"Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников"
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Воспитатель: Митрофанова Ю.Г.
Астановская О.К.
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Задачи:
1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;
2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;
3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практическом занятии.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем собрании!
И в начале хотелось бы зачитать притчу.
Притча.
«Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Уважаемые родители! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшней встрече? .(ответы родителей)Мы хотели обсудить с вами вопрос по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Доклад
Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие
Возраст 3 лет – это тот возраст, когда можно и нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче
В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.
С самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу. А терпения как раз порой и не хватает. Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с любимыми игрушками, выполняя с ними различные действия ( умывают, кормят, раздевают одевают) Чтобы ребенку легче освоить навыки имеет огромное значение условия ( удобная и красивая одежда , обувь по размеру) в этом случае дети с хорошим настроением одеваются , аккуратно складывают вещи. Желая воспитывать у детей самостоятельность аккуратность мы должны быть примером для подражания.
Давайте рассмотрим ситуации, хотелось бы узнать ка вы бы поступили
Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготки почти надеты , но… наизнанку. Мама прекращает как она говорит “эту возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготки и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мама строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия такого поведения мамы?
- Бывали ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходили из них?
- Как лучше вести себя в таких ситуациях?
( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие непослушные колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”)
Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.
Вопрос:
- Почему так происходит?
- Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
( Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову).
Мы с вами рассмотрели 2 ситуации. Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это? (Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)
Верно! Т.к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию.
.
Анкета для родителей
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) | ||
Аккуратен в быту | ||
Прием пищи | ||
Пользуется носовым платком | ||
Правильно держит ложку | ||
Может раздеваться | ||
Может одеваться | ||
Может застёгивать обувь | ||
Складывает свои вещи | ||
Убирает за собой игрушки | ||
Моет и вытирает руки | ||
Ходит в туалет |
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) | ||
Аккуратен в быту | ||
Прием пищи | ||
Пользуется носовым платком | ||
Правильно держит ложку | ||
Может раздеваться | ||
Может одеваться | ||
Может застёгивать обувь | ||
Складывает свои вещи | ||
Убирает за собой игрушки | ||
Моет и вытирает руки | ||
Ходит в туалет |
ПАМЯТКА
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшего возраста должны уметь:
- Мыть руки, засучивая рукава;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- Правильно пользоваться мылом;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Правильно пользоваться ложкой, салфеткой; Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой.
- Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место
- Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать при помощи взрослого;
Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
одежда должна соответствовать размеру ребенка.
ПАМЯТКА
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшего возраста должны уметь:
- Мыть руки, засучивая рукава;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- Правильно пользоваться мылом;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Правильно пользоваться ложкой, салфеткой; Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой.
- Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место
- Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать при помощи взрослого;
Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
одежда должна соответствовать размеру ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании на тему: "Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников"
Представлены формы организации двигательной активности детей с целью укрепления здоровья детей....
Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников
Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку....
Родительское собрание в 1 младшей группе "Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников"
Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников" В материале представлены конспект родительского собрания, анкета для родителей, демонстрац...
Родительское собрание "Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников"
В родительском собрании можно найти 10 заповедей укрепления здоовья и анкета для родителей "Растём здоровыми?"...
Роль и значение закаливания для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствован...
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»
В статье освещены вопросы сохранения, укрепления физического, психологического здоровья детей, воспитания культурно-гигиенических навыков....
Протокол родительского собрания на тему: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»
Родительское собрание в младшей группе...