Для родителей!
консультация

Андреева Алёна Ивановна

Добро пожаловать! 

Уважаемые родители, страница создана для вас, для того, чтобы вы использовали материалы для своих детей! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для малышей и развитие речи

Пример психологической работы с народными сказками «Курочка Ряба"

Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.

1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");

- любви к ближнему ("не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое");

- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

Чему нас сказка учит?

- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?

Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

Светлячки

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)

В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.

Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

—  Мам, а как же я? — спросил Волчонок. — Я останусь один? Ночью?

— Все будет хорошо, Волчонок! Ты ведь большой. Мы вернемся с добычей под утро, — сказала Мама-волчица и погладила Волчонка по голове. Волчонок очень не хотел отпускать маму, но делать было нечего. И вот родители ушли, а малыш остался один.

Солнце село, и скоро стало совсем темно. Волчонок пытался уснуть, но сон никак не приходил к нему. Он прислушивался к каждому шороху и то и дело открывал глаза. На стенах норы ему мерещились страшные тени. Они то мелькали, то, казалось, медленно ползли к Волчонку. Тогда он зарывался в солому, закрывал лапами морду и уши.

Кто-то громко протопал возле норы, грозно фыркая. Так прошло около часа. А сон все не приходил. К тому же начался дождь. Да такой сильный, что вскоре сверху прямо на нос Волчонку закапала вода, видимо, крыша прохудилась. Волчонок перебрался в другой угол норы и вдруг почувствовал, что он не один — что-то шуршало и выбиралось из-под земли. Малыш Волчонок очень испугался и даже задрожал. Неожиданно в норе послышался голос:

— Где это я? И кто здесь дрожит, как сухая листва на ветру? Голос был не страшный, а очень даже дружелюбный. Волчонок, пересилив свой страх, ответил:

— Это я, Волчонок! А ты кто?

— Я дядюшка Крот! Мою норку залило дождем, и пришлось срочно копать ход туда, где посуйте. А твое логово очень теплое и сухое. В такой норе можно без страха проспать до самого утра!

— Но здесь темно, одиноко и страшно! — сказал Волчонок.

— Ах вот оно что, темно? — удивился дядюшка Крот. — А ты знаешь, что мы, кроты, ничего не видим ни ночью, ни даже днем? Но при этом мы очень хорошо слышим и различаем запахи. Я тебе помогу научиться не бояться темноты, но только завтра. А сейчас закрывай глаза! Я побуду с тобой. — Дядюшка Крот уселся рядом с Волчонком и начал рассказывать ему сказку. Сказка была такая интересная и добрая, что Волчонок успокоился и уснул.

Утром родители пришли домой. Мама-волчица очень переживала за Волчонка. Из-за этого она даже охотиться как следует не могла и вернулась ни с чем. Родители отдыхали, а Волчонок гулял. «Интересно, как мне поможет дядюшка Крот?» — думал малыш.

Когда Папа-волк проснулся, Волчонок рассказал ему о прохудившейся крыше.

— Пойдем со мной, — сказал Папа-волк, — будешь помогать.

И они направились собирать мох, чтобы заделать дыру в крыше.

Папа с сыном дружно латали крышу логова.

— Ну, все, сынок! Устал? — спросил Папа-волк.

— Немного! — ответил Волчонок, но работать не перестал — он был очень рад оказаться полезным.

Вечером родители снова собрались на охоту, а Волчонок улегся в норке ждать дядюшку Крота. И вот наконец послышалось знакомое шуршание, и показалась мордочка дядюшки Крота.

— Волчонок, ты здесь? — спросил он.

— Да, я жду тебя! — радостно ответил Волчонок.

— А я принес тебе кое-что! — похвалился дядюшка Крот и достал небольшой колокольчик. В чашечке цветка были светлячки. Вся норка вмиг осветилась зеленоватым светом. — Это тебе, Волчонок! Теперь темнота тебе не страшна!

— Здорово! — обрадовался Волчонок. — Теперь у меня есть светлячки!

Он взял колокольчик, подошел в угол норы, подвинул солому и сказал:

— А, вот кто здесь шуршит и мешает мне уснуть! Это же Земляной червячок!

Неожиданно за порогом послышались чьи-то быстрые шаги и грозное фырканье. Волчонок выглянул из норки и поднял над головой чашечку со светлячками.

— Это просто Ежик, а я боялся! — обрадовался Волчонок, а потом спросил: — А тени, которые ползают по стенам, это кто?

— Это тени деревьев! Ветер качает их, и тени шевелятся, — объяснил дядюшка Крот.

— Большое тебе спасибо! Теперь я знаю, что бояться мне некого! Вот, возьми эти огоньки. — С этими словами Волчонок протянул дядюшке Кроту колокольчик со светлячками. — Может, они помогут еще какому-нибудь малышу.

— Ты молодец! Ты справился со своими страхами, просто посветив на дорогу светлячками! Всего тебе доброго, мне пора! — И дядюшка Крот юркнул под землю.

В норе снова стало темно. Но темнота больше не пугала Волчонка. И хотя ночью начался ливень, отремонтированная крыша не подвела. Этой ночью родителям Волчонка все-таки удалось поохотиться. И наутро Волчонка ждал вкусный завтрак.

Вопросы для обсуждения и задания

Как ты думаешь, чего больше всего боялся Волчонок?

Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного?

Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика), как было страшно Волчонку ночью.

Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу?

Кто и как помог Волчонку справиться со страхами?

Придумай вместе с родителями, как еще можно было помочь Волчонку?

Коррекционное воздействие сказки

Сказка направлена на коррекцию разных страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства. Ночью Волчонок остается один на один со своими страхами. Справиться с ними Волчонку помогает дядюшка Крот, который в сказке выступает как мудрый помощник. В первую ночь он оказывает Волчонку поддержку беседой и обещает помочь справиться со страхами. Дождь — это поток чувств и страхов Волчонка, которые пробивают ненадежную крышу, то есть преобладание чувств над разумом. Починка Волчонком вместе с Папой-волком крыши — это метафора появления защищенности, наведение порядка в чувствах и подчинение их рациональному пониманию. На следующую ночь дядюшка Крот приносит Волчонку чашечку колокольчика со светлячками — это средство, чтобы Волчонок лицом к лицу встретился со своими страхами, посветил на них, то есть увидел их. Знание уменьшает тревогу, и страхи уходят сами собой.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки — Волчонком. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находится надежный и близкий человек, который поможет справиться, с пониманием отнесется к страхам ребенка и не будет торопить с победой над ними.

(Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей

и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 111-116.)

Светофорчик

Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка)

В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик. Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста.

Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик, и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика.

Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой!

Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика.

Бабушка и дедушка очень понравились малышу Светофорчику. Он помогал им в саду и по дому, и старики были довольны внучком.

Но была у Хамелеончика Светофорчика одна черта, которая совсем его не украшала: он любил приврать. Иногда он просто рассказывал не все, утаивая часть правды. И бабушка с дедушкой догадывались, когда Хамелеончик врал — в такие моменты он становился пурпурно-красным.

В пятницу Бабушка-хамелеон приготовила удивительно вкусный пирог. Украсив его самыми аппетитными листиками, она поставила его на окно остыть.

— Ух ты! Как вкусно пахнет! Такого пирога я никогда не пробовал, — сказал Светофорчик, который как раз помогал дедушке на улице. — Мне нужно помочь бабушке накрыть на стол.

— Конечно, Светофорчик. — Дедушка-хамелеон так и не научился выговаривать имя внучка.

Хамелеончик Светофорчик сидел на стульчике возле пирога и разглядывал толстенькие листики. «Вот этот сладенький, а этот еще лучше», — думал малыш и вдруг слизнул самый большой листочек. «Ой, что я наделал! — подумал Хамелеончик и слизнул еще один. — Ой, я не могу остановиться!» И Светофорчик принялся жадно уплетать пирог, хотя Бабушка-хамелеон приготовила его для всех.

Когда Бабушка-хамелеон вошла на кухню, то увидела задремавшего Светофорчика и пустую тарелку из-под пирога.

— Ай-я-яй, а ведь еще четверть часа назад здесь стоял пирог! — запричитала она.

Хамелеончик проснулся, увидел бабушку и испугался, что его будут ругать за съеденный пирог, да еще и напишут об этом родителям.

— Бабушка, я как раз хотел тебя позвать, — сказал он, краснея, — в окошко запрыгнул лягушонок и стал есть наш пирог. Я его прогонял, но он отпрыгивал и заходил с другой стороны. Я так долго за ним гонялся, что выбился из сил и уснул. А лягушонок съел весь пирог!

Хамелеончик Светофорчик светился пурпурно-красным цветом. Бабушка-хамелеон заметила это, но ей стало жалко внука, и она принялась готовить новый пирог, приговаривая: «Какой нехороший лягушонок».

А Светофорчик думал, что поступил очень хорошо, соврав про лягушонка.

Прошло несколько дней. В лесу начался дождик. Хамелеоны сидели дома, чтобы не промочить лап и не подхватить насморк. Светофорчик нашел у бабушки цветные лоскутки и решил сделать сюрприз. Он попросил дать ему ножницы и сел вырезать детали для поделки возле окошка.

Светофорчик радовался своей поделке: аккуратно вышло желтое солнышко, домик дедушки и бабушки, не хватало только облачка. Хамелеончик нашел нужный цвет и стал вырезать. Не заметив, Светофорчик случайно вырезал облачко вместе со скатертью. Увидев дыру, Хамелеончик испугался и не знал, что делать. Бабушка заметила, что внук переливается разными цветами, и спросила:

— Что-нибудь случилось, Светофорчик?

И тут Хамелеончик снова стал пурпурно-красным и громко закричал:

—  Бабушка-хамелеон, ты представляешь, пока я клеил картинку, прибежал лягушонок и вырезал кусок скатерти!

— Ой-ой-ой, — расстроилась Бабушка-хамелеон, — в такой дождливый день лягушатам хорошо и на улице, а этот вредитель опять пришел?!

Бабушка ругала лягушонка, а Хамелеончику казалось, что ругают его самого. Зря он снова соврал: бабушка и дедушка любят его, а он их обманывает. Но дело уже было сделано, а признаваться было стыдно.

Вечером, когда Светофорчик уже спал, Дедушка-хамелеон сказал: «Это очень плохо, что наш Хамелеончик не хочет отвечать за свои поступки! Из него может вырасти безответственный лгунишка! Это нельзя оставлять без внимания. Мне кажется, я знаю, что нужно делать».

На следующий день Светофорчик отправился на прогулку. К обеду он вернулся домой. Дверь была заперта, и Хамелеончик постучался.

—  Кто там? Кто беспокоит нас во время обеда? — послышался недовольный голос Бабушки-хамелеона.

—  Это я, Хамелеончик Светофорчик!

— Ах, это опять вредный лягушонок! Дедушка, закрой покрепче окна, пока он не забрался в наш дом!

— Ну, Бабушка-хамелеон, это же я, твой внук! — чуть не плача проговорил Хамелеончик.

— Какой же все-таки этот лягушонок бессовестный! Ты только послушай, дед: «Это я, твой внук!» — передразнила Светофорчика Бабушка-хамелеон.

— Да! Просто деваться некуда от невоспитанных лягушат! — возмущенно ответил Дедушка-хамелеон.

Хамелеончик Светофорчик отошел от домика и сел на скамейку. Он подумал: «Почему мои дедушка и бабушкавсе перепутали? Откуда взялся лягушонок, если я его выдумал?» Хамелеончик долго сидел в одиночестве и не заметил, как рядом с ним присел Дедушка-хамелеон.

— Ну что грустишь, внучек? Почему обедать не идешь? — ласково спросил Дедушка-хамелеон.

—  Дедушка-хамелеон! — обрадовался Светофорчик и полез обниматься. — Я давно здесь сижу, ведь вы меня приняли за лягушонка и не пустили в дом...

— Это мы лягушонка впускать не хотели, потому что он безответственный и не умеет себя вести. Хорошо, что ты не такой.

—  Дедушка-хамелеон, это не лягушонок — это я безответственный... Я боялся, что вы с бабушкой будете меня ругать, и придумал лягушонка. Ведь на самом деле это я съел весь пирог и испортил скатерть. Простите меня!..

—  Мы не сердимся на тебя. Но нас сильно огорчило то, что ты не хотел отвечать за свои поступки. А ведь порой маленькая ложь рождает большое недоверие. Надеюсь, ты понял, как неприятно побывать на месте того, кому не верят? Молодец, что нашел в себе силы и сознался. А теперь пойдем, а то Бабушка-хамелеон уже заждалась нас к обеду.

И с тех пор Хамелеончик Светофорчик становится красным только тогда, когда подражает своему городскому соседу — светофору.

Вопросы для обсуждения и задания

Почему Хамелеончика прозвали Светофорчиком?

Куда Светофорчик отправился на лето?

Когда Светофорчик становился пурпурно-красным?

Почему Светофорчик соврал, когда съел весь пирог? Чего он боялся?

Кто, по словам Светофорчика, порезал скатерть?

Что он чувствовал, когда бабушка ругала лягушонка?

Какой урок получил Светофорчик, когда бабушка и де-

душка не пустили его в дом, «приняв» за лягушонка?

Коррекционное воздействие сказки

В этой сказке речь идет о Хамелеончике Светофорчике, который понял, что обманывать других нехорошо.

Светофорчик отправляется на лето в гости к бабушке и дедушке. Он попадает в новые для него условия. Хамелеончик не знает, как бабушка и дедушка будут реагировать на его проступки (например, съел без разрешения весь пирог, разрезал скатерть), и выдумка несуществующего проказника лягушонка является его защитой от наказания. Однако хорошо, что бабушка и дедушка Светофорчика заметили внешние проявления обмана: когда их внук говорил неправду, цвет его тела становился пурпурно-красным. Это аналогия с реальной ситуацией: родители могут заметить, что когда ребенок обманывает или хочет что-либо скрыть, его щеки и уши краснеют.

Бабушка и дедушка, разыграв Светофорчика с помощью его же выдумок, поставили его на место того, кого обманывают. Откровенный разговор Светофорчика с дедушкой помог ему понять, что ложь порождает недоверие окружающих, а лучшее средство против обмана — найти в себе смелость и сказать правду, даже если это нелегко.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей

и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 100-105

Морская история

Психокоррекционная сказка (коррекция тревожности у детей)

— Ой, доченька, какая большая рыба, пора закрываться!

—  Ну, мамочка, еще минуточку!

—  Ой, нет! Вот и лодка с ныряльщиками, пора зарываться в ил.

Такой странный разговор проходил на дне морского залива. Это Мама-ракушка оберегала свою неразумную дочь от всевозможных опасностей. Больше всего на свете Мама-ракушка боялась ныряльщиков, которые могли отобрать у нее единственное и самое дорогое, что было в ее ракушечьей жизни, — ее милую доченьку Жемчужину Женю. Правда, и к рыбам Мама-ракушка относилась с недоверием, а иногда даже враждебно. И все потому, что она боялась, как бы не украли они ее драгоценное дитя, ведь оно было еще такое маленькое.

Иногда Мама-ракушка так боялась, что сама очень уставала от этого и засыпала. Пока Мама-ракушка спала, Жемчужина Женя наблюдала за игрой солнечных лучей на водной глади, смотрела, как плавно качаются водоросли и как весело пляшут маленькие рыбки. Но даже когда Мама-ракушка спала, Женя чувствовала ее волнение и тревогу и волей-неволей сама начинала беспокоиться. То ей казалось, что в лучах солнца появляется лодка ныряльщиков, то мерещилась большая рыба или чья-то грозная тень. И тогда Жемчужина ?Кеня начинала дрожать, отчего просыпалась Мама-ракушка.

— Что? Что случилось? — испуганно спрашивала она.

—  Мама-ракушка, — вздыхала Женя, — неужели этот мир создан для того, чтобы бояться?

—  Может быть, кому-то и не страшно за своих детей! А я очень люблю тебя и боюсь потерять. Не думать об опасности — значит, позволить беде подкрасться незамеченной. И тогда.... О, мне даже подумать об этом страшно, что будет тогда! — отвечала Мама-ракушка и тоже начинала дрожать.

Однажды, когда Мама-ракушка задремала, Жене неожиданно почудилось, будто рядом кто-то плачет. Посмотрев внимательнее вокруг, она увилела маленького Морского конька, очень симпатичного и ничуточки не страшного. Морской конек был чем-то расстроен. Переборов волнение, Жемчужина Женя решила поговорить с ним.

— Здравствуй! Как тебя зовут? — робко спросила она. Морской конек перестал плакать и ответил:

— Здравствуйте, уважаемая ракушка! Меня зовут Яша, я живу за теми рифами. — Яша показал в сторону скал.

—  Моя Мама-ракушка отдыхает, а я — Жемчужина. Меня зовут Женя. Я услышала, как сильно ты расстроен, и хотела тебя утешить, хоть Мама-ракушка и не разрешает мне разговаривать с незнакомыми.

— Спасибо тебе, Жемчужина Женя! — сказал Морской конек. — Но мне уже не поможешь. Сегодня я проиграл забег на подводных скачках. Теперь я боюсь вернуться домой, ведь мои родители видят меня победителем, верят в меня, а я... Я их подвел! Что теперь будет?! — И Морской конек Яша снова начал плакать.

Жене захотелось помочь Яше, и она предложила:

— Давай мы поплывем к тебе. Может быть, вместе будет не так страшно и легче поговорить с твоими родителями?

—  Здорово! Ты правда поплывешь со мной? А как же твоя Мама-ракушка, она не будет ругаться? — спросил Яша.

—  Если мы быстро вернемся, то ничего не случится, — ответила Женя. — Мне страшно покидать свой дом, но я хочу помочь тебе.

—  Тогда поплыли! — с этими словами Яша подхватил Женю, и они направились в сторону его дома.

Дома Яшу встретил Папа-морской конек.

—  А вот и наш победитель! Ну, заплывай. Ты что-то долго сегодня — отдыхал после скачек?

Но вместо ответа Яша немного отплыл в сторону и сказал:

—  Папа, знакомься — это Жемчужина Женя.

—  Да у нас гости! Очень рад! Заплывайте, не стойте в дверях.

— Папа! — снова начал Морской конек Яша. — Я должен сказать тебе правду. К сожалению, я не стал победителем. Я очень старался, но был сегодня только третьим.

— Наверное, мы мало тренировались, да еще и простуда помешала мне присутствовать сегодня на ипподроме. Что ж, сынок, нас ждут серьезные тренировки. Ведь ты не хочешь окончательно расстроить своих родителей? — спросил Папа-морской конек.

—  Нет, папа! — ответил грустно Яша.

—  Вот и славно. Тем не менее сегодня тебе повезло гораздо больше, ведь ты встретил настоящего друга — не каждый может поддержать в трудную минуту, — сказал Папа-морской конек, указывая на Жемчужину Женю.

К вечеру Морской конек Яша доставил Жемчужину Женю домой.

—  Спасибо тебе за все, Женя, — тихо сказал он. — Спокойной ночи.

—  Спокойной ночи, Яша, — прошептала Женя.

— А что, уже вечер? Тогда пора закрываться, дорогая, — зевнула проснувшаяся Мама-ракушка. — Надеюсь, у тебя все в порядке? — сказала она и, не выслушав ответа, снова погрузилась в сон.

Теперь Жемчужина Женя с нетерпением ждала Морского конька Яшу и грустила без него, а он каждый день навещал свою подругу. Яша с тревогой ждал начала новых соревнований, очень уставал от тренировок. Он боялся про-играть забег, сильно волновался и переживал так, будто уже проиграл.

—  А ночью мне приснилась огромная акула, — сказал как-то Яша Жемчужине Жене, — она гналась за мной. Все спрятались, а я не могу найти укрытия и бегу, бегу, бегу — и просыпаюсь.

—  Какой страшный сон! — вздохнула Жемчужина Женя.

—  Послушай, Женя, ведь однажды ты уже помогла мне. Может, ты приносишь удачу? Вот бы здорово было, если б во время соревнований ты была на стадионе! — воскликнул Яша.

— Я никогда не думала, что могу приносить кому-то удачу. Я бы с радостью посмотрела, как ты победишь на соревнованиях. Но Мама-ракушка меня ни за что не пустит, она ведь даже не знает о нашей дружбе, — с грустью ответила Женя.

—  Может, она послушает моих родителей? — предложил Яша. — Давай я позову их. Я быстро!

Морской конек умчался домой, а Жемчужина Женя решила пока сама поговорить со своей мамой.

—  Мама-ракушка, мне нужно с тобой серьезно поговорить, — сказала она. — Неужели мы так и будем лежать на дне в одном и том же месте?

— Что, дорогая? — зевнула Мама-ракуожа. Женя повторила свой вопрос.

—  Что ты говоришь! Да как тут можно куда-то переехать? Здесь свет, растения — все, что необходимо, и здесь нас еще никто не нашел. Нет! Отправиться в рот хищной рыбе или пропасть неизвестно где! Что на тебя нашло? Ой! Кто-то плывет. Закроюсь-ка я на всякий случай! — воскликнула Мама-ракушка и поспешно захлопнулась.

Вдруг кто-то легонько постучал по ней.

—  Кто там? Никого нет дома! — ответила Мама-ракушка.

—  Здравствуйте, это морские коньки! Мы хотели бы с вами поговорить, не бойтесь!

— Ага, как же! Вы такие шустрые, что утащите и Жемчужину, и меня. Нет, говорить нам с вами не о чем, прощайте!

— Дорогая Ракушка, — снова заговорил Папа-морской конек, — я бы хотел пригласить вас на незабываемое мероприятие нашего залива — на соревнования по скачкам.

Мама-ракушка приоткрылась.

—  Соглашайтесь — и вы не пожалеете! В программе уникальная экскурсия на коралловый риф. На период соревнований залив согласились охранять наши друзья дельфины ...

Папа-морской конек очень долго перечислял все прелести предстоящих соревнований, ведь он догадывался, насколько необходимо Яше присутствие Жемчужины Жени на скачках — только она может помочь ему поверить в свои силы.

Наконец Мама-ракушка сдалась. Она подумала, что Жемчужине Жене неплохо будет сменить обстановку. Да и ей самой проветриться не помешает.

И вот в день соревнований Яшины родители подхватили Маму-ракушку и понесли ее на стадион. Всю дорогу она ворчала: «Тише, не раскачивайте так сильно!»

На соревнованиях Яша очень старался, но занял только второе место. И все же глаза его светились радостью. Папа-морской конек улыбнулся, обнял сына и сказал: «Сегодня мы все видели, как ты старался! Ты бежал даже быстрее, чем на тренировках. Я понял, что требую от тебя слишком многого. Знай, мы с мамой любим тебя не за победы на ста-дионе, а за то, что ты работаешь над собой, преодолеваешь трудности. А самое главное — ты наш сын!»

Мама-ракушка тоже расчувствовалась. Она неожиданно поняла, что жизнь прежде проходила мимо нее, увидела, как много интересного вокруг. Она осознала, что не стоит залеживаться на одном и том же месте и тревожиться из-за каждого шороха. Нужно радоваться жизни и становиться участниками ее событий, а не только наблюдать за ними со стороны. Мама-ракушка также поняла, как повзрослела ее дочка. Жемчужина Женя стала общительной и веселой, удивлялась и радовалась всему новому, а еще она обрела друзей.

Вопросы для обсуждения и задания

Какие страхи были у Мамы-ракушки?

Какие задачи ставили родители перед Морским коньком Яшей?

Как Жемчужина Женя помогла Морскому коньку Яше?

Почему Папа-морской конек не стал ругать Яшу, когда тот занял только второе место на соревнованиях?

Что в конце сказки произошло с Мамой-ракушкой? Какие перемены она увидела в Жемчужине Жене?

Коррекционное воздействие сказки

В этой сказке акцент сделан на две разные тактики родительского воспитания, которые приводят к тревожности и неуверенности детей — Жемчужины Жени и Морского конька Яши. Но именно дети помогают друг другу стать смелее, ведь им пора выходить во внешний, такой интересный и заманчивый большой мир.

Желание увидеть новое перевешивает страхи и запреты Мамы-ракушки, и Жемчужина Женя отправляется в путешествие. Морской конек Яша понимает, что может быть принят и любим не только за свои достижения, но и просто за то, что он хороший друг.

В конце сказки Папа-морской конек проявляет мудрость и такт, он начинает видеть и понимать чувства своего сына, а не только следовать своим амбициям.

Таким образом, происходит естественное взросление детей, которое заставляет тревожных родителей принять эту ситуацию и изменить свое отношение к ним. Дети же лучше начинают понимать тревоги родителей, которые любят их и потому волнуются за них, пусть иногда и слишком сильно.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей

и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 68-75.

Терапевтический эффект - привыкание ко сну в детском саду.

Возраст детей: 2-5 лет.

 «СОН КОЛОБКА»

Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.

- Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?

- Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!

- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.

- Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.

- Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны ... - сказала Лисичка.

Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.

Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.

Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.

С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.

Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.

Возраст детей: 2-5 лет.

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»

Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.

В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль:

- Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время!

 С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада,

Возраст детей: 2-5 лет.

«ЗАЙЧИК В ДЕТСКОМ САДУ»

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький - зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Терапевтический эффект - показать ребенку другую сторону чрезмерной капризности и вредности.

«СКАЗКА О СОЛНЫШКЕ»

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко - папа, меньшее Солнышко - мама, небольшое Солнышко - сынок и крошечное Солнышко - дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков - они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: ​​капризничает, говорит «не хочу», «не буду» ...

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком - это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

- Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать ... Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки - кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми - кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

Терапевтический эффект - научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

«ОБЕЩАНИЕ»

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе ...

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу - игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова ... Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

- Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты готов?

- Да! - ответил Артем.

- В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!

- А ты бы обрадовался?

- С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

- И вы, дети, тоже помните это правило!

Роза и ромашка — терапевтическая сказка. Возраст: 4-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «Я некрасивая и плохая».

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка.— Оказаться бы мне на ее месте»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считаласебя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения
Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Как Кенгуреныш стал самостоятельным — терапевтическая сказка Возраст: 2-5 лет.
Направленность: Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один». 

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?

Сказка про Енота — терапевтическая сказка. Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.
Ключевая фраза: «Я не знаю, как подружиться»

Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться. Каждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа. Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно.
Однажды утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал.
Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что всё время думал о Белочке. Он исхудал, ослабел и работал еле-еле.
Однажды, переходя ручей по мелкому месту, он остановился и стал издалека наблюдать за ней. В это время Белочка нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала целый год, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был его единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но очень боялся это сделать, сам не понимая почему. Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно. И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручку и вытащил на берег.
От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал: «Вот ваша корзина, не расстраивайтесь». Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала: «Большое спасибо. Ты настоящий друг». Маленький Енот весь засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. «Но ты весь мокрый,— сказала Белочка,— пойдем ко мне, ты должен обсохнуть». Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали.
С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали. Тот день стал самым счастливым в жизни Енота, потому что у него появился друг.
Вопросы для обсуждения
Из-за чего грустил Енот? Ты когда-нибудь грустил из-за того же?
Что мешало Еноту подружиться?
Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина? Что помогло Еноту подружиться с Белочкой?


 
Белочка-Припевочка — терапевтическая сказка. Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»


В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась/Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.
Вопросы для обсуждения
Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?

Случай в лесу — терапевтическая сказка. Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий.
Ключевая фраза: «У меня не выйдет!».


В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь до рое, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ни-| чего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Не когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом , вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения
Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?



Предварительный просмотр:

Дорогие мамы и папы наших любимых непосед! Сегодня памятка для родителей 

«Безопасность на воде».

Вы наверняка слышали, что чаще тонут те, кто умеет плавать? Парадоксально, но факт! Страх как раз удерживает не умеющего плавать от риска, которому подвергаются юные пловцы. Я не ставлю  вопрос: «Учить ли ребенка плавать?» Конечно учить!

 Известно с давних пор, что и  вода, и плавание, приносит огромнейшую пользу:

— закаляется  организм
— формируется  характер
— укрепляется  нервная  система
— активизируется  
обмен веществ
— развиваются  мышечный скелет и улучшается пищеварение

Вопрос не в том, чтобы ограничиться  занятиями  в обучении  плавания, а  в помощи  малышу овладеть элементарные правила безопасного поведения на воде.

Плавать научить просто. Можно  даже обойтись без тренера:  много  разнообразных методик обучения плаванию  (в интернете, книгах, журналах). Пару  часов терпения  — и ваш  ребенок поплыл.

Познакомить же ребенка с азами безопасности на воде  гораздо сложнее. Чтобы доходчиво объяснить ребенку, какое место пригодно  для купания, где можно нырять и как вести себя в лодке, надо не только  самому знать правила безопасности на воде, но суметь доходчиво это объяснить ребенку с  показом этих  знаний на практике. В этом ребенок не только поймет их но и  запомнит.

«Плавающий» ребенок  всегда подвергается большему риску. Поэтому нужно учить не  только хорошо плавать, но и быть  на воде разумно  осторожным.

Читайте правила безопасности ребенком, смотрите обучающие видео материалы и мультфильмы. Отнеситесь к этому вопросу творчески — сочиняйте истории и сказки, приводите свои примеры, моделируйте различные ситуации. Развивайте  тему, исходя из уникальности  вашего ребенка. И помните: что правила поведения на воде для детей практически не отличаются от правил для взрослых, поэтому вы всегда   являетесь примером для своих карапузов. Сколько бы Вы не рассказывали ребенку о том, как нужно вести себя на воде, если Вы сами не соблюдаете эти правила, – все бесполезно.

Ваши уроки безопасности научат малыша защищать свою жизнь поэтому будут важнее любых других. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\б1.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                              Пирамида здоровья дошкольника.

Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

        Духовное

        

        Социальное        

        

        Психическое

               Физическое

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела.  Включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Главное задачей в этом случае является добиться максимально успешного функционирования всех физиологических систем, в особенности опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной и нервной. На этом этапе важны такие принципы здорового образа жизни, как сбалансированное питание, правильное дыхание, регулярные физические упражнения, отказ от вредных привычек и нормальный режим дня (сон, работа, отдых).

Базовыми критериями физического здоровья являются:

 1) состояние сердечно-сосудистой системы;

2) состояние иммунной системы;

 3) способность организма усваивать кислород воздуха.

Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются:

1) нарушение сна,

2) отсутствие аппетита,

3) плохое функционирование пищеварительной системы;

 4) низкая сексуальная активность;

5) неустойчивость к физическим нагрузкам;

 6) плохие зубы;

7) нездоровая кожа;

8) ощущение усталости и общей слабости.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. 

К другим критериям психического здоровья принято относить:

 1) способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;

2) целеустремленность, работоспособность, активность;

3) полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

4) критический подход к обстоятельствам жизни;

5) автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

6) независимость и естественность поведения;

7) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;

8) самообладание и способность радоваться

К психическому нездоровью обычно относят: 1) чувственную тупость; 2) беспричинную злость; 3) враждебность; 4) повышенную тревожность; 5) снижение когнитивной активности; 6) хаотичность и категоричность мышления; 7) повышенную внушаемость; 8) уход от ответственности за себя; 9) зависимость от вредных привычек; 10) пассивность (духовное нездоровье), утрата веры в себя, свои возможности. Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающихся в жестокость и бессердечность), стремлении к власти, вещизме и др.

Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Умение свободно определять свою роль в обществе и осознавать ответственность за все свои действия. На этом этапе важно развитие человека как личности, проживающей в данном конкретном обществе и умеющей адаптироваться под него.

 Социальные факторы, оказывающим влияние на здоровье человека, относят: 

а) умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями;

б) умение налаживать хорошие взаимоотношения с другими людьми;

в) вдумчиво организованный, разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг, с разумным включением в него оздоровительной практики

Критерии социального здоровья: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, гибкость, принятие неопределенности, ориентацию на творческие планы, научное мышление, ответственность за свои эмоциональные нарушения, высокую фрустрационную устойчивость. Отечественные психологи дополняют этот список такими критериями, как культура потребления, альтруизм, эмпатия, бескорыстие, демократизм в поведении

Социальное нездоровье может быть обусловлено такими личностными свойствами, как конфликтность, эгоцентризм, коммуникативное доминирование

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими ценностями добра, любви и красоты. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.
признаки духовного здоровья (силы духа):

1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие;

2) способность к концентрации;

 3) способность обуздывать негативные эмоции;

 4) высокий уровень социальной активности;

5) понимание личностей и ситуаций;

6) способность вычленять важнейшее из множества неважного;

7) вегетативную стабилизацию;

8) внимательность и собранность;

9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе;

10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.

Вывод: Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья - это жизнеспособность индивида. Физическое-это начальная ступень, т. к это физиологическая составляющая, это работа внутренней системы организма. Вторая ступень психическая, т.к. это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, третья ступень, социальная- это общение с людьми, умение взаимодействовать с окружающими. И высокая ступень духовное здоровье- это душа, чистая как у младенца! Душа, освобожденная от зла, ненависти, злобы. Помимо этого, духовно здоровый человек относиться с уважением ко всему живому на земле, к каждому из своих ближних.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. 

 «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». (Геродот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...


 

Комментарии

Капустина Елена Владиславовна

Отличный материал!