РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая группа)

Семенова Наталья Владимировна

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Семенова Наталья Владимировна; воспитатель МБОУ СОШ №198 ДО

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. В процессе обучения у детей развивается:

способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир,

выделять признаки предметов и явлений,

раскрывать их связи,

замечать свойства,

интерпретировать наблюдаемое;

формируются мыслительные действия, приемы умственной  деятельности,

создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения. Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития. Известно, что математика-это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность  собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,  анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

ТРЕНИРОВКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление -это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях,  когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в

том, из чего складывается логическое мышление.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ?

Сравнение–это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков час-то носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта. В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:

Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество.

Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен на

учиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.

Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты.

Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.

Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» – всегда «общим».  Например: покажите ребенку два предмета,

где «общим», но «несущественным» признаком у них является цвет,

а «общим» и «существенным»– форма.

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания:

концентрированность,

устойчивость,

объем внимания,

распределяемость,

переключаемость внимания.

Концентрированность–это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Устойчивость–это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче. Объем внимания–это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной деализацией воспринимать одновременно до 3 предметов. Распределяемость

–это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения. Переключаемость внимания–это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ СВОЕГО РЕБЕНКА

Интеллект–это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека. Он определяется способностью:

сосредоточиваться на познавательном задании,

умением гибко переключаться, сравнивать,

быстро устанавливать причинно-следственные связи,

делать умозаключения и т.д.

Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических способностей у старших дошкольников» (консультация родителям)

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...

Консультация "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...

Методическая разработка "Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр"

Одним из основных источников познания ребенка-дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реа...

Консультация для родителей "развитие математических способностей у старших дошкольников"

quot;развитие математических способностей у детей старшего возраста"- косультация для родителей...

Статья по теме: «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр»

laquo;Развитие математических способностей  у старших дошкольников посредством сложных игр»...