Как появляется игра?
статья (подготовительная группа)

В статье акцентируется внимание на важности игровой деятельности для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavlyaetsya_igra.docx494.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как появляется игра?

Подготовила воспитатель Коржова Н.В.

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся явными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно играет. Однако непосредственный опыт не всегда хороший советчик. Детская игра – один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому, что понять природу детской игры – это значит понять природу самого человека.  

Мы в первобытном обществе. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполнял определенную функцию: одни вспугивали животного, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия и зверь ушел?.. Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но они не могут поступить так, как сделали бы мы с вами. Им еще недоступно мысленное, воображаемое повторение событий. Первобытные люди воспроизводят ситуацию в развернутых действиях. Но в отличии от реальной охоты эти действия лишены своего результата, они несколько иные. Повторяется лишь внешний рисунок движений. Так родилась игровая деятельность.

Итак, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Вы можете сказать: «Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. А как же возникла детская игра?

Ответить на этот вопрос непросто. Оказалось, что необходимо понять, что такое человеческое детство. Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?

В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участниками общественного производительного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда- то детства не было, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых. В дальнейшем к человеческому детству как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни  предъявлялись все большие и большие требования.

Процесс изменения социального и психологического содержания детства продолжается и сегодня. Например современное детство существенное отличается от детства людей 19 века. Строго говоря, дошкольный период как особый этап развития ребенка исторически возник лишь при обязательном школьном обучении. Только в наше время появился период детства, стоящий между подростковым возрастом и юношеством, это особый, так называемый старший школьный возраст. Меняются и возрастные границы детства. Когда то оно было коротким. Только на протяжении нашего столетия сроки детства увеличились с 11 до 17-18 лет.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие их этих предметов начинают утрачивать свою результативную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры- соревнования, игры с правилами.

Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд еще более осложняется, а овладение усложнившимися орудиями все дальше отодвигается во времени. Возникает производство специальных предметов для детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно- двигательных и других координаций, необходимых при самых разных видах труда. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно- ролевая игра.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких либо внутренних врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.                                      

                 C:\Users\Надежда\Downloads\дети в игре.png                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как появляется бабочка"

Уважаемые коллеги.Предлагаю  вашему вниманию презентацию "Как появляется бабочка", созданную по книге И.Гуровой. Буду рада, если кому-то пригодится....

Презентация "Как появляется лягушка"

Уважаемые коллеги. Данная презентация создана по книге "Как появляется лягушка", автор И.Гурина из серии  "для детского сада".  Презентация позволит преподнести материал в более красочной и...

Проект "Как появляется птица"

1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...

Когда в вашей семье появляется второй ребенок

 Большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5 лет, так как  они еще очень зависимы от...

Сюжетно – игровое занятие по физической культуре « Человечек непростой появляется зимой »

В данном конспекте рассказывается о путешествии в Лапландию, входе которого дети выполняли разнличные  физические упражнения....

Учебно-методическое пособие по экологии:" Кто как на свет появляется?"

Пособие представлено в виде дидактической игры, которая поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о том, как появляются на свет различные живые существа....

"Как появляется бабочка"

Презентация "Как появляется бабочка"...