Синдром непоседы: как помочь ребенку с СДВГ
консультация

Ломова Светлана Николаевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности сильно мешает социализации и учебе. Данный материал поможет родителям и педагогам, научит, как вести себя с гиперактивным ребенком и чем можно ему помочь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_neposedy.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром непоседы: как помочь ребенку с СДВГ

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности сильно мешает социализации и учебе. Данный материал поможет родителям и педагогам, научит, как вести себя с гиперактивным ребенком и чем можно ему помочь.

 

НЕ ПРОСТО АКТИВНЫЙ: КАК СДВГ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЬ РЕБЕНКА.

Такого ребенка сразу видно на площадке, в детском саду или классе. Он постоянно куда-то бежит, не умеет спокойно играть в песочнице или сидеть за партой, бесконечно крутится и болтает. При нормальном интеллекте ему сложно учиться и усваивать информацию — он сам не слушает учителя и отвлекает других детей.

В психическом и эмоциональном развитии такие дети отстают от сверстников, но при этом хотят быть лидерами. Поэтому им сложно найти друзей: одногодки их избегают, и им приходится общаться с наиболее «тихими» детьми или даже с малышами.

Ребенок может быть агрессивным и провоцировать конфликты, может срывать уроки, бросаться предметами и толкаться. Обстановка в классе или группе, где есть такой ребенок, часто становится напряженной.

Это типичный портрет ребенка с расстройством центральной нервной системы, которое называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок с СДВГ, как правило, гиперактивен, импульсивен, двигательно расторможен, у него могут быть проблемы с концентрацией и вниманием. Но надо понимать, что у конкретного ребенка совсем не обязательно будет весь букет симптомов.

Признаков СДВГ довольно много, они могут проявляться в разное время либо вообще не проявляться.

Порой у ребенка выражен дефицит внимания без явной гиперактивности.

В некоторых случаях симптомы расстройства могут быть выражены неярко: таких детей часто упрекают в своенравности, плохом характере или отсутствии воспитания, даже не подозревая, что у них есть реальная проблема. То есть это всегда «сложный» ребенок, но степень его «сложности» зависит от индивидуальных особенностей.

РОДИТЕЛИ ЧУВСТВУЮТ СВОЮ ВИНУ И БЕСПОМОЩНОСТЬ

На ребенка с СДВГ постоянно жалуются другие дети, воспитатели и учителя. Не все взрослые способны понять, что перед ними не «невоспитанный ребенок, которым никто не занимается», а ребенок, который просто не может вести себя иначе.

Родителям приходится вечно извиняться и менять детские коллективы как перчатки. Повышенная возбудимость ребенка приводит к проблемам не только в детском саду или начальной школе, но и дома. Причем родителям сложнее, чем окружающим, потому что ребенок большую часть времени проводит все-таки в семье.

С чем сталкиваются родители ребенка с СДВГ:

  • Ребенок нарушает семейные правила, наносит физический и эмоциональный урон близким своим разрушительным поведением. Он не просто не слушается родителей, он как будто их не слышит. Может ударить или оттолкнуть маму или папу.
  • Ребенка сложно чем-то увлечь, помимо планшета и телефона. Он не может быть с собой наедине больше 10 минут, постоянно отвлекается и переключает внимание. Так проявляется синдром дефицита внимания, если он есть у ребенка.
  • Обстановка в семье становится нервной и напряженной, это приводит к семейным конфликтам и травмирует психику всех членов семьи. Постепенно взрослые забывают, что они вообще-то любят своего малыша и хотят дать ему все самое лучшее, — у них не остается на это ресурсов.
  • По отношению к ребенку родители часто испытывают самые противоречивые чувства: мощную вину, разочарование, стыд, гнев, ощущение несправедливости. Они одиноки в своей проблеме, и им приходится постоянно «отбивать атаки» других взрослых и доказывать, что они хорошие родители.

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ И СОЗДАТЬ ДОМА ЗДОРОВУЮ АТМОСФЕРУ

Всегда помните, что ребенок не специально ведет себя плохо, — он старается вести себя хорошо, просто у него это не получается. Поэтому близкому взрослому стоит взять на себя часть регуляторных функций, которые пока недоступны ребенку.

Фактически можно сделать следующее:

 

Установить режим дня и ритуалы

Ребенок с СДВГ более-менее себя контролирует в условиях жесткой упорядоченности. Стоит зацепиться за это и завести жесткие ритуалы, например, на сон: ровно в восемь вечера ребенок пьет кефир, идет в душ, затем мама читает ему сказку, а в девять часов выключает свет. Важно, чтобы это был ежедневный ритуал, без исключений.

Вместе с ребенком составьте распорядок дня и старайтесь не нарушать его. Структурировать свое время самостоятельно он пока не сумеет, поэтому наглядное и не перегруженное расписание поможет ему эффективно учиться и отдыхать. В расписании стоит учитывать индивидуальные биоритмы, но также имейте в виду, что ребенку с СДВГ требуются регулярные перерывы и физкультминутки, а самые сложные задачи лучше ставить на первую половину дня.

Обеспечить ребенку собственное пространство и убрать лишние предметы

Идеально, если у ребенка с СДВГ будет своя комната или часть комнаты — место, где он сможет уединиться, успокоиться и поиграть. В оформлении этого уголка постарайтесь избегать кричащих цветов: обстановка должна  действовать успокаивающе, а не перегружать нервную систему.

Уберите со стола, шкафов и стен лишние предметы — в противном случае гиперактивный ребенок будет постоянно отвлекаться. Чем меньше стимулов, тем ему проще сесть за уроки и все-таки доделать их.

Помочь, если ребенку надо успокоиться.

Проводить больше времени вместе

Старайтесь следить за домашним микроклиматом. Не стоит втягивать ребенка во взрослые конфликты, а еще лучше вовсе не ссориться при нем. Для ребенка с СДВГ важно проводить как можно больше времени с родителями — играть, гулять, путешествовать.

Ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания плохо переносит толпы людей. Тихие семейные вечера — лучшее решение для досуга, а вот поездка в торговый центр или шумную игровую может закончиться истерикой. Например, купите ребенку рисунки «по номерам», интересные раскраски или пазлы. Совместное творчество снимает напряжение, включает фантазию и направляет бушующую энергию в созидательное русло.

Заняться любым видом спорта

Физическая активность помогает организму вырабатывать «гормон счастья» и повышает адаптацию к стрессу. Бегайте с ребенком по парку, плавайте в бассейне, катайтесь на самокате или велосипеде — подойдет любая активность, которая нравится вам обоим.

Поддерживать и обнимать

Ребенок с СДВГ практически не понимает слов «нет» или «нельзя», поэтому бессмысленно общаться с ним с помощью запретов. Не стоит давить на ребенка, критиковать, оскорблять или стыдить его. Тем более недопустимы физические наказания. Старайтесь строить отношения на доверии, согласии и безусловном принятии. Обозначить рамки можно через спокойные объяснения, без криков и нравоучений.

Смело поощряйте за успехи: если ребенок прочитал книгу, собрал конструктор, навел порядок на столе.

Любая концентрация внимания достойна небольшой награды. Это может быть что угодно — от похвалы до внеочередной игрушки. 

Разговаривайте о том, что ребенка тревожит, больше обнимайтесь с ним — но только с разрешения, не забывая про личные границы. Такой подход убедит ребенка в собственной защищенности, и он будет чувствовать себя спокойнее.

Не скрывать от других особенности ребенка

Важно обеспечить ребенку безопасность в социуме, чтобы его не избегали и не травили. Это задача со звездочкой, потому что поведение ребенка с СДВГ, как правило, раздражает окружающих. Не стоит скрывать диагноз ребенка: расскажите о его особенностях воспитателям и учителям, можно дать им соответствующую литературу о синдроме или скинуть ссылки на тематические ресурсы.

Проследите, чтобы ребенок сидел максимально близко к педагогу, желательно на первой парте. Такие дети с трудом работают в группе и гораздо лучше тет-а-тет с учителем. Если есть возможность хотя бы частичного индивидуального обучения, то стоит ей воспользоваться.

Подпишите личные вещи ребенка, чтобы они не терялись, напоминайте ребенку расписание его занятий и помогайте собирать портфель.

Такие простые действия сделают жизнь ребенка в социуме проще и безопасней.

А еще  надо помнить, что не все ресурсы, которые пишут про СДВГ, стоят того, чтобы их читать и им верить. Обращайте внимание на официальные источники и актуальные исследования.  В мире, полном противоречивой информации, очень важна цифровая гигиена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Портрет ребенка с СДВГ"

Характеристика ребенка с СДВг, рекомендации для родителей по взаимодействию...

Тренинг эффективного взаимодействия с непоседой "Как помочь себе и своему ребёнку"

Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания гиперактивных детей и развитие эффективных навыков коммуникации с данной категорией детей....

10 НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СПОСОБОВ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С СДВГ.

Консультация для родителей и педагогов....

Как помочь ребенку с СДВГ

Эта презантация поможет вам справиться с гиперактивностья вашего ребенка...

Как помочь ребенку с СДВГ?

10 НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СПОСОБОВ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С синдромом дефицита внимания с гиперактивностью....

СДВГ у детей дошкольного возраста: как диагностировать и помочь ребенку.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это расстройство развития, которое проявляется неврологическими и поведенческими отклонениями, когда в головном мозге процессы возбуждения п...

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...