«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»
консультация

Зуенок В.О.

В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах. Понятие «загадка» происходит от слова «думать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx71.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

     В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах. Понятие «загадка» происходит от слова «думать». А это значит то, что, в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной форме и нужно отыскать их первобытное значение.

     Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. 
    Своё значение загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством - средством обучения детей. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудия труда, явлениях природы. Эти уроки помогают детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями. Детям нравится отгадывать загадки. И отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, что в свою очередь делает речь ребенка чище, красивее, богаче, и это делает общение детей друг с другом намного проще, интереснее и грамотнее.

     Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Педагогическое значение загадки:

  1. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
  2. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
  3. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
  4. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
  5. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
  6. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  7. Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

     Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

     Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности.

     Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики. Развиваем речь дошкольников:

Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадка и её роль в воспитании ребёнка"

Консультация для родителей о значении загадки для развития ребёнка....

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную цен...

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка»....

«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

В консультации раскрывается роль загадки в развитии личности ребенка. Осуществлена подборка загадок на усложнение. Материал подходит для распечатки и организации папки - ширмы для родителей....

Консультация для родителей Тема: «Загадка и её роль в воспитании ребёнка»

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательн...