Консультация для родителей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Краснянская Татьяна Евгеньевна

Консультация

Как научить ребенка составлять описательные рассказы ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_sostavlyat_opisatelnye_rasskazy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка составлять описательные рассказы ?

Школа. Надо писать изложение, сочинение, реферат, эссе… Но как? Школьники сталкиваются с трудно решаемой проблемой, корни которой уходят в дошкольное детство. В дошкольном детстве активно развивается устная речь монологическая и диалогическая. Формы монологической речи – это разнообразные продукты связной речи, по-простому, разные виды речевой  деятельности: пересказ, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, сочинение рассказов по картине и серии картинок, создание различных творческих рассказов.

 Совершенство связной речи определяется богатством номинативного словаря (количеством существительных), предикативного (словаря глаголов) и атрибутивного словаря (количеством прилагательных и наречий) и способностью пользоваться всеми лингвистическими средствами речевой выразительности (метафорами, сравнительными оборотами и пр).

Простейшей формой связной речи, доступной даже для самых маленьких детей, является описательный рассказ, которому детей начинают учить с трех лет. Для составления описательных рассказов  используются игрушки и предметы. Дети подбирают прилагательные, позволяющие охарактеризовать и сравнить один предмет с другим. Для описания игрушек предлагается следующая схема вопросов: Эта игрушка какого цвета?, На что похожа по форме? Большая или маленькая? Из чего  она сделана? Что с ней можно делать? Какие у нее есть части? и т.д.  Обычно навыки простейшего описательного рассказа закрепляются еще и в ходе изобразительной деятельности, аппликации, лепки и конструировании.

Детям предъявляются игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы они имели возможность уловить «состояние» героя (кукла плачет, гусенок сердится и пр.) или демонстрировать их в движении. Иногда полезно, чтобы в гости к детям пришла знакомая детям игрушка, а затем этот персонаж обращается к ним с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно («Маша, расскажи также о моей мордочке», «Тебе нравится моя шапочка? Я не слышала о ней»). Ведущие приемы обучения — образец описания, который дает педагог, план рассказа, подсказка, дополнения детей.

В старших группах игрушки подбирают более сложные. Как правило, для детей старшего дошкольного возраста вводится следующий алгоритм речевых действий, помогающий выделить главные признаки и свойства объекта:

  • «Скажи какой?»  - к слову, обозначающему предмет подбираются как можно больше прилагательных, обозначающих признаки, и сравнительных оборотов.
  • «Скажи, что делает?»  - к слову, обозначающему предмет, подбираются слова, обозначающие действия с этой игрушкой). Чем больше глаголов подберет ребенок, тем более уточняющим будет его рассказ.
  • «Что (кто) может это делать?» - к слову, обозначающему действие, подбираются слова, обозначающие предметы.
  • «Что (кто) может быть таким?» - к слову, называющему признак, подбираются слова – предметы.
  • « На что похоже ?» - подбираются сравнения.
  • «Как можно назвать предмет по другому?» - подбираются альтернативные, синонимичные варианты.
  • «Назови части предмета» и т.д.

Когда дети запомнят подобный алгоритм описания, они с удовольствием смогут самостоятельно описывать не только игрушки, но и людей, объекты природы, все того, что встречается в ближайшем окружении ребенка.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др. Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и др.). На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка па темном фоне и т. п.).

Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности - на занятии по конструированию ребенок рассказывает о постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

Описательный рассказ по картине, на которой изображен какой-то один предмет или персонаж - более сложная  форма связной речи.

А следующим этапом в составлении описательного рассказа является рассказ по картине с сюжетом. В картине с несколькими объектами ребенок учится выделять и описывать все персонажи картины, сравнивая их между собой  и описывая их действия.

На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?). Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная — установить связи между объектами, персонажами.

Обучение рассказам по памяти начинается в старшей группе. Более легкие темы — из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Детям предлагаются  темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «я был в зоопарке», «праздник в нашем городе», «мы ходили в поход» и др. Обычно рассказывание проводят не сразу после события.  Темы для рассказов могут быть подсказаны условиями жизни детей.

Закреплять умение рассказывать по памяти можно, используя различные игры:

  • Игры-загадки: «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это».
  • «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Федя?».
  • «Да-нет», игра в которой с помощью наводящих вопросов ребенок выстраивает описательный рассказ по памяти.

Основное правило в этих играх — не называя предмета, который задуман, описать его по главным (существенным) признакам. Например, составляя загадку о животном, ребенок рассказывает о его внешнем виде, о том, чем оно питается, где живет; в загадках о профессиях — о трудовых операциях, орудиях труда, спецодежде.

Словесные дидактические игры, включающие рассказы детей по памяти, например «Радио», «Что я видел», «Путешествие утром, вечером», «Отгадай-ка», «Похож — не похож», не должны быть продолжительными, так как сложны для детей. Их проводят после аналогичных занятий и игр, включающих описание предметов, игрушек, картинок по зрительному восприятию.

В работе по обучению рассказыванию полезно испольщзовать следующие приемы:

  • Работа над планом (пересказ по плану).
  • Рассказ-описание.
  • Рассказ-повествование.
  • Рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Рассказ по сюжетной картинке.
  • Сообщение, повествование, рассуждение.
  • 20. Конструирование рассказов  по схемам.
  • Определение темы рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Построение сообщений в логической последовательности:

Наиболее сложной формой рассказа является рассказывание по воображению

При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте».  Для того, чтобы детям было легче освоить этот вид рассказывания, им предлагают:

  • Завершить рассказ, начатый воспитателем (придумывание конца),
  • Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок.
  • Рассказ от лица разных героев. Например сказка «Теремок», которую рассказывает медведь, мышка, лягушка;
  • Рассказ по фотографии;
  • Напиши мне письмо. Ребенок рассказывает, кто написал письмо, чем занимались раньше дети, изображенные на фотографии (открытке) (развитие изображенного сюжета).
  •  Рассказ о своем рисунке , в котором ребенок делится с окружающими своими чувствами и фантазиями.
  • Рассказ-небылица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...