Что такое поведение?
статья

Бедрина Анна Александровна

В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_povedenie.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ "ПОВЕДЕНИЕ"?

поведение

В самом простом понимании, поведение - это любое действие, которое выполняет человек. В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить. 

Скиннер, пионер поведенческого анализа, определяет поведение как "Поведение - это движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами" (Skinner, "The Behavior of Organisms", 1938).

Другими словами, все, что мы делаем или, делает ребенок - это поведение:

         Ест
         Пьет
         Спит
         Кричит
         Рисует
         Играет
         Моет руки
         Дерется
         и т.д.

Но для того, чтобы понять лучше, что такое поведение - нужно определить, что такое "не поведение".

В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение.

Например,:

         Не слушается родителей

         Не реагирует на обращения сверстников

         Не смотрит в глаза

         Не плачет, когда ударился

Все эти примеры отражают "не поведение", и для того, чтобы поведенческий аналитик мог изменить существующее положение, ему необходимо понимать, какое поведение должно возникать в этих ситуациях.

Например, вместо того, чтобы решать проблему "непослушного ребенка", который не выполняет требования родителей, и уменьшать поведение "непослушания" (которое, на самом деле, не является поведением), поведенческий аналитик обучает ребенка выполнять инструкции с помощью поведенческих методов.

К понятию "не поведения" относятся также черты характера или общие определения. Например, "ленивый ребенок" - это не поведение. "Аутичный ребенок" - это тоже не поведение. Такими понятиями, как "радостно отреагировал", или "аутичное поведение" невозможно оперировать в поведенческом анализе.

Поэтому необходимо определить точную форму поведения, и те факторы в окружающей среде, которые влияют на поведение.

Следует также помнить, что "поведение" - это собирательный термин. Любое поведение можно разбить на некоторое количество составляющих его отдельных мелких действий - реакций.

Например, поведение "Пить" можно разбить на несколько реакций:

         Взять стакан в руку

         Поднести стакан ко рту

         Наклонить

         Сделать глоток

         Отнять стакан от рта

Поведенческая реакция, как физическая величина, может измеряться по нескольким параметрам:

  1. Момент во времени - как быстро появляется реакция. Например, ребенка позвали по имени - как быстро он отреагировал и подошел. Прозвучал звонок на перемену - как быстро ребенок поднялся и вышел из класса.
  2. Продолжительность во времени - как долго длится реакция. Например, ребенок смотрит в глаза - как долго он удерживает взгляд. Ребенок сидит во время занятий - как долго он может сидеть на стуле, перед тем как вскочит со стула и начнет бегать по комнате.
  3. Повторяемость во времени - одиночная реакция может повторяться. Например, ребенок плюется - он плюется 5 раз в течение занятия. Ребенок кушает котлету - он накалывает вилкой кусочек котлеты и повторяет это действие столько же раз, сколько у него кусочков котлеты на тарелке.

На основе этих измеряемых параметров поведенческий аналитик может изменить поведение в том направлении, в котором это необходимо. Например, уменьшить количество раз, когда ребенок плюется, или увеличить продолжительность сидения за столом, или уменьшить время реакции, и научить ребенка быстрее реагировать на обращение или быстрее выполнять инструкции.

Для изменения поведения ребенка нужно менять его среду. Другими словами, менять тот образ действий и образ жизни, который характеризует его близких - родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, учителей в школе, и т.д.

И на это изменение ни один поведенческий специалист, даже самый опытный, даже самый сертифицированный и прекрасный во всей вселенной не может повлиять волшебным образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...