Пальчиковая игротека
консультация по развитию речи (младшая группа)

Белова Светлана Анатольевна

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik_igry_ml_gr_opyt_raboty.docx171.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая игротека

игры.jpg

«Ум ребенка находится  
                                                        на кончиках его
                                                                         пальцев»
                                                          В. Сухомлинский

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

«Ладушки»,  «Сорока»,  «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша.

Пальчиковые игры включаю в организованную образовательную деятельность.

Например, во время занятия по художественно – эстетическому развитию.

Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!

***

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, 
Рисовать опять начнем.

При проведении занятия по развитию речи предлагаю:

Петушок наш вдруг проснулся,

Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!

Ты сегодня не проспи.

Использование в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать:

Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

***
Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

***

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.

Во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.

Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.

В работе с детьми используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Групповая форма:

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.

Работу в подгруппах использую, когда с детьми разучивается новая пальчиковая игра. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.

Формы работы с родителями:

- Индивидуальные беседы.

- Консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и  «Для чего нужны пальчиковые игры»

- Папка – передвижка “Пальчиковые игры”.

Литература:

«Игры с пальчиками», автор Ю. А. Соколова;

 «Веселые пальчики» Т.А.Ткаченко;

«Тренируем пальчики» Е.В.Соколовой;

«Пальчиковые игры и упражнения» под редакцией Т.В. Калинина, С.В. Николаева.

И в заключении … Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Как играть в пальчиковые игры. Для начала  надо выучить текст наизусть и отрепетировать движения самостоятельно. Пальчиковые и жестовые игры необходимо показывать, четко проговаривая текст, с выражением, не торопясь, чтобы у ребенка было время на повторение показанного. Чем более выразительной будет мимика, тем лучше.  Говорить можно то тише, то громче, делая в соответствующих местах паузы. Игру нужно проводить весело с энтузиазмом. Если малыш на первых порах делает что-то неправильно, на этом не надо акцентировать внимание, и, наоборот, обязательно поощрять успехи, когда все получается. Каждую игру можно повторять 2-3 раза. Хотя если интерес ребенка не ослабевает, можно и больше. В одну игру можно играть около двух недель, постепенно заменяя их новыми. Игра разучивается с ребенком постепенно. Сначала взрослый просто ее показывает. Затем  взрослый и ребенок показывают движения одновременно, а текст проговаривается взрослым. Когда ребенок хорошо заучил последовательность движений, он уже может показывать их самостоятельно, текст проговаривается взрослым. И, наконец, ребенок и показывает движения,  и проговаривает текст сам, при необходимости взрослый помогает.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРОТЕКА

Слова И. и М. Галянт.

Смешные человечки

Дети делятся на пары – мальчик и девочка.

  1. Бежали мимо речки смешные человечки

(«Человечки» - пальчики бегут по «дорожкам» - рукам детей, стоящих напротив друг друга).

  1. Прыгали – скакали,

(Пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).

  1. Солнышко встречали.

(Ласково положить руки на щеки друг друга).

  1. Забрались на мостик

(Сложить мостик из рук).

  1. И забили гвоздик,

(Постучать кулачками).

  1. Потом – бултых в речку,

(Наклониться и свободно покачать руками).

  1. Где же человечки?

(Спрятать пальчики под мышки друг друга).

Разыгра

  1. Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

(Спрятать руки за спину).

  1. Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальцами).

  1. В гости к тете Разыгра.

(Похлопать в ладоши).

  1. На скамеечке сидели,

(На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца).

  1. Да в окошечко глядели.

(Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).

  1. Напились чаю, чаю разыграю.

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев).

  1. Солнышку ладошку погладили немножко.

(Погладить ладошки, слегка массируя их).

  1. Пальчики подняли – лучиками стали

(Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).

Две подружки

  1. На лужайке две подружки:

(Похлопать по коленям).

  1. «Ква - ква - ква, ква – ква - ква».

(Похлопать в ладоши).

  1. Две зеленые лягушки:

(Похлопать по коленям).

  1. «Ква - ква - ква, ква – ква – ква,

(Похлопать в ладоши).

  1. Ква!»

(Притопнуть одной ногой).

  1. Хором песни распевают:

(Сложить ладони и чуть – чуть «приоткрыть» их – ротик).

  1. «Ква - ква - ква,

(Похлопать в ладоши).

  1. Ква – ква - ква».

(Несколько раз притопнуть ногой).

  1. И спокойно спать мешают:

(Погрозить пальцем).

  1. «Ква - ква - ква – ква – ква,

(Похлопать в ладоши).

  1.  Ква!»

(Сделать один притоп).

Дом

  1. На опушке дом стоит,

(Сложить ладони «домиком» над головой).

  1. На дверях замок висит,

(Сомкнуть ладони в «замок»).

  1. За дверями стоит стол,

(Накрыть правой ладонью кулачок левой руки).

  1. Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырить).

  1. «Тук – тук – тук» - дверь открой.

(Постучать кулачком по ладони).

  1. «Заходите, я не злой!»

(Руки в стороны, ладони вверх).

Семья могучая

  1. В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой – «деревья»).

  1. Жила семья могучая.

(Сложить ладони в «замок»).

  1. У них был дом огромный,

(Соединить пальцы – «крыша»).

  1. И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – «труба»).

  1. Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из пальцев).

  1. «Плим, плим, плим».

(Пощелкать пальцами).

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,

пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.

указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

- легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,

погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок
Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..

Дети показывают загаданные действия

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Ватрушки»

Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы, (пощипывают себя по бедрам)

Сахар положили мы, (“посыпают сахарный песок” пальчиками обеих рук)

Ягоды, творог – (“лепят пирожки” то одна рука сверху, то другая)

Лепим пирожок.

Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)

Кушайте ватрушки! (вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх)

«Ёжик»

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки. 

«Тучка»

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики     растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

 Приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

 Погрозить указательным пальцем правой руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

«Дождик»

Капля раз, капля два

Поочередно руки развести в стороны

Очень медленно сперва.

Соединить перед собой руки

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Легкий бег друг за другом по кругу

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли

Руки над головой соединить

«Умывалочка»

Мы намылим наши ручки

Круговыми движениями трут одну ладошку о другую

Раз, два, три, раз, два, три.

Два раза по три ритмичных хлопка

А над ручками, как тучки,

Выбрасывают руки вверх

Пузыри, пузыри.

Четыре ритмичных Прыжка, руки на поясе

«Наши пальчики»

Пальчик с краешку – Большой,

Самый толстый и смешной.

Согнуть и разогнуть большой палец (повторить несколько раз)

Этот – Указательный,

Строгий и внимательный

Согнуть и разогнуть указательный палец (повторить несколько раз)

Этого зовут все – Средний,

Он не первый, не последний

Согнуть и разогнуть средний палец (повторить несколько раз)

Этот палец – Безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Согнуть и разогнуть безымянный палец (повторить несколько раз)

Этот маленький – Мизинчик,

Он у нас у всех любимчик

Согнуть и разогнуть мизинец (повторить несколько раз)

«Ладошки»

Руки кверху поднимаем,

Руки вверх

А потом их опускаем,

Руки вниз.

А потом их разведем

Руки в стороны.

И к себе скорей прижмем.

Руки вниз, прижать к бедрам

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

Хлопки в ладоши.

Литература:

1.Н.В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики С-П.:Детство-пресс, 2009

  1. Е.А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников С-П.: Детство-пресс,2010

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка\Новая папка\Безымянный.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Учебно — методическое пособие «Пальчиковая игротека»

  Занятия пальчиковыми играми способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, ...

Занятие по развитию речи в старших группах ( с применением пальчиковой игротеки)

«Весна идет, весне дорогу»Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить де...

Пальчиковая игротека

Памятка для родителей младшей и средней группы для развития пальчиковой моторики нетрадиционными способами, с использованием прищепок, шариков, орехов......

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Пальчиковые игры помогают развиватьречь и образное мышление....

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи.......