"Без пословицы не проживёшь"
статья (старшая группа)

Оксана Александровна Иванова

Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с пословицами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети не их слышат, а значит, и в детской речи эти фразы отсутствуют. «Зачем они вообще нужны современным детям? Ведь мы живём не в позапрошлом веке!» — скажут многие родители.

Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому. В яркой форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. «Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки… Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - говорил А. Н. Толстой. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Пословицы и поговорки – это приобщение детей к мудрости народа, изложенной доступным, понятным для каждого языком, которым потом руководствуется человек во взрослой жизни.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине. Обратимся к значению слова «Родина», в толковом словаре оно определено как – «место возникновения, происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается». Синоним слова «Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине – патриот. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". "Ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник". Для формирования чувства патриотизма очень важны представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Заключенные в пословицах необыкновенная мудрость, краткость и четкость выражения всегда привлекали внимание общественных деятелей, писателей. Еще Н. В. Гоголь подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Петр I — один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота — часто обращался к пословицам и поговоркам. В письмах к военачальникам русской армии Петр I нередко приводил пословицы, ссылаясь на них как на источник народной мудрости. Уведомляя адмирала Апраксина о предстоящих событиях на войне, Петр писал: «Мы не знаем, что будет; но ежели бояться несчастья, то и счастья не видать». Работая над текстом военных инструкций, статей, регламентов, воинских уставов, Петр часто отдельные статьи подкреплял пословицами, а некоторые положения устава облекал в четкую афористическую форму. «Грудь солдата — защита отечества», — говорится в Уставе воинском

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа.  Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: «Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится», «Пословица - всем делам помощница», «Без пословицы не проживешь».

Нас окружают стереотипы – это аксиома. Есть стереотипы полезные (например – мойте руки перед едой, переходи дорогу на зеленый свет), и такие стереотипы помогают в принятии решений, более того, ускоряют эти решения. Человек, обзаведшийся в детстве стереотипом «Мойте руки перед едой», не задумываясь соблюдает правила гигиены, что благотворно сказывается на его здоровье. Ему не приходится доказывать себе каждый раз, что мыть руки перед едой нужно и полезно. А ведь процесс мышления – это тоже работа. То есть, использование полезного стереотипа экономит энергию, позволяет направить ее в другое русло, вместо того, чтобы размышлять – стоит ли мыть руки перед едой.

Именно в детстве происходит установка основных базовых стереотипов. Дело в том, что стереотипы исходят от взрослых (к примеру, родители сообщают ребенку о том, что нужно мыть руки перед едой), а эта информация в детстве воспринимается некритично, представляется абсолютно верной. Пословицы и поговорки тоже являются определенного рода стереотипами поведения и, усвоенные в детстве, помогают таким же образом, как и базовая установка «Мойте руки перед едой».

«Семь раз отмерь, а один раз отрежь» – обучение предусмотрительности, предложение рассмотреть несколько вариантов возможных решений и выбрать из них наилучший. «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – установка на необходимость полезного труда, который и определяет одну из основных базовых потребностей любого человека – потребность в выживании личности, рода и вида. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» – еще одно предупреждение  «Будьте бдительны!». «Глаза страшатся, а руки делают» –  помогает преодолевать трудности, которые на первый взгляд кажутся совершенно непреодолимыми, но, как выясняется впоследствии – ошибочно. «Где один горюет, там артель воюет» – обучение командной работе. И так далее, примеров можно привести множество.

Человек, вооруженный набором пословиц и поговорок, чувствует себя в мире гораздо комфортнее. Ведь у него уже есть ответы на многие вопросы. Не зря же сказано: дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Пословицы и поговорки предлагают результат обучения, указывают на ошибки, и умный – учится на них.

Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.

Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами.

На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Исследователи делают вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

Использованный материал:

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/oznakomlenie_s_poslovitsami_i_pogovorkam

http://uznaika.com/psichology/3635-zachem-detyam-poslovicy-i-pogovorki.html

https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-rol-poslovits-i-pogovo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы по ОБЖ

Пословицы по безопасности жизнедеятельности дошкольников...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь»

Цель: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Способствовать расширению представлений детей о чае. Задачи:Образовательные:• Продолжать знакомить детей с русским са...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...