ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
статья

Поповская Светлана Ивановна

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»   (В. А. Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

                                                                                        (В. А. Сухомлинский)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Воспитание средствами художественной литературы – часть общей системы эстетического воспитания. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стиха, рассказа, стихотворения.

 В настоящее время  дети мало интересуются книгами. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что нынешнее телевидение, современные гаджеты, интернет в основном не способствуют  приучению детей к книгам, хорошей литературе. Поэтому, многие родители думают так: зачем ребенку читать, если он может скачать мультфильм или посмотреть видео и т.д.

 Из вышесказанного можно выделить проблему: дети мало интересуются книгами. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, знать книги, уметь интересно беседовать с малышами, понимать её роль в жизни человека. Поэтому без возрождения  традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Семейное чтение создает теплую семейную атмосферу, развивает личность ребенка, источник формирования интереса к книге.

Домашнее чтение – давняя традиция. Чтение, пересказывание сказки или другого художественного произведения развивает мышление, расширяет словарный запас. Если читать книги ребенку с раннего детства, ребенок полюбит это занятие, у него появляется интерес к художественному слову. У детей никогда не воспитается любовь к книге, если родители сами не будут проявлять интерес к ней. Совместное чтение обеспечивает полноценное общение со взрослыми, оно приносит радость. Дети учатся сопереживать

своим героям, узнают, где правда, а где ложь, что правильно, а что нет, и что такое плохо, а что такое хорошо. Также у детей постоянно работает фантазия; зачастую дети придумывают продолжение, например, понравившегося литературного произведения либо сказки. Если ребенку много читали в детстве, он сам быстрее начинает читать. У него вырабатываются правильная интонация при чтении, выразительность.

Методы и приемы работы по семейному чтению:

1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных

представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.

2. Кукольные драматизации. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

3. Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников.

4. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа.

В нашей группе совместно с родителями был изготовлен настольный театр из подручного материала (крышки, сказка «Кот, петух и лиса»). Также в группе была проведена акция «Книжкина неделя», где силами родителей были изготовлены книжки малышки из различных материалов (фетр, картон, бумага, CD-диски). Была организована выставка книжек-малышек.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагог играет большую роль в организации работы по семейному чтению. Чтение сопровождается игровыми действиями. Дети слушают сказки, понравившиеся произведения и сопереживают полюбившимся героям. Знакомство с новой книгой начинается с показа ярких цветных иллюстраций либо фигурок кукольного театра.

Семейные чтения закрепляют познавательный интерес детей к прочитанной книге, и позволяют в домашних условиях работать над развитием речи ребенка.

Для наиболее эффективной работы с родителями по организации семейных чтений можно предложить следующие формы:

1. Создание клуба «Семейное чтение».

2. Проведение Родительских собраний в библиотеке, организация семейного отдыха.

3. Литературные праздники, викторины.

4. Организация цикла книжных выставок-советов по организации семейного чтения и воспитания детей, создание информационных стендов, различных экспозиций по проблемам семейного чтения.

5. Пополнение книжного уголка в группе.

6. Проведение Дня открытых дверей.

Круг детского чтения формируется в процессе сотрудничества воспитателя и родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает.

Педагог осуществляет отбор и организацию художественных произведений, которые позволяют учитывать читательские интересы детей.

Это позволяет сплотить семью через чтение художественных произведений; помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства развития личности; расширить в ДОУ библиотеки познавательно-речевой и художественной литературы; создать папки передвижки.

Таким образом, традиция семейного чтения очень нужна в нашем современном мире: она дает живое общение, помогает взрослым лучше понять своих детей и возвратиться в свое детство.

Литература:

1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

2. Кожевникова В.Н., Статья «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка духовного обогащения семьи» https://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/27/statya-semeynoe-chtenie-kak-sredstvo-stanovleniya. Дата обращения: 28.12.2020.

3. Стеньшина Е.В. Статья «Семейное чтение как источник формирования «опыта» слушания детей» https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/05/17/semeynoechtenie-kak-istochnik-formirovaniya-opyta Дата обращения: 28.12.2020.

4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.

Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества.  Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...