Мастеркласс для родителей "Экспериментируем дома"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кочегарова Светлана Викторовна

Практический материал для работы с родителями по образовательной области "Познавательное развитие"

 

Цель:познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

 

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мастеркласса362.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастеркласс для родителей «Эксперементируем дома»

Цель:познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Участники мастер-классародители, воспитатели.

Оборудование и материалы :  корзина привязанная к воздушному шарику, игрушки: слон, ящерица, осьминог.

картины природных сообществ: пустыня. саванна, океан;

стеклянная банка с песком, резиновый шланг;перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло,бутылка; широкая ваза,пустой пузырёк. сода пищевая, краситель, уксус.

Вступительное слово воспитателя:

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний,в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельностиОдно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Ход мастеркласса:

Организационный момент:

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.

Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация.

Я хочу сегодня в форме игровой проблемной ситуации показать вам, проведение игры-экспериментирования с разными материалами.

 Как и в любой игре, у нас будет сюжет.

Жили были три друга: ящерица, слонёнок и осьминог. 

 Однажды им захотелось узнать, что же там за горизонтом  и  друзья решили отправится в кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Летели они, летели и увидели огромные пески, барханы.

 «Посмотрите,  мы попали в пустыню Сахару. Это мой дом» -сказала ящерица..

 Глядя на фото, что можно сказать о пустыне?

 Куда не глянь, везде песок, безоблачное небо и жаркое палящее солнце. Дожди идут редко, поэтому песок сухой и сыпучий.

Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка.

 Мы  превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Наши путешественники отправились в путь и ветер принёс их в саванну, это тоже африка, но в саванне растёт высокая трава, много кустарников, редко встречаются деревья – акации, гигантские баобабы, живет множество разных животных. Может быть, вы знаете, какие животные живут в саванне? (  это львы, гепарды, антилопы, зебры, буйволы, слоны, жирафы и самыми большие птицы Африки – страусы). Это мой любимый дом закричал слонёнок и

сразу же принялся есть  траву, листья деревьев и вдруг он заплакал. Осьминог спросил его: почему ты плачешь? « У меня болят зубы» -сказал слонёнок.

 « Это потому, что ты не чистишь зубы» -сказала ящерица.

 « Но у меня нет зубной пасты, я такой большой и пасты мне надо много» - сказал слонёнок.

Давайте поможем слонёнку и приготовим ему слоновью пасту.

Что понадобится: перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло.

Что делаем:

Сначала нужно растворить марганцовку в воде;3/4 стакана воды и 1 ст .ложка марганцовки

К окрашенной жидкости добавьте жидкое  мыло- 1 ст. ложку;

В финале нужно залить в смесь перекись водорода;

Наблюдайте, как жидкость набухает и превращается в громадную пасту.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Обратите внимание: чтобы не столкнуться с беспорядком, стоит проводить этот эксперимент не в емкости с широким горлышком, а в бутылке. Её потом будет не жалко выбросить.

https://schooldistance.ru/wp-content/uploads/2021/03/slonovya-zubnaya-pasta.png

Слонёнок почистил зубы, боль прошла, и друзья полетели дальше.

Воздушный шар приземлился на берег Атлантического океана, где

был дом маленького осьминога.

«Я живу у подножия океанического вулкана, сейчас он спит, но может скоро проснуться. Вы хотите посмотреть, как он извергается?»

Подготовьте:

  • Широкую и высокую вазу
  • Пузырек пустой
  • Соду пищевую
  • Любой краситель
  • Уксус

Ход выполнения:

  1. Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л
  2. К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды
  3. В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька
  4. Добавляем к ней краситель
  5. Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет

Восторг

Наши друзья устали и легли спать, но решили, что утром они отправятся в новое путешествие.

Рефлексия:

     Родители делятся своими впечатлениями от мастер - класса. (Вопросы записаны на бумажных цветочках).

 1  Что я сегодня узнала?

2.Что для меня было интересно?

3.Что для меня было трудно?

4. Я  поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Я  приобрела…

7. У  меня получилось …

8. Я попробую...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

мастеркласс

изготовление "мартинок"...

мастеркласс Роль ведущего на утреннике в детском саду

Данный материал предназначен для воспитателей .На собственном примере показала роль и обязанности ведущего утренника в детском саду.Сценарий разработан для всех возрастных групп.Празднование первого Д...

мастеркласс "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

представлена методика использования специальных дидактических пособий при работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре художественно-речевого творчества (работа с картами Проппа, игры с прищ...

мастеркласс по изготовлению перчаточных кукол

приведен конспект мастеркласса для родителей по изготовлению перчаточных кукол...

Мастеркласс «Тюльпан» с использованием техники рисования «Разноцветные ладошки» Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова МБДОУ №79 г.Воронеж

«Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования – рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу ощущение непосредственного взаимодействия с красками, а также дарит...