Безопасная среда для развития ребенка
консультация (старшая группа)

Бодунова Татьяна Алексеевна.

БезопаБезопасная среда для развития ребенкасная среда для развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnaya_sreda_dlya_razvitiya_rebyonka.docx265.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Безопасная среда для развития ребенка

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения.... и все равно наши дети непрерывно находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу - безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство - это "мягкая комната". Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая "мягкая комната", у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек :) И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это - вечное нельзя/не лезь/не трогай, это "детский мир" в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к "мягкому" миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории -базовую безопасность и безопасное развитие. 

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву - я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;

Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)

Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)

Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)

Возможность безопасного передвижения по всей квартире

Безопасные домашние животные

Недоступность химии и лекарственных препаратов.

Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово "нельзя!"? А как быстро он на него реагирует? 

"Нельзя" - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности "нельзя" относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. "Нельзя" еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова - это "СТОП" и "ОПАСНО".Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. "Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету" - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
"СТОП" - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете - вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите "стоп" - связка "стоп=опасность" быстро разрывается. 
Вася готовится взять конфету, а вы говорите "ОПАСНО", когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где.... Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

не трогай - плита горячая - это опасно

обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно

на подрконнике не играют - можно упасть - это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе. 

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору

гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)

общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей

берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей

определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные "проблемные" игры)

и т.д. 

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде.О безопасной развивающей среде.Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос. 

Таким образом,безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком- убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем. 

Происходит это, как правило, в несколько этапов.

1. Младенец.

Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения - закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся - это горячо. Если у вас очень горячие батареи - ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список "опасного". Если батареи еле теплые - за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему "нельзя" - не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере - только для взрослых, конфеты - тетины/дядины/для взрослых, телевизор - можно только взрослым - это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили - сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.

2. Активное "вместе" - ребенок от 1,5 до 3 лет.

В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию - творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете. 
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя" - как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте - от полутора-двух до трех-четырех лет?

Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)

Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды

Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)

учимся взаимодействовать с животными

учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться

учимся пользоваться "взрослой" посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой

учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например :)

учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)

Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама - и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях. 

В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество - лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале - спорт с родителями - "мягкая школа". Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки ))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей....

Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере. 

3) Время первого настоящего "я сам" 3-6 лет

В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки. 
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:

накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)

открыть-закрыть двери и не потерять ключ

зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.

Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью. 

Здесь важно помнить о двух моментах. 

Разрешите детям ошибаться.Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу. 
Последнее и самое главное -никто не застрахован от случайностей.Если ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка

методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...

Речевая среда и развитие ребенка

Консультация для родителей...

Консультация для родителей: «Влияние речевой среды на развитие ребенка».

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет ясная и чёткая речь....

Влияние среды на развитие ребенка

Дошкольная педагогика...

создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка

Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов....

«Благоприятная среда для развития ребенка».

Для ребенка с ОВЗ  мир должен так же как и для сверстника или взрослого....

Среда и развитие ребенка

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги»А.С. Макаренко.Среда и развитие ребенкаЧтобы ребенок стал подлинным члено...