Консультация для родителей на тему: "Нужно ли учить маленького ребенка давать сдачу"
консультация (подготовительная группа)

Емельянова Елена Борисовна

Дети повсеместно обижают друг друга, в семье, в саду, в школе. Нужно ли учить детей давать сдачи?.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_uchit_malenkogo_rebenka_davat_sdachi.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли учить маленького ребенка давать сдачи?

Nuzhno-li-uchit-malenkogo-rebenka-davat-sdachi.jpg

Когда предлагают научить маленького ребенка давать в глаз или в лоб в ответ, отправляя справляться самому с конфликтами с другими детьми, то посыл за этим стоит вполне хороший  научить ребенка защищать самого себя, не давать себя в обиду. И это очень хорошо, когда человек умеет это делать.

Но в таком случае мы говорим о взрослом человеке, который делает выбор себя защитить  а это именно ВЫБОР, как, когда и каким образом себя защищать,  у этого взрослого человека уже развита способность к интеграции (по крайней мере, хотелось бы, чтобы это было так). Его мозг уже способен учитывать разные стороны одной ситуации, чувствовать и видеть и себя, и другого человека, оценивать масштаб нанесенного урона и силу необходимой реакции на него.

И этот взрослый человек уже освоил множество разных моделей поведения и самозащиты. Где-то говорить и обсуждать, договариваться, где-то говорить “стоп”, где-то просто уходить из конфликта и не поддерживать его, находя для своих эмоций более безопасное выражение. Но где-то и бить, да. Например, когда зажали в углу в подворотне или на человека напали, то, безусловно, есть смысл нападать и отбиваться.

Но, положа руку на сердце, мало у кого из нас есть необходимость махать кулаками каждый день. И почему-то именно это часто предлагают делать детям. Если у вас без спроса берут вашу вещь или вас толкают, то это не значит, что вы сразу дадите в лоб. Скорее всего, вы скажете об этом голосом, и если на том конце провода человек адекватный, то вы найдете компромисс, сможете поговорить, услышите извинения или разойдетесь в разные стороны. Но навряд ли вы побежите наносить ему увечья, чтобы сесть в тюрьму.

Ваша способность мозга переживать одновременно несколько противоположных чувств  фрустрацию, злость, порыв атаковать и вместе с тем тревогу, не безразличие, заботу о другом и т.д.  поможет найти адекватный способ реагировать на происходящее.

Ну а если в порыве эмоций вы превысите “пределы необходимой самообороны”, например, будете кричать и ругаться больше, чем того требует ситуация, то потом остынете, и способность к интеграции поможет вам почувствовать не безразличие и принести извинения. Или прийти поговорить еще раз спокойно, пояснив, как с вами не нужно поступать. Или не будете поддерживать те отношения.

А у ребенка-дошкольника способности к интеграции НЕТ. Он не может одновременно переживать два противоположных импульса. У него или одно, или другое. Или он сам, или другой. Он не может учитывать обстоятельства и двойственность своих чувств и намерений. Он вообще не видит многомерность ситуации и разные стороны. Никакого полезного урока для себя он тоже не может вынести, когда ему говорят “бей в ответ”. Он маленький и незрелый.

Прежде чем он станет способен себя защищать сам не из страха и паники от того, что больше некому и надо справиться самому, а из своей внутренней зрелости, пройдут еще долгие годы. За это время он будет переживать каждую эмоцию по отдельности без смешивания, чтобы потом эти эмоции могли встретиться в один момент.

Например, чтобы фрустрация и стремление атаковать могли быть уравновешены многомерным видением ситуации и заботой о последствиях. Или наоборот, чтобы страх себя защитить был уравновешен здоровым ощущением, что я могу себя защитить и я знаю, как лучше всего это сделать сейчас.

Дозреет его мозг, он подрастет, а заодно увидит и усвоит много разных вариантов разрешения конфликтов: когда можно остановить словами (ему важно пережить этот опыт не просто со слов взрослого, а сначала когда взрослый делает это для него), когда можно вытянуть вперед руку и сказать “стоп”, когда можно немного подождать, потому что конфликт иногда не такой уж и конфликт и разрешится сам через пару минут, когда можно позвать на помощь, и так далее. У него будет более зрелый мозг и большой арсенал вариантов.

Когда дошкольнику говорят “защищайся сам, бей!”, он теряет эти важные для его развития возможности: в полной мере прожить каждую эмоцию отдельно (ему для этого нужен взрослый), дозреть до способности мозга смешивать чувства, накопить себе пространство вариантов, как действовать.

И логичный вопрос  а что тогда делать? Создать искусственные условия, где его никто не будет обижать? Нет, не нужно, да так и не выйдет, разве что в теплице под колпаком. Это нормально, что во внешнем мире другие относятся к ребенку по-разному и его могут обидеть, ударить, толкнуть.

Я вижу здесь два пути. Если ребенка постоянно бьют, то тогда вопрос  почему это должен решать один ребенок? Если условия хронически токсичные и стрессовые, ребенок не должен справляться один. Иногда такие ситуации решаются переговорами, обсуждениями, диалогами с другими взрослыми или вашим присутствием рядом с ребенком.

Если это садик или школа, то к проблеме привлекаются учителя, педагоги. А иногда стоит просто забрать ребенка из такого заведения или компании детей. А если это разовые ситуации на детских площадках, которые иногда случаются, то выход в том, чтобы больше быть рядом с ребенком, не заставляя его сразу бить самому, а дать ему другой опыт решения конфликтов.

Ребенок не сможет без взрослых открыть этот прекрасный и разнообразный мир вариантов справиться. Два ребенка без способности к интеграции и способности испытывать уязвимые чувства (например, не безразличие к другому) не придут сами по себе к адекватному диалогу. Да, они будут бить. Но какой урок они из этого вынесут? “Тебе не на кого рассчитывать”, “мир не безопасен”, “забрали лопатку  дай в глаз” и “это твой единственный вариант”?

Когда к вам прибежал ребенок, которого только что ударили на детской площадке, он вам жалуется, он принес вам свою боль, обиду и злость. Если он не пострадал физически, что самое первое, в чем он нуждается? Просто задумайтесь вот об этой самой минуте. Нет, не в том, чтобы вы шли наказывать обидчиков или отправляли его справляться самому. Обратите внимание сначала на НЕГО САМОГО. На его чувства, его боль, его растерянность, его злость. Побудьте хоть минуту с ним, вот таким вот настоящим и искренним во всех его проявлениях, прежде чем что-то решать.

Не нужно ничего решать прямо сейчас. Ему важно быть услышанным, понятым, замеченным, почувствовать нормальность своих переживаний, в том числе и его злости. Даже когда он кричит: “Мама, побей его, он меня ударил, накажи его! Я его убью!”  попробуйте уйти от содержания и сказать ему, что ему так больно и он так злится от удара, от неожиданности. Проявите ощущение нормальности его злости и сочувствие к тому, что он пострадал. Послушайте его. Обнимите. Посидите рядом.

Дайте ему почувствовать, что вот прямо здесь и сейчас вы с ним и с тем, что происходит у него внутри. Потом помогите ему на словах собрать его растрепанные чувства в связную историю про случившееся, чтобы он смог хоть немного прикоснуться к своим эмоциям, почувствовать и понять их. Это, кстати, один из самых частых запросов в терапии, когда внутри человека поднимается шквал эмоций и чувств, а он не может их распознать и идентифицировать, получается сплетенный комок всего вместе, потому что взрослые не помогали такому ребенку почувствовать и осознать, что произошло, собрать простую и связную историю внутри о случившемся и о своих чувствах.

Часть ситуаций решается уже вот здесь, когда ребенок почувствовал себя услышанным и увиденным. Накал его эмоций начинает снижаться, и дальше уже можно что-то с этим делать. Может быть, он сам выдохнет и побежит играть дальше. Может быть, вы скажете ему, что поговорите с мамой обидчика и поговорите вчетвером  с ней и детьми. Может быть, вы пойдете к детям и будете там рядом или предложите своему ребенку поиграть самому.

То, как взрослый будет решать ситуацию, это уже второе. Но часто оно становится первым, и тогда мы действуем из благих намерений, а пострадавший ребенок остается наедине со своими чувствами как будто неувиденным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить ли ребенка давать сдачи?

Учить ли ребенка давать сдачи? Как учить ребенка постоять за себя? Когда учить ребенка давать сдачи обидчику? Эти вопросы чащу возникают как раз у родителей 2-4 леток. Именно в этом возрасте дети акти...

"Учить ли ребенка давать сдачу?"

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»? Памятка для родителей  "Учить ли ребенка давать сда...

Учить ли ребенка давать сдачи?

    К сожалению, конфликты в нашей жизни возникают достаточно часто, как среди взрослых, так и среди детей. Как правильно их решать – это вопрос сугубо индивидуальный, для некоторых в...

"Учить ли ребенка давать сдачи".

В статье описаны методы обучения ребенка коммуникативным навыкам в вопросе решения конфликтов со сверстниками....

Консультация для родителей «Учить ли ребенка давать сдачи»

Консультация для родителей «Учить ли ребенка давать сдачи»...

Консультация для родителей «Учить ли ребенка давать сдачи»

Да, ребенка нужно учить защищать себя и давать сдачи! Но не младшего дошкольника. В подготовительной группе, В ШКОЛЕ – да (хотя в подготовительной группе, скорее всего, дети и не будут драт...