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается

стихотворная установка на запоминание.

Чтоб картинку оживить —

 Всем внимательными быть.

Роли мы распределим,

Все сейчас изобразим.

Прослушав музыку П. Чайковского «Масленица» из фортепианного цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины.

Творческие задания выполняются коллективно, подгруппами и индивидуально. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая — катание на санках с горки, третья — игру в снежки, четвертая — полет птицы, пятая — музыкантов-скоморохов.

В соответствии с характером музыки действия распределяются следующим образом:

1—26 т. — «Музыканты-скоморохи» создают праздничное настроение.

27—34 т. — Имитация катания на санках.

35—58 т. — Имитация катания на лошадях.

59—66 т. — Игра музыкантов.

67—84 т. — Игра в снежки.

85—116 т. — Солист играет на детской гармонике, остальные дети его слушают.

117—130 т. — Полет птиц.

131 —138 т. — Игра музыкантов.

139—153 т. — «Катание на лошадях всех детей».

154—170 т. — Дети расходятся с праздника.

Составлять «ритмические рассказы» следует с одного-двух образных действий, затем увеличивать их количество. Рекомендуются следующие картины.

И. Суриков. Взятие снежного городка.

Г. В. Сорока (Васильев). Рыбаки.

Ф.А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.

В. Д. Поленов. Московский дворик.

«Что изменилось?»

Цель. Развивать и активизировать зрительную память.

Оборудование. Стол, игрушки по выбору, колокольчик.

Ход игры. Дети сидят полукругом у стола.

 Педагог дает установку на запоминание правила игры:

Чтобы память развивать,

 Будем с вами мы играть.

 Новое вы назовите,

Что изменилось — покажите!

На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог на каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки.

 С окончанием музыки в четырехдольном размере на столе стоит восемь игрушек.

Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами.

По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов.

Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

«Сладкоежки»

Цель. Развивать логическую память, объем памяти.

Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением персонажей песни и указанных сладостей.

 Ход игры. Педагог поет веселую песню на мотив «Кик-марша» В. Свиридовой. По окончании песни выполняются разные задания.

Расставить на фланелеграфе карточки с персонажами песни в заданной последовательности.

Расставить карточки с изображением сладостей по содержанию песни.

Детям раздаются карточки, которые они поднимают в соответствии с содержанием текста: в правой руке — карточка с изображением персонажей,  

в левой  —  с нарисованными сладостями.

Любит мишка сладкий мед,

Добрый Карлсон — пить компот,

Муха — слизывать варенье,

А Хоттабыч —есть печенье,

Буратино — виноград,

А Мальвина — мармелад,

Пчелка — пить нектар душистый,

Майский жук — сок бархатистый.

Нотное приложение: В.Свиридова «Сладкоежки»

«Догони»

Цель. Развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический рисунок мотива и фразы.

Ход игры. Дети делятся на две команды: одна убегает, другая догоняет.

Обе команды двигаются змейкой легким бегом:
первая команда — на четные музыкальные построения,

 вторая — на нечетные под музыку А. Салина.

Нотное приложение: А.Салин «Этюд» № 30.

Игры на развитие мышления

«Как их зовут?»

Цель. Учить, развивать слуховое внимание, умение анализировать, соотносить звук с его графическим обозначением — буквой.

Оборудование. Демонстрационные и раздаточные карточки с буквами «Ж», «У», «Ч», «К», «А», «М», «И», «Р».

Ход игры. Дети слушают английскую народную песню. В конце каждого куплета три раза повторяются имена собачки и котенка отдельно по звукам. Дети поднимают нужную букву, пропевая ее звук в ритме мелодии. На последнюю фразу составленное слово поется подвижно.

А ну, ребята, догадайтесь,

Как зовут собачку?

Ж — у — ч — к — а,

Ж — у — ч — к — а,

Ж — у —- ч — к — а,

Ну, конечно, Жучка.

А ну, ребята, догадайтесь,

Как зовут котенка?

М — у — р — и — к,

 М — у — р — и — к,

М — у — р — и - к,

Ну, конечно, Мурик!

 «По какому предмету стучу?»

Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.        

Ход игры. На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочкой, треугольник, стакан с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать,

Инструменты подобрать

Их звучание запомнить

И по тембру различить.        

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» В Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду». При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха» ударами в треугольник.  Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

Нотное приложение: Ж.Оффенбах «Галоп»

  «Аист»

Цель. Развивать ощущение окончания музыкального предложения.

Ход игры. Дети, Стоя свободно по залу, повторяют правила

игры.

Аист по полю шагал,

Аист лягушат искал,

Как увидит — так замрет,

Поднимет ногу и согнет.

Играющие двигаются шагом, высоко поднимая бедра, поднимая и опуская руки через стороны. Шаг равен четверти. На окончание предложения дети-«аисты» останавливаются, опускают руки и стоят на одной ноге, сохраняя равновесие. Кто не удержится на одной ноге или покачнется, выбывает из игры.    

Нотное приложение: Т.Салютринская «Элегия»

«Шаг и бег»

Цель. Развивать восприятие музыкальных предложений, фраз как составных частей целого. Различать временные соотношения — длительности восьмых и четвертей.

Ход игры. Дети стоят в четырех колоннах у стены, каждая из них двигается вперед последовательно на музыкальные предложения:

1-я колонна — на первое предложение,

2-я колонна — на второе,

3-я колонна — на третье,

4-я колонна — на четвертое предложение.

Двигаться следует таким образом: на 1-й и 2-й такты — ходьба на месте с хлопками, на 3-й и 4-й такты — легко бежать к противоположной стене. Выигрывает та команда, которая ритмично выполнит задание. Нотное приложение: Ю. Милютин  Танец из оперетты «Трембита»

«Ёж и белка»

Цель. Формировать двигательно-слуховую координацию.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы:, одна — «ежи», другая — «белки». Перед игрой запоминают правило и порядок выполнения; действий.        

Белка ежика учила,        

Как до четырех считать,

А сама она схитрила:

Три прыжка - и отдыхать!

Команды стоят в параллельных колоннах. Первая двигается четырьмя шагами вперед, вторая — тремя широкими прыжками. Выигрывает та команда, которая с окончанием музыки окажется впереди. Нотное приложение: Ф. Бюргмюллер «Этюд»

«Считалка»

Цель. Развивать умение сравнивать числа в пределах 10; закреплять навык сложения и вычитания на единицу.        

Ход игры. Дети стоят лицом в круг.

Первый ребенок хлопает по плечу второго справа и называет любую цифру до пяти.

 Второй — хлопает третьего и называет цифру на один больше или меньше и т.д.

Игра проводится под ритмичную музыку в умеренном темпе с четким метроритмом.

 

 

Уважаемые родители,  вам представляется прекрасная возможность играть с ребёнком, делать что-то вместе, ощутить радость общения,  радость сотворчества. Это наполнит всю деятельность ребёнка новым содержанием, а также  будет лучшим способом воспитания и музыкального развития.                        

Использованная литература:

  1. Боброва Г. Искусство грации. – Л.: Детская литература, 1986.
  2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка. –  М.: Педагогика, 1973.
  3. Г.И. Анисимова. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль.: Академия развития, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.

В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....

Игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на зан...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей....

ДЕТЯМ-игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Игры с детьми на развитие внимания,памяти,мышления....

Консультация для родителей "Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи"

Консультация для родителей "Игры и упражнения, направленные на развитие фнимания, памяти, мышления, речи"....

Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 4-7 лет. Консультация для родителей.

Данный материал может быть полезен как родителям так и педагогам. Содержит дидактические игры на развитие внимания, памяти и мышления, в которые можно играть в любое время, не требуют специальной подг...

Публикация материалов в печатном педагогическом журнале «ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ» ТЕМА ПУБЛИКАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА: «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ.»

Публикация материалов в печатном педагогическом журнале «ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ»ТЕМА ПУБЛИКАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА: «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ.»...